Лариса Анисимова

В прошедший четверг в библиотеке «Елизаветинка» (киноклуб «Остров») состоялся просмотр фильма «Слово», снятого режиссером Карлом Теодором Дрейером в 1955 году по пьесе «В начале было Слово» Кая Мунка - датского поэта, драматурга и лютеранского пастора. Интересно, что действие картины происходит в той деревне, где жил и проповедовал Мунк.

В фильме мы узнаем самих себя, потому что фильм говорит о том, как поверхностна и слаба вера у большинства из нас, как редки люди, вера которых настолько искренна и глубока, что она способна творить чудеса.

Фильм снят в реальном времени, в спокойном темпе. Актеры играют строго и сдержанно, даже аскетично. Простая и благородная обстановка сельского дома, в которой протекает патриархальная жизнь героев, напоминает слова прошения, о котором говорится в Ектении «…тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте".

Персонажи много говорят о своей вере, но как-то умозрительно и отстраненно. И только один из них – молодой богослов Йоханнес, которого считают помешанным, потому что он называет себя Христом и постоянно цитирует Евангелие, - только он верует искренне. Его окружают верующие люди, но Иоханнес показывает им слабость и бессилие их веры. Он очень хочет увидеть в душах этих людей хоть крупицу той веры, о которой они так часто говорят.

Как цветок в фильме женщина – Ингер - воплощение красоты, чистоты, доброты. Она из тех ангелов, которые умиротворяют и облагораживают окружающее. Именно с ней происходит чудо, которое сотворил Йоханнес по искренней и глубокой вере ребенка – дочки Ингер.

Режиссер - Карл Дрейер, - медленно, в течение всего фильма подготавливает нас чуду, к непредсказуемому концу - к воскрешению умершей после родов Ингер! Этот конец показывает нам, маловерным, что может совершить молитва и вера! Вера в чудо становится верой в Господа. Режиссер исследует маленькую частицу вселенной, в которой вера и скептицизм, разум и безумие, детство и старость живут рядом испокон веков. Для Дрейера только вера способна постичь всю вселенную целиком, тогда как атеизм или скептицизм видят лишь её часть и уверены в том, что эта часть – и есть всё целое.

Фильм Дрейера был с восторгом принят как кинокритиками, так и широкой публикой. Он был удостоен главного приза Венецианского фестиваля и ряда других премий, включая Золотой глобус. По сей день «Слово» регулярно фигурирует в списках величайших фильмов всех времён и народов.

Фильм заставляет нас взглянуть на себя изнутри, сравнить себя с главными персонажами, несущими свет любви и веры – Йоханнесом и Ингер.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Благодарю Вас! Заставили меня оценить фильм по-другому, чем раньше, меня именно Йоханнес несколько "раздражал" своей некоей, на мой взгляд "медицинской ненормальностью". Признаюсь, Коллега, причиной восприятия стала не столько особенность, что я "оценил клинически" поведение, реплики и даже мимику Йоханнеса.

"Персонажи много говорят о своей вере, но как-то умозрительно и отстраненно."
"...верующие люди, но Иоханнес показывает им слабость и бессилие их веры."

Теодор Дрейер... "очень хочет увидеть в душах этих людей хоть крупицу той веры, о которой они так часто говорят.