Марина Гаталова

Святии преподобные Евфросине, Савве, Досифее и Корнилие молите Бога о нас!

Как богата русская земля святыми угодниками Божьими!

К большому сожалению о многих из них мы знаем очень мало, а о некоторых не знаем ничего.

Отправляясь в паломнические поездки мы открываем для себя новых заступников небесных, поклоняемся их земным подвигам, совершенным во Славу Божию, учимся у них любви к Богу ближним, терпению, смирению и всему тому, что необходимо для нашего спасения. Помимо этого мы лучше узнаем друг друга, что очень важно для становления приходской общины.

24-25 мая группа прихожан нашего храма под духовным руководством протоиерея Сергия Зорина посетила святыни Псковской земли: Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий мужской монастырь, Спасо-Елеазаровский женский монастырь, Рождества Богородицы Снетогорский женский монастырь, Петропавловский храм на Верхнем острове Псковского озера и храм во имя св. Николая на острове Талабске (Залит), настоятелем которого долгие годы был протоиерей Николай Гурьянов.

По дороге в Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий монастырь наш экскурсовод Ирина Семеновна рассказала нам о храмах г. Пскова и мы смогли полюбоваться ими из окон нашего автобуса.

Крыпецкий монастырь находится от Пскова на незначительном расстоянии, но добраться до него достаточно сложно. Ранее место, где находится этот монастырь, было окружено непроходимыми лесами и болотами. Монастырь был создан в середине 15 века вокруг отшельнической кельи прп. Саввы - монаха со Святой Горы Афон. Покинув Афон прп. Савва поступил сначала в Снетогорский монастырь, который хотя и находился вне стен города, но не отличался уставной строгостью: монахи жили в отдельных кельях и имели возможность свободно выйти из монастыря, забрав свои вклады. Имея пример строгой уставной монашеской жизни прп. Савва ушел в монастырь, основанный прп. Евфросином (Елеазаром) Псковским, в лице которого нашел мудрого духовного руководителя. Хотя этот монастырь имел общежительный устав - древнейший на Псковской земле, прп. Савва пожелал удалиться в пустыню, которую обрел в Крыпеце. Спустя годы к прп. Савве начали приходить другие иноки, которым он позволил строить кельи возле своего жилища,но управления обителью на себя не принял, оставаясь духовным покровителем нового монастыря. Силами насельников обители и благодаря помощи псковского князя Ярослава, супруга которого получила исцеление по молитвам прп. Саввы, была построена гать через болота, которой пользовались до закрытия монастыря в 20-е годы ХХ века. Так был основан Крыпецкий мужской монастырь.

Архиепископ Евгений (Болховитинов), занимавшийся историей Крыпецкой обители называет датой основания монастыря 1475 год.

К концу 16 века Савво-Крыпецкий монастырь стал одним из важнейших духовных центров Псковской земли.

В Крыпецкой обители в разное время подвизались прп. Никандр Пустынножитель, прп. Корнилий Крыпецкий, иеросхимонах Сампсон (Сиверс). Здесь принял постриг воевода Пскова, а затем окольничий при царе Алексее Михайловиче, Афанасий Ордин-Нащокин. По преданию в этом монастыре жил и Григорий Отрепьев, известный как Лжедмитрий 1. В конце 19-начале 20 века в монастыре пребывал блаженный монах Корнилий,которого Господь наделил даром прозорливости. Им были предсказаны свержение царской власти, пожар от молнии в монастыре и даже свое погребение "не по чину" и последующее обретение мощей и прославление.

В 20-е годы прошлого века монастырь был закрыт, пришел в запустение и начал восстанавливаться только в 1990 году. Первоначально этот монастырь был мужским.

В обители сохраняются мощи ее основателя прп. Саввы Крыпецкого, мощи прп. Корнилия Крыпецкого, обретенные в 1997 году. У мощей этих святых угодников Божиих отец Сергий отслужил молебен. Мы также поклонились святыням монастыря - иконе святых блг.кн. Гавриила (Всеволода), прп. Саввы Крыпецкого, прп. Евфросина Псковского, Иверской иконе Божией Матери, иконе Божией Матери "Самонаписавшаяся".

Многие паломники совершили омовение в водах монастырского озера.

После обеда в трапезной монастыря мы отправились в Спасо-Елеазаровский женский монастырь, основанный прп. Евфросином в первой половине 15 века и возрожденный в начале 21 века.

Сразу же после размещения в гостинице отправились на всенощную службу в Трехсвятительский собор монастыря. Поклонились святыням храма - мощам святых угодников Божиих, Цареградской иконе Божией Матери, которую в годы советской власти сохранял у себя отец Николай Гурьянов, иконе Спаса Всемилостивого. Первоначально этот монастырь был мужским. Из его стен вышло много подвижников веры, прославленных в лике святых. Кроме преподобных Евфросина Псковского, Саввы Крыпецкого, Досифея Верхнеостровского,в этой обители подвизался старец схиархимандрит Гавриил (Зырянов), бывший духовным отцом священномученика Иувеналия (Масловского) и преподобномученицы великой княгини Елизаветы. Старец Гавриил был прославлен лике святых в 1997 году.

Перед ужином нас благословили потрудиться на территории монастыря - высадить рассаду, полить огород, что мы и сделали с огромной радостью, вложив, по словам отца Сергия, частицу своих сердец в красоту Божию.

После ужина в трапезной монастыря мы совершили омовение в купели Пречистинского источника. Многие искупались и в Ольгином озере, на берегу которого находится гостиница, где мы расположились на ночлег. По преданию в этом озере купалась святая равноапостольная княгиня Ольга.

К нашей радости в гостинице устроен домовый храм, в котором мы смогли вместе с батюшкой прочитать последование к причастию и помолиться перед сном.

Утром следующего дня мы отправились на остров Верхний Псковского озера. Маленький катер "Талабск" не смог вместить всех наших паломников, поэтому самые смелые отправились в плавание на моторной лодке.

После 40 минутного путешествия во водам озера мы вступили на землю острова Верхний и отправились в храм святых апостолов Петра и Павла, восстановленный в 1999 году.

Настоятель храма - иерей Сергий вместе с нашим батюшкой отслужил Литургию, во время которой многие паломники причастились Святых Христовых Тайн. Поскольку население острова малочисленно и на службах бывает не более 10 человек, батюшка был очень рад нашей совместной молитве. Иерею Сергию помогает служить единственная певчая, голос которой нас восхитил. Многим он напомнил голос Дивны Любоевич.

После окончания службы отец Сергий рассказал нам об истории храма, находящегося на территории бывшего монастыря во имя св. первоверховных апостолов Петра и Павла, основанного в 1470 году учеником прп. Евфросина иноком Спасо-Елиазаровского монастыря прп. Досифеем. Этот святой угодник Божий привел к покаянию многих беглых каторжников и разбойников. Много чудес совершил он при своей земной жизни и совершает сейчас. Старец о. Николай Гурьянов, предсказавший возрождение храма, предрек и скорое обретение святых мощей прп. Досифея.

Настоящим подарком для нас была экскурсия в нижний храм, где сохранились фрески 15 века. Там мы вместе с батюшками спели тропарь и величание прп. Досифею.

Отец Сергий рассказал нам о возрожденных крестных ходах из Спасо-Елиазаровского монастыря в Петропавловский храм. Крестный ход совершается 12 июля по суше и по воде .

После этого мы отправились на прогулку по острову, во время которой побывали на месте нахождения монашеского скита и месте нахождения кельи прп. Досифея, называемом Досифеевой горкой. В гостях у св.прп. Досифея мы немного отдохнули. Во время отдыха наш батюшка рассказал о своих встречах со старцем о. Николаем Гурьяновым.

Поделилась своими воспоминаниями об отце Николае и наша экскурсовод Ирина Семеновна. Имела счастье встречаться с батюшкой и руководитель паломнической службы нашей общины Любовь Ивановна. Пришло время и нам отправляться в гости к батюшке Николаю, Мы вновь погрузились на катер и моторную лодку и пошли на остров Талабск (Залит), где многие годы жил и служил в храме во имя св. Николая старец протоиерей Николай Гурьянов.

Мы посетили храм, где поклонились иконе Богородицы "Благодатное Небо, иконе св. Николая и другим святыням. Вблизи храма установлен крест в память служения отца Николая.

Домик, в котором жил батюшка и в котором он принимал своих многочисленных посетителей, приезжающих к нему за советом и утешением, поразил нас своим аскетизмом и необыкновенными светом и уютом. Здесь все сохранено как было при жизни отца Николая.

По Воле Божией мы приехали на Псковскую землю в памятный день - 24 мая исполнилось 105 лет со дня его рождения. Комнаты дома очень маленькие и мы заходили в дом по очереди по 4-5 человек. Отец Сергий помазал нас маслицем из лампадки, так же как помазывал приходящих к нему отец Николай.

Место упокоения отца Николая находится напротив его дома.

На могиле батюшки отец Сергий отслужил панихиду и все мы поклонились дорогому старцу и каждый попросил его помощи и молитв у Престола Божия...

Настоятель Петропавловского храма иерей Сергий был опечален, что не смог накормить нас обедом. Но по промыслу Божьему на трапезу нас пригласил настоятель храма св. Николая игумен Паисий. Нас накормили ухой из свежевыловленной рыбы, напоили вкуснейшим чаем с ароматными травами. После обеда до прихода катера мы погуляли по острову. Время прошло быстро и вот снова мы мчимся по просторам Псковского озера, но уже возвращаясь с островов.

В заключен поездки мы посетили Рождества Богородицы Снетогорский женский монастырь, основанный в 13 веке, как мужской.

В стенах этого монастыря укреплялись в вере основатели псковского пустынножительства - святые преподобные Евфросин Псковский, Савва Крыпецкий, русский Патриарх Иоасаф. Участь этой обители подобна участи многих других монастырей. В годы советской власти пришло разорение и превращение её в дом отдыха. В 1993 году монастырь был возрожден.

С сожалением мы прощались со Псковской землей и с нашим экскурсоводом Ириной Семеновной, которую успели полюбить еще с предыдущего нашего паломничества в Псково-Печерский монастырь. Остается надеяться, что это не последняя наша поездка к святыням Псковской земли...

Каждый из нас духовно обогатился, приобрел новые знания об истории своей страны, которая неразрывно связана с историей православия, и приобрел новых заступников небесных - угодников Божьих, к которым мы будем обращаться с молитвами.