Надежда Патрышева

Выехали мы ровно в 6 утра, было пасмурно и прохладно. Но когда мы заняли места в удобном автобусе, наше настроение заметно улучшилось. На середине пути до г. Гдова распогодилось и стало заметно теплее.

В Гдове началась наша экскурсионная программа. В 15 веке в эти места пришел монах Ефросин и основал Спасо-Елеазаровский монастырь. У него было много учеников и один из них — Иларион. Он основал Княжеозерский монастырь на берегу реки Желчи, недалеко от впадения ее в Чудское озеро в деревне Озера.

Сей монастырь был упразднен во времена императрицы Екатерины II. Позже в 1871 году была возведена приходская церковь Покрова Богородицы. Преподобный Иларион свой молитвенный подвиг совершал в дупле большой старой сосны, как многие столпники. Сосна сохранилась и сейчас ее бережно укутали стены часовни, возведенной по инициативе протоиерея Евгения и его супруги матушки Ольги. Мощи преподобного были под спудом и поэтому сохранились. Сейчас в храме над ними серебряная рака, возле которой икона святого Илариона. Мы дружно пропели акафист преподобному, батюшка Евгений помазал нас маслицем от иконы св. Илариона. Преподобный несомненно услышал все наши просьбы и воздыхания и утешил нас, потому что выходили мы из храма умиротворенные и радостные навстречу весне и распустившейся молодой зелени, и свежему ветру. Переправлялись через реку Желчу на самодельном деревянном плотике, подтягивая руками трос и вопия «Христос воскресе».

Далее была пешеходная прогулка по сосновому бору и вкусный обед в усадьбе одной дружной семьи. Уха из свежих лещей запомнится надолго.

После обеда и легкой прогулки по лесу мы поехали в Трутнево — это деревушка расположена недалеко от трассы и славится Пещеркой Богородицы. По преданию один помещик возможно по фамилии Трутнев решил построить плотину на речке, но как только дело близилось к завершению, кто-то ночью сломал плотину. Упрямый помещик возобновил работы, но результат был тот же. Когда в третий раз стали возводить плотину, то ночью оставили стражу, но опять плотина была разрушена. Напуганная стража увидела удаляющуюся женщину в белом одеянии и маленького мальчика тоже в белом. Старые люди сказали, что это святое место и что это была сама Божья Матерь с Богомладенцем Иисусом Христом. С тех пор это место почитается христианами и ежегодно сюда совершались крестные ходы в каждую 6-ю неделю по Пасхе.

Мы, тоже оставив автобус, вереницей пошли к храму в честь Богородицы, именуемой Целительница. По дороге встретили старенького дедушку, и он нас приветствовал словами «Милости просим в наш храм».

Храм новый, охристо-желтого цвета с высокой синей шатровой крышей, стоит недалеко от спуска к ручью. По металлическим ступеням мы спустились к ручью и увидели среди крупных камней-валунов на одном из них углубление, как вдавленный след от ноги человека.

Стали умываться водичкой и петь «Богородице Дево, радуйся». Потом поднялись к Пещерке и там молились. Место очень живописное, ручей журчит, птицы поют. Настроение у всех было хорошее, радостное. После отдыха у ручья и прогулки до автобуса, с воодушевлением пропели пасхальный канон под управлением батюшки Кирилла и троекратным громким «Христос воскресе» и этим привлекли внимание очень старенький бабушки под 90-лет. Бабуля была согбенная и с клюкой, она вышла из калитки и осенила нас крестным знамением. Очень было трогательно!

Далее наш автобус направился в сторону Спасо-Елеазарова монастыря, где мы потрапезничали и переночевали, а утром поехали к Псковскому озеру, чтоб переправиться на остров Залита. Катер нас уже ждал. Утро было солнечное и погода чудесная, теплая.

На катере мы вначале проехали по водному петляющему коридору среди зарослей камыша, а потом выехали на простор Псковского озера! Водная гладь простиралась чуть не до горизонта — такое большое озеро! Наши лица обветрились и слегка загорели, пока мы плыли до острова. Но вот приближаемся. Еще издали видна белая колокольня Никольского собора. Сошли на берег и решили пойти сразу к батюшке Николаю на могилку, совершить панихиду. На острове тихо и людей почти нет. Когда подходили к кладбищу, к нам пристал бело-черный кот, обнюхал нас и пошел вместе с нами к могилке. Может это собрат батюшкиного Липуни. На кладбище было волнительно и торжественно во время совершения литии, как-то не верилось, что мы уже приехали и вот стоим и разговариваем с батюшкой.

Все долго молились у могилки, каждый просил свое. Потом пошли в храм на литургию. Служба прошла на одном дыхании, очень благодатно было, причастились.

После службы в домик к батюшке, входили по очереди, по 3-4 человека. Комнатка маленькая, иконы, много мощей святых угодников, батюшкина епитрахиль, кровать, застланная белым покрывалом, на кухоньке батюшкин стулик, на котором он всегда сидел, все такое наше русское, простое и от этого очень дорогое. Еще раз на кладбище – поклониться батюшке и на катер.

Поехали на остров Верхний к преподобному Досифею (тоже ученик Ефросина Гдовского) в храм Петра и Павла.

На острове такая тишина и только ветер и солнце! Мощи преподобного Досифея еще не найдены, но они где-то в храме, под спудом. Батюшка протоиерей Сергий сказал, что ждут оборудование для их поиска, чтобы не повредить кирпичную кладку храма. Мы спустились в нижний храм. Он похож на катакомбы древних христиан в Риме и там пропели тропарь преподобному. Было волнительно. Потом пошли на прогулку по острову. Вот было замечательно! Подошли к поклонному кресту, помолились, затем прошли к горке святого Досифея, где он молился. Экскурсовод Ирина предложила нам отдохнуть на этом холмике, и мы все улеглись и даже вздремнули под шум прибоя. Встали совершенно отдохнувшие и бодрые. Это св. Досифей своими молитвами даровал нам благодать! Преподобне отче Досифее, моли Бога о нас!

родолжили прогулку по весеннему лесу и наблюдали парящих в воздухе над своими гнездами цапель. В этом регионе цапли водятся только здесь.

Жаль было покидать тихий молитвенный остров. Вот мы снова на катере и плывем по Псковскому озеру мимо островов и мысленно прощаемся с батюшкой Николаем и благодарим его за теплый прием. Ведь это все он устроил, по его святым молитвам мы получили такую духовную радость! Хочется верить, что еще раз приедем сюда! Но это уж как Бог даст!

Большая благодарность устроителям поездки и экскурсоводу Ирине и водителю Денису.