Любовь Алексеева

Совершая поездки в монастыри, к источникам нравственной и духовной чистоты, наши паломники как будто заново открывают и себя, и историю нашей страны, и окружающий мир. Для одних поездки становятся значимым событием в их жизни, для других уже потребностью и необходимостью посетить монастыри, поклониться их святыням, приложиться к чудотворным образам и мощам святых угодников, испросить их заступничество. Особенно дорого для наших паломников помолиться на Божественной Литургии, причаститься Святых Христовых Тайн, соединиться с Богом.

Каждый монастырь имеет свою, не схожую с другими историю, многие уже по-настоящему окрепли и поднялись из руин, многие все еще имеют большую нужду и потребность в помощи со стороны людей: строителей, жертвователей, благотворителей. Наши паломники тоже стараются оказывать посильную помощь монастырям.

На этот раз, 28-29 января 2017 г., мы вновь посетили один из древнейших городов России Псков и любимый нашими паломниками, дивный по своей красоте Псково–Печерский монастырь. Поездку возглавил и духовно окормлял протоиерей Сергий Зорин. Первым посетили основанный в ХIII в. Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорский женский монастырь. Расположен он в живописном месте, на Снетной горе, получившей свое название от рыбки «снеток», которая заходила на нерест в излучину реки Великой.

Раньше этот монастырь был мужским, его основателем и первым игуменом был прмч. Иоасаф. В 1299 г. во время нападения ливонских рыцарей преподобный вместе с братией принял мученическую кончину. Псковский князь-воин Довмонт – Тимофей (в крещении) с дружиной разгромил врагов и повелел поставить на месте сгоревшего монастырского храма каменный собор Рождества Богородицы. В эту поездку, Божией милостью, нам посчастливилось попасть внутрь этого собора и увидеть фрески, которыми был расписан собор в ХIV в. Чудом уцелевшие фрески изумляют специалистов своей художественной и богословской высотой. Монахиня Снетогорского монастыря рассказала нам о реставрационных работах, сюжетах изображений и разрешила нам небольшими группами подняться на леса и осмотреть хорошо сохранившиеся участки фресок со второго и третьего яруса. В этом монастыре положили начало своим подвигам Ефросин Псковский и Савва Крыпецкий.



Далее мы посетили Псковский Кремль. Согласно легенде, Псков был основан равноапостольной великой княгиней Ольгой, которая и до сегодняшнего дня пользуется уважением и любовью псковитян. Однажды она стояла на берегу Великой и ей явилось видение: три луча исходящих с неба сошлись на противоположном берегу и на том месте княгиня повелела возвести собор в честь Святой Троицы, «а вокруг град велик, славен и во всем изобилен».

Возраст Пскова точно не известен, но впервые город упоминается в Повести временных лет под 903 г. Построенный княгиней Ольгой деревянный храм, первый храм на Руси во имя Святой Троицы, был уничтожен пожаром и на его месте в 1138 г. по повелению святого князя Всеволода – Гавриила (строителя каменного Георгиевского собора в Юрьевом монастыре Великого Новгорода) был возведен новый каменный. В этом соборе в 1242 г. перед началом Ледового побоища вместе с псковичами молился о победе Александр Невский, в нем принял крещение литовский князь Довмонт-Тимофей, он также не раз молился здесь перед битвами, сюда же приходили с благодарственными молебнами после очередного сражения. Но в соборе произошло обрушение. В 1392 г. построили третий собор, в этом соборе с княжескими почестями был погребен в 1576 г. спаситель Пскова Николай Саллос, псковский чудотворец. Разгромив Великий Новгород, царь Иоанн Грозный шел на Псков, готовя ему такую же участь. Весь Псков не спал, молились, просили у Бога помощи. Утром по приказу воеводы псковичи с хлебом и солью стояли у своих домов, со всех церквей слышался благовест. Когда гневный царь вышел из кареты, юродивый Никола предложил царю кусок сырого мяса. Царь отказался и сказал, что он христианин и в пост мяса не ест. «Ты делаешь хуже, питаешься человеческой плотью и кровью, забывая не только пост, но и Бога»- сказал Никола. Царский гнев угас, он вошел в Троицкий собор, отслужил молебен, приложился к мощам Всеволода-Гавриила, поклонился его мечу и выехал из города. Этот собор тоже был разрушен взрывной волной при взрыве порохового склада на территории Кремля. В 1682 г. по грамоте царей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и Великой княгини Софьи Алексеевны был заложен новый собор, дошедший уже до наших дней. Собор поражает своей монументальной красотой, имеет высоту 70 м, высота семиярусного иконостаса 42 м. В нем молились императоры Николай I, Александр II, Николай II, преподобномученица Великая княгиня Елизавета Федоровна и Великий князь Сергей Александрович. В соборе в одной раке покоятся мощи князей Всеволода-Гавриила, Довмонта-Тимофея, юродивого Николая Салосса, прмч. Иоасафа Снетогорского. Здесь находится особо почитаемая чудотворная икона Святой Троицы с деяниями 16 в., чудотворная икона Божией Матери Чирская, Покровская, икона равноапостольной княгини Ольги, написанная знаменитым наместником Псково-Печерского монастыря архимандритом Алипием (Вороновым), Ольгин крест, изготовленный в 1623 г. Поклонившись святыням и выслушав замечательный рассказ нашего экскурсовода о иконах Кремля, мы продолжаем наше паломничество, едем в Псково–Печерский монастырь.

В 17:00 начинается всенощное бдение в Михайловском храме. Монастырская служба длится 3,5 часа, паломники молятся, исповедаются, заказывают требы, прикладываются к иконам. Здесь находятся чудотворная икона Божией Матери Умиление, десница мученицы Татианы и другие святые иконы.

В 7 утра в пещерном Успенском храме начинается Божественная литургия. Радостно видеть нашего отца Сергия, молящегося в алтаре. Паломники причащаются Святых Христовых Тайн. В храме покоятся мощи преподобномученика Корнилия, ставшего в 28 лет игуменом монастыря, 40 лет управлявшего им и оставившего самый яркий след в жизни монастыря. Многих язычников–сету он обратил в православие, многие стали монахами и священниками, братия возросла с 13 до 100 человек. При нем построена надвратная Никольская церковь, каменная ограда вокруг монастыря. Царю Иоанну Грозному наклеветали на преподобного, что он хочет отойти от Московского царства. Увидев мощные стены, башни с бойницами царь пришел в ярость и Корнилию, вышедшему ему навстречу с хлебом и солью своей рукой отсек голову. Тут же опомнился, поднял его тело и понес в монастырь. Эта дорога называется кровавой. В храме находится чудотворная икона Божией Матери Успение.

После литургии посещаем келью всем известного и всеми любимого старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина).

Там нас встречает его келейница и врач Татьяна Сергеевна. Она написала о батюшке книгу по его воспоминаниям и беседам. В келье необыкновенно радостно и благодатно. Мы осматриваем и прикладываемся к иконам. На кровати у батюшки лежат часть мантии преподобного Амвросия Оптинского, мантия самого батюшки Иоанна, крест, поручи и другие дорогие нам вещи. Отец Сергий помазывает нас святым маслицем и кропит святой водой.

Каждый паломник берет в подарок от батюшки просфору. Татьяна Сергеевна, сама радостная, рассказывает о батюшке, как он 40 лет прожил в этой келье и был счастлив в Боге. Атмосфера в келье такая же радостная, любовь батюшки к Богу и людям не знает власти смерти и времени, чувствуется близость особой благодати.

5 февраля 2006 г. батюшка почил о Господе, наша экскурсовод была свидетелем того, сколько людей со всех концов мира приехало попрощаться с отцом Иоанном. Гроб стоял в пещерах, в нише, отверстие было еще не закрыто плитой, разрешали туда заходить и прикладываться. Нескончаемый поток людей прощался с батюшкой несколько дней. Татьяна Сергеевна дарит всем небольшие книжечки из духовной аптеки отца Иоанна и другие подарочки, благодарим ее и батюшку за гостеприимство и продолжаем наше знакомство с монастырем. Мы идем в «Богом зданные пещеры». Температура в пещерах +5, в них 7 тупиковых улиц общей протяженностью 217 м. Сейчас в пещерах более 10 тысяч останков, здесь похоронены многие почитаемые старцы, митрополит Вениамин (Федченков), насельники монастыря. На стенах находятся таблицы керамиды, рассказывающие о захоронениях. Первые относятся к 1530 году. При входе покоятся мощи основателя обители прп. Марка, он пришел сюда из Киева и это была его келья. Здесь же покоятся мощи благочестивых супругов, в постриге Ионы и Вассы, при которых был основан монастырь и их трудами выкопана Успенская церковь. В этой же келье жил монах Лазарь, он был казначеем, имел духовные дарования, носил тяжелые вериги. Посещаем Сретенский храм, в нем покоятся мощи прп. Симеона (Желнина). В монастырь он поступил послушником в 1896 году, в 1927 принял схиму с именем Симеон. Сразу же после этого назначается духовником братии и мирян. Остаток своих дней проводит в стенах пещерной кельи. В 2003 году был канонизирован, память его 18 января.

Следующим местом нашего паломничества стал Спасо-Мирожский мужской монастырь, он расположен во Пскове при впадении реки Мирожа в реку Великую.

Датой основания монастыря принято считать середину 12 века и связывать с именем Новгородского Святителя Нифонта, грека по происхождению. В 14 веке здесь проходил обучение прмч. Корнилий Псково-Печерский. Обитель была богата, здесь велась Псковская летопись, имелась обширная библиотека, мастерская переписчиков, скопировавших в частности «Слово о полку Игореве», иконописная мастерская. В настоящее время богослужения проводятся в храме первомч. Стефана. В нем находится чудотворная икона Божией Матери Оранта Мирожская с предстоящими Богородице князем Довмонтом –Тимофеем и его супругой Марией, внучкой Александра Невского и многие другие почитаемые иконы.

В монастыре находится Спасо-Преображенский собор, 12 века, который знаменит на весь мир благодаря домонгольским фрескам, единственным на Руси по степени сохранности. Фрески уникальны, высокого художественного качества и не имеют аналогов в мире. В 17 веке фрески были забелены, что счастливым образом способствовало их спасению. Увидеть эти фрески стало возможным благодаря 30 летней работе, ныне почившего, реставратора Владимира Сарабьянова. Ему были доверены фрески храмов Суздаля, В.Новгорода, Владимира, Полоцка, но самыми любимыми для него оставались фрески Мирожского и Снетогорского монастырей.





Древний город Псков славится многими замечательными храмами, но особое место занимает собор Рождества Иоанна Предтечи, который до 1925 года был главным храмом Иоанно-Предтеченского женского монастыря, был местом пострига и усыпальницей псковских княгинь. Первое упоминание о нем встречается в Летописи за 1243 г. и связан с прп. княгиней Псковской Ефросиньей, в схиме Евпраксией. Здесь приняла пострижение в схиму с именем Марфа, внучка святого благоверного князя Александра Невского и супруга князя Довмонта-Тимофея. В настоящее время храм является подворьем Крыпецкого мужского монастыря, братией которого ведутся восстановительные работы и возрождается духовная жизнь обители.

На этом наше паломничество закончилось, мы возвращаемся домой. Смотрю на лица паломников, они стали мирными и спокойными. Мы меняемся в святых местах, напитываемся благодатью. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) писал: «С нами Бог! Какие же мы счастливые!». Слава Богу за все!

Фотографии: Александр Герасимов, Светлана Головачева, Виктор Грибалев