Анна Плещенкова

Радуйтеся, праведнии, о Господе,
правым подобает похвала…
/Пс. 32:1/

Но Русь Святою остается…
/Диакон Сергий Учанейшвили/


Торжество Православия – особенный день.

Это и первое воскресенье, неделя, великого поста, это и праздничная память утверждения хранимой истины православной веры перед любыми ересями и угрозами: память торжества веры в любых обстоятельствах. Правды Божией над ложью дьявольской агрессии.

Неудивительно, что в нашем военно-патриотическом клубе «Ратоборец» именно к торжеству православия был давно задуман православно-патриотический концерт. Ратоборец посвящен святому благоверному князу Александру Невскому, и торжествовать пригласили бойцов Александро-Невской песенной дружины. Мы предполагали, а Бог расположил по своему и премудро. Ото всей дружины мы принимали одного нашего друга, Антония Галицкого, и он подарил нам удивительный вечер, в который около сотни детей и взрослых оказались призваны ответить себе самим на вопрос: как я люблю Бога, как я храню от захвата врагом свою душу и свою родину, готовлю ли я их к этой защите, сохраняясь в любви и верности Богу и его святой православной церкви? Очень символично, что отец Александр успел преподать Антонию благословение перед выступлением, уезжая в воинскую часть.

Радостью отвечала наша совесть, узнававшая правду Божию. Антоний начал концерт с видеоклипа – песни диакона Сергея Учанейшвили «Княже Александре» с видеорядом Ирины Золотовой:

Не в силе Бог, сказал, а в правде,
Лишь правые угодны Богу...

Мудро и по братски Антоний Галицкий включил своих соратников, которых не было с ним, их песнями: отца Сергия, Николая Еремина...

Вообще Галицкого отличает умение сквозь исполнение нести основную духовную мысль. Он приходит не для ублажения себя и других, а для того, чтобы послужить чужому спасению, зная, что, когда и кому сказать. Это и есть служение больших меньшим без которого немыслимо православное наставничество, - Антоний психолог и педагог Божией милостью.

Три основных урока пасхально-красными линиями святили через концерт:

Любое служение есть положение души за других;
Как любое духовное восхождение, оно имеет свою высшую точку Голгофы и Воскресения;
но душа должна быть непрестанно обучаема и уготовляема к искушению или проверки действием.

Это не схема, а стройная, внутренняя связь истин, которые не демагогия, а жизнь. Связанность любовью, созидавшая стройную последовательность концерта: «Этот город называется Полоцк» Юрия Висбора, «Пограничник Женька» Е. Гунтова, «Старая церковь» неизвестного автора. Служение, мученичество, спасение.

Все так. Отлично. Но четвертая часть слушателей были дети, а им должно быть сразу понятно в сути. Значит, надо к ним обратиться, не просто предложив и показав им нечто – требуется сделать их соучастниками творимого действия. Здесь особенно пригодилось уникальное свойство Антония с целым залом разговаривать, как с одним собеседником, который – брат. Или, в нашем случае – сын. Что скажут, что ответят, что увидят, и как поспособствуют? Справились! Потому что сердцем отозвались и ответили. Потому и могли слушать не дыша и говорить с готовностью.


Слушали, не дыша, «Этот город называется Полоцк». Замечальная песня Юрия Висбора – неожиданной радостью были слова Антония о его вере, - не просто звучала, она жила во всей полноте совершающегося подвига и восхождения! Двадцать два гвардейца, добровольца, в подчинении приказу удерживающие мост – они в вечности, людям благодарить уже некого. А по форме – строгое, неожиданное и живое действием чередование драматических реплик монолога и диалога с поющимся лиричным припевом.

Этот город называется Полоцк,
он войною на две части расколот...


Передача мысли Антония почти всегда поддержана видеорядом, - здесь поддерживало фото, которое хочется назвать – «Бог поругаем не бывает»: молодые командиры Великой Отечественной войны, на коленях у могилы Суворова. В храме, хоть и не действующем... Не удивительно, что Антоний вспоминал Жукова Георгия в день Святой Троицы на белом коне принимающего парад Победы, одержанной в Пасху.


После совершенно естественно было вспомнить и Димитрия Донского, - а Александра Невского и паки воспоминали, - и Бориса с Глебом, и, конечно, Евгения Радионова, казненного чеченскими боевиками за отказ предать Бога и России в день Вознесения Господня, и похороненного у Вознесенского храма г. Подольска – Антоний поделился впечатлением от недавней поездки туда, пожелав «ратоборцам» прикоснуться к святыне и благодати этого места.

Дух Христов – безропотен, бунт – искушение вражеское. Говорил об этом Галицкий миром пушкинских стихов «Отцы пустынники и жены непорочны»..., превращенных им в тихую и лиричную песню. Потому что наши усилия ничего не стоят до тех пор, пока мы ставим Божественное позади человеческого. Об этом с исключительной глубиной проповедует замечальных пастор нашего времени протоиерей Александр Шаргунов, книга которого была нашим подарком Антонию – вот некоторые заметы из нее:

«Христиане – часовые человеческого рода. Если воины, стоящие на страже, заснут, они позволят врагу беспрепятственно войти в его расположение.

Снова и снова нам придется напомнить о том, какие передачи идут по телевидению, что печатают газеты самым массовым тиражом, какая атмосфера в нашем обществе. Воистину атмосфера ненависти к человеку – как у самого диавола, человеконенавистника. И больше всего ненависть к Самому Христу, к Тому Человеку, Который в полноте явил нам наше достоинство и наше призвание... Но Крест – это непобедимая победа, которая уже совершилась. И от того, как мы относимся к Кресту Христову, зависит не только то, что будет с нами на земле, но и в вечности. Пусть чада тьмы продолжают кричать: «Распни, распни Его!», входя в новый век на встречу антихристу. Сегодня Церковь спрашивает нас: где христиане, которые любят Христа и готовы защитить Его от поругания? Где такое поклонение Кресту Христову, чтобы ад трепетал и Пасха Христова приходила от этого поклонения на землю? Чьи уста громче, чем все злобные крики «Распни, распни Его», - поют сегодня с Церковью земной и небесной эту пасхальную песнь: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».

Подлинное мужество не означает отсутствие страха перед испытаниями. Хотя мы боимся их, и нам страшно идти на муки и смерть, но мы идем туда, куда Господь нас посылает. И даром Его креста обретаем мужество. Потому что Господь встретил однажды ужас наших страданий и наши смерти и победил его... Мы узнаем, что воля Божия есть крест. Если бы послушание воле Божией было легким, то чего бы оно стоило! Но послушание до смерти, и смерти крестной, дорого стоит Спасителю и каждому человеку.

Страшные испытания даются нам сегодня. Для чего Господь попускает их? Для того, чтобы мы стали по настоящему сильными, для того, чтобы узнали, что вся наша сила – в вере в силу Животворящего Креста, который означает верность Ему. Что только прикосновением ко Кресту может ожить полумертвая наша Россия, и воскреснуть распадом охваченный мир.»

(Прот. Александр Шаргунов. Пред Крестом и Евангелием. – М.:Даниловский благовестник, 2012. – 320с)

Итак вдохновенно и прикровенно мы впитывали эти уроки, - на учение утешением. Урок служения в примере святых, урок восхождения, как в песне «Помолись!», -
Трудно сказать: «Прости...»
- и урок нравственного сбержения своей души в чистоте. Нельзя ни ораторствовать, ни фарисействовать: здесь испытуется достигнутое взаимодействие. Просто, как брат и отец, обращается Антоний к ребятам с вопросом: что они видят, что они знают из того, что он говорит – и не превозносится над ними. Поэтому, если они чего-то боятся, то только своего... В своем роде символом стала песня Антония на стихи Татьяны Егоровой, многим известные – «Воин, пахарь, монах» - здесь уместно оказалось вспомнить о главных полях духовной войны, и о нашей славе, о нашей святости, о нашем бытии.

Верю, что Русь Святая
Будет сильна в веках –
Ведь ее созидают
Воин, пахарь, монах

О сбережении души можно сказать строго, или сурово, или назидательно, или любовно, или весело. Живо и просто представил Антоний нам венец дела любящей жизни преподобных Петра и Февронии, - с какой любовью и заботой обращался он к мальчикам, говоря о том, что они вырастут, (даст Бог! непременно!) женятся, а брак непременно должен быть венчан, - самое обращение выдает в нем благоговение, подразумевая святыню Божию, - и пел песню «Старая церковь», написанную неизвестным автором в 1970-е гг. Невольно думаешь о мере любви и верности Господу семьи, о которой речь в песне – венчающейся в глухие годы безбожья! Глубоко истинно предупреждение о даре Божием и ответственности.


Сказано было и весело, но эта веселость заставила задуматься о двух все отравляющих порабощающих зависимостях нашего времени: курении и Интернете. И смех, и очень большие раздумья: посадил дед репку, да вот только как и откуда вытянуть?.. «Я своей маме запрещаю курить!» - был незамедлительный писк, и была песня Николая Еремина, - о, Господи, дай оглядеться, выбрать и сохраниться.

За весь концерт мы не услышали ни одного поучения, но все – прожитое любящим сердцем, мужественной душой и здравым христианским разумом того, кому много дано и кому надо больше ответить – Спаси, Господи! Ведь никому из нас не приходится успокаиваиться величиной наших даров, каждый из нас в ответе за сбережения для Бога своей души и порученной, как Адаму, на хранение, Родины, лучшая проповедь – примером, как жизнь преломляется в служении и любви; поразмыслив, такая душа вызывает либо горячую любовь, либо всецелое отторжение и неминуемо накладывает свой отпечаток на тех, кто с ней встретился. Поэтому Галицкий не оставляет равнодушным никого, тому порукой глаза наших ратоборцев. «Плохой гражданин Царства земного и для Небесного Царства негоден», сказал в XIX веке святитель Филарет Московский: все, что мы делаем в мире, есть духовное действие, отрицательного или божественного порядка, если мы ставимся чище по милости Божией и усердию нашей любви к Нему, то около нас мир меняется. И Родина тоже. Можно быть не святителем Тихоном, не преподобномученицей Елисаветой Феодоровной, но можно быть той сестрой милосердия, которая потеряла часть легкого, заразившись туберкулезом от больных, а после операции вернулась к своему служению, не сходя с креста, или офицером, в Чечне завалившим собой солдата под осколками – пожертвовав способностью ходить, или Алиной Милан, не отказавшейся от православной веры ради излечения убившей ее болезни, или санитаркой провинциальной больницы, по обету пришедшей на этот крест ради спасения душ больных, или милиционером, отдавшим жизнь, достойно исполняя долг – и на этом месте вырос православный петербургский храм... Жизнь многообразна, и нам уже сейчас, а ребятам – в обозримом будущем, предстоит послужить через людей – Богу, каждому – на своем месте. И Антоний пел удивительно мудрую песню на стихи многоскорбного и многотрудного киевского владыки (Сабодана) – а Украина – наша общая боль, именно потому, что охвачена духовным безумием и духовной войной, отражающейся в ее страданих, - «Подорожник»:

Подорожник, неприметный вроде,
Спутник всех проселочных дорог...

Это смысл нашего бытия: быть целительной закваской, несущей миру благодать духа святаго, хранимой Церкви. Когда отходит благодать, приходит тот, кто ее украл. И тогда является майдан – удивительный коллаж сопровождал песню Антония, звучавшую в предверии Ее праздника – «Молитва перед Державной иконой Божией Матери»: Державная икона, наложенная на снимок майдана. Теперь можно сказать, что это был пророческий миг:

Ведь ты, Всесильная Царица,
За нас сумеешь заступиться...

На второй день после Ея праздника Крым возвращается домой. И об этом говорилось еще предположительно, гадательно, и всем ясно было, что Бог проверяет нашу готовность, - и сам Антоний капитан запаса, - но главное – как мы молимся и в чем является наша любовь к Богу, к Церкви, к Отечеству и людям. Ее проявление – в хранении истины, возможная только практически, деятельно, (а главное делание – молитва), - тогда торжествует православие. Потому и замыкал концерт короткий видеофильм Юлии Каплун – «настоящее торжество православия», как представил его Антоний, - «Крещенские купания»: лаконичная красота любви и верности Богу, явленная делом.

Радостно было, что каждому было, что, хоть чуточку, ответить. По завершении концерта Артем Олегович Пашков, тренер «Ратоборца», кратко, разумно и сердечно принес благодарность от лица клуба, добавив общее желание ратоборцев спеть. В ответ на всю красоту, любовь и попечение зазвучал поющий диалог: ратоборцы вместе с Антонием пели «Патриотическую»:

Так есть такие батюшки?
- Есть, есть, есть!
...Так есть у нас Отечество?
- Есть, есть, есть!

Мне, как старосте группы «Основы Православной веры», выпала честь от лица всей школы принести благодарность и вручить подарок нашему дорогому брату, и пожелать слушателям нести эту радость и свет в школу, на работу – в мир и в добрые и в не очень добрые люди, по примеру Антония Галицкого – без ненависти, никого не унижая, стойко зная смысл, храня веру. И это будет наша Торжество Православия. Спаси Господь!