Диакон Игорь Ларченко



30 октября в нашем киноклубе прошло особое событие - просмотр шедевра нашего великого режиссёра Андрея Арсеньевича Тарковского "Ностальгия".

Уверен, что фильмы этого режиссёра надо смотреть на большом экране. На таком, как в нашей воскресной школе и, конечно, тогда просмотр останется в памяти!

Рецензировать такие фильмы почти невозможно. Мы можем только обратить внимание на некоторые центральные символы, которые нам дают ключи к осмыслению этого выдающегося произведения, говорящего о смысле нашей жизни, смерти, о личности человека...

Одним из таких смысловых ключей является, на мой взгляд, разговор Бога со святой Екатериной, где Бог говорит, что Он - Тот кто есть, но Екатерина - не та, кто есть. Мы - не есть, только Он есть! Бытие наше зависит от Него. Только в Нём мы можем раскрыться в полной мере как личности! И только с Ним и в Нём мы можем обрести смысл нашей жизни.

Разговор главных героев - Андрея и Доменико происходит в странном помещении - в жилище Доменико. Отовсюду льётся вода (символ очищения и Крещения), а на стене написано 1 + 1 = 1. Разве не гениально... На самом деле, весь фильм о единстве. И Доменико перед смертью тоже о нем говорит. Но как мы можем стать едиными друг с другом и с Богом? Только в Церкви! Причащаясь от одной Чаши и, созидая себя в Таинстве Причащения в единое тело Церкви - тело Христово.

Обращаем внимание - имя "Доменико" переводится как "Дом Бога", Церковь. Она - Церковь - как и её глава Христос, отдаёт себя в жертву: Доменико в конце фильма становится горящей свечой - на глазах у всего равнодушного мира в последнее апокалиптическое время...

Образ предстояния перед Богом предваряет стихотворение Арсения Тарковского:

"Меркнет зрение - сила моя,
Два незримых алмазных копья;
Глохнет слух, полный давнего грома
И дыхания отчего дома;
Жестких мышц ослабели узлы,
Как на пашне седые волы;
И не светятся больше ночами
Два крыла у меня за плечами.

Я свеча, я сгорел на пиру.
Соберите мой воск поутру,
И подскажет вам эта страница,
Как вам плакать и чем вам гордиться,
Как веселья последнюю треть
Раздарить и легко умереть,
И под сенью случайного крова
Загореться посмертно, как слово".

Посмертно "загорается" и главный герой фильма - Андрей Горчаков (не случайно же его зовут Андрей, как и режиссёра).

Его шествие со свечой, его переживание и предстояние при этом являются одной из самых глубоких сцен - полотен мирового кинематографа! Последние кадры в отблеске триединого света до сих пор стоят перед моими глазами!