Лариса Анисимова

Фильм «Амадей», режиссер М. Форман, 1984г.

Борьба добра и зла… Это всегда современно. Фильм «Амадей» - об этом. Настоящий кино-шедевр, удостоенный 8 премий «Оскар» и многих других престижных наград. Лента рассказывает о жизни двух композиторов - Моцарта и Сальери, о противостоянии коварства и искренности, зависти и великодушия, посредственности и гения. Фильм – режиссерская версия этой истории, а режиссер- Милош Форман не предлагает нам познакомиться с биографиями музыкантов. История, рассказанная в фильме, является вымышленной, а образ Сальери - собирательным, неким воплощением зла. На самом деле Антонио Сальери – придворный композитор, в своё время был гораздо более известен, чем Моцарт, и пользовался заслуженным уважением со стороны коллег, в том числе и Моцарта. Но время расставило все по местам - гений Моцарта продолжает жить в его операх, симфониях, концертах, а о музыке Сальери забыли. С лёгкой руки Пушкина сплетня, сочинённая недоброжелателями Сальери о том, что он из зависти убил Моцарта, превратилась в легенду, и он стал восприниматься как негодяй и завистливый монстр. Этим несоответствием «настоящего» Сальери его образу, сыгранному актером Мюррэй Абрахамом и объясняется недовольство части зрителей концепцией режиссера. В фильме нет доказательства вины Сальери. Но фильм – не об этом. Весь фильм – это исповедь старого и больного Сальери, вспоминающего свою жизнь и свои творения на фоне личности и творений Моцарта. В начале фильма Антонио предстаёт перед нами как добрый и очень религиозный человек, за все благодарящий Бога, но постепенно зависть перерождает его, и как капли яда, разъедает его душу. Сальери начинает упрекать Бога за то, что Он не дал ему – истинному праведнику, такого таланта, какой Он дал этому мальчишке. И на наших глазах христианин становится богоотступником. В потрясающей сцене фильма он срывает со стены распятие и сжигает его в огне...

Фильм, длящийся три часа, смотрится на одном дыхании благодаря прекрасной игре актеров, великолепию голосов певцов, музыке Моцарта и Сальери и красочности декораций. Мы видим представления народного театра-балагана 18 века, улыбаемся игре его простодушных и веселых актеров, в других сценах появляются античные герои или персонажи – современники композиторов. Все великолепие режиссерской работы - это фон для ключевой идеи фильма - как такие пороки, как гордость и зависть заканчиваются богоборчеством, приводящим к безумию, а искренняя и горячая преданность своему предназначению ведет к бессмертию...

Этот фильм поднимает множество вопросов об отношениях с Господом, о природе гения, о ревности, гордости и зависти.