Митрополит Варсонофий

Проблема воспитания детей стояла в каждую эпоху, и каждому поколению приходилось ее решать в разных условиях. Хотя мы живем в XXI веке и, казалось бы, в нашем распоряжении огромный опыт многих предыдущих поколений, правильнее было бы во главу угла ставить опыт жизни тех праведных семейств, о которых говорится в Святом Писании. И прежде всего — той семьи, в которой родилась и воспитывалась Пресвятая Дева Мария.

В великий праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы об этом поговорить особенно уместно, чтобы можно было некоторые вещи не только обдумать, но и постараться применить в своей жизни.

В Божественном деле нашего спасения всё было облечено в тайну, и эта тайна, сокровенная от века в Боге, благовествованием Святого Духа была возвещена сначала на земле в Церкви Божией, а через нее прошла «до конец земли». Многоразлична Премудрость Божия! Ангелы на небе и пророки на земле в недоумении испытывали эту тайну, но не могли проникнуть в нее. Таким сокровенным характером отличалось и посвящение Младенца Марии на служение Богу при введении Ее во храм.

В день Ее славного Рождества мы говорим о том, что Она стала плодом пламенных молитв и очень долгих ожиданий. И вот это Дитя, некогда царственного рода, при достижении трехлетнего возраста должна была, по обету родителей, оставить кров родной и на чужих руках жить при храме, в подвигах молитвы и труда.

Что подвигло Ее родителей пойти на такой шаг? Ни естественная их привязанность, ни страх, внушаемый слабостью возраста и пола, ни тяжесть собственного одиночества в глубокой старости, — ничто не поколебало их решимости. Как вообще все это понять? Есть ли это только дар Богу от бесплодных родителей за отнятие «поношения бесчадства»? Или это благочестивый обычай древности давать обеты и обязательно исполнять их? Нет, это и не то, и не другое. Все гораздо глубже. Это тайна, в которой Господь, «хотя сказати народам Свое спасение, Неискусобрачную ныне от человек прият, знамение примирения и обновления».

То, что предопределено было в Предвечном Совете Божества, не могло скоро совершиться на земле, которая в лице дочерей своих долго еще не представляла достойного чертога для воплощения Бога, и поэтому тайна соединения человека с Богом отлагалась в продолжение веков до времен будущих.

Наконец Бог избрал праведных Иоакима и Анну, чтобы от них произошла та Жена, Которая достойна была принять и свято сохранить высочайшую тайну воплощения Сына Божия.

Вхождением Своим во внутреннее святилище Богоотроковица положила начало приведению к Богу всех других сынов и дочерей человеческих: «Совет Предвечный превечного Бога во исполнение грядет, пред грядущей Ей воспитатися во Святая святых — в жилище Слова».

Внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел Завета, Которого вы желаете. (Мал. 3, 1) Что это был за храм, в который вошла отроковица Мария? Это был возобновленный правителем Зоровавелем после Вавилонского плена храм, который в отличие от первого храма, построенного царем Соломоном, назывался вторым. Он много уступал первому и по размерам, и по великолепию. Но между тем слава второго храма должна была воссиять более славы первого. Как должно было совершиться это прославление, было иудеям открыто через пророка: «Внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел Завета, Которого вы желаете» (Мал. 3, 1). С момента этого пророчества прошло четыреста лет, а Ангел Завета не приходил, и слава храма, и в начале-то невеликая в сравнении с храмом Соломоновым, не только не возвысилась, но почти совершенно упала. Здесь уже не было ни ковчега Завета, ни пророческих «урима и туммима», знаменовавших присутствие Божие, ни священного помазания!

Через кого же, каким образом и когда воссияла эта предвозвещенная пророками слава? Мы теперь знаем, что через Господа нашего Иисуса Христа. Устрояя спасение людей Своих, Он избирает в «скинию» Себе чистую Деву и таким образом приготовляет мир и храм к спасительному обновлению. «Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, — поет Церковь в праздник Введения, — днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангелы Божии: Сия есть селение небесное».

Славен был древний храм обетованием Божиим. Господь говорил: «И будут очи Мои и сердце Мое там во вся дни». Славен он был чудесными знамениями и пророчествами, благочестием и жертвами царей, благоговением и любовью народа. Но слава второго храма, принявшего в стены свои Господа Иисуса Христа и Пресвятую Деву, без сравнения была выше.

Храм в то время представлял собой целый комплекс различных построек. Там было много дворов и притворов, различных помещений, где проживали лица, исполнявшие какую-либо священную службу. При храме жили вдовы и девы, проводившие воздержанную жизнь. Святитель Епифаний, хорошо знавший иудейские традиции, говорит, что иудеи посвящали Богу всех первенцев мужского и женского пола, и те воспитывались в притворах храма до зрелого возраста. Там же жили «назореи», которые давали обет Богу воздерживаться от вина и не стригли волос.

Когда Дева Мария оказалась в храме, Она, конечно, мало что еще понимала в том, что там происходило, но Ее маленькое, чистое сердце искренне пламенело любовью к Богу.

По выражению Святой Церкви, Богоотроковица «младенствовала плотию, но была совершенна душою», «трехлетствовала телом и многолетствовала духом». Потому-то святые родители и решились, несмотря на младенчество Ее, расстаться с Нею и не откладывать долее обряд посвящения. Об их намерении знали многие люди, все родные и знакомые готовились к этому торжеству. Мы же празднуем это событие как предвестие Рождества Христова — не только потому, что праздник Введения приходится на первые дни Рождественского поста, но и потому, что по сути своей он посвящен Пресвятой Деве как храму, которому предстоит стать чертогом Боговоплощения.