Диакон Игорь Ларченко

"Царство Небесное подобно самому счастливому дню жизни, когда нас окружают любимые и близкие люди!

Об этом рассказывает нам греческий режиссер Тео Ангелопулос в своём самом известном шедевре "Вечность и один день" 1998г. просмотр и обсуждение которого украсило вечер нашего киноклуба.

Знаменитому писателю остаётся жить всего один день. Как и с кем он проведёт его, ведь любимая жена ушла в вечность раньше его...

Хотелось бы привести ниже рецензию киномана из Мурманска. Лучше не скажешь!

За один день можно прожить целую вечность

Перейдя 60-летний рубеж, Тео Ангелопулос, один из самых выдающихся греческих режиссеров 20-го века, воистину восторженно восхищавшийся и меланхоличными метафизическими исканиями Тарковского, и гиперболизированной отчужденностью Антониони, и пестрой галереей вычурных персонажей второго плана Феллини, словно подводя промежуточные итоги своей жизни, создал ленту, которой, несмотря на некоторые стилистические заимствования, было суждено стать главной в творчестве великого мастера. Основываясь на далеко не самом оригинальном сюжете, прошедшем многовековую эволюцию от гомеровской десятилетней Одиссеи до однодневного путешествия джойсовского Стивена Дедала, Ангелопулос создал впечатляющую притчу о человеке, решающем правильно распорядиться своим последним днем на Земле. Что это: намеренно созданный шедевр или лишь случайное стечение обстоятельств? Каким бы не был ответ, конечная лента несомненно удалась.

Пустынный берег моря, овеваемый многочисленными ветрами, недалеко стоящий белый дом, там, за окном, скрывается он, главный герой этой притчи, давно уставший от жизни когда-то успешный писатель и поэт Александр. За внешней личиной этого бородатого гиганта, который, казалось бы, понятия не имеет об опрятности, скрывается тончайший характер «человека на грани», чей образ искусно соткан из характеров отчаявшегося понимать жизнь Пола, главного героя «Последнего танго в Париже», и потерявшего разум, но не пытливое желание поиска истины Доменико, чей персонаж украсил «Ностальгию» Тарковского. Для Александра, давно потерявшего вкус к жизни, восприятие смертельного диагноза не является чем-то шокирующим: тому, кто однажды умер, уже не надо бояться смерти. Лишь движимый какой-то смутно проявляющейся привычкой, главный герой пытается потратить последний день жизни для приведения в порядок оставшихся мелких дел.

Его дочь, чья эмоциональная сфера также находится в полумертвом состоянии, удивляется своему отцу: почему он, успешный писатель, с триумфом выпустивший три книги, вдруг превратился в тень самого себя, того, кто не живет, и лишь существует? Именно омертвелость чувств не позволяет его дочери понять всю трагедию, которая охватила Александра после гибели его возлюбленной жены Анны. Именно это событие навсегда предопределило ход времени для Александра: то, что было тогда, до смерти Анны — это его желаемая реальность, на которую он готов тратить всю свою богатую фантазию, все, что случилось и случается с того момента — это сумрачный сон, калейдоскоп мрачных картинок, не имеющих отношения к желаемой реальности. Он живет в прошлом, компенсируя недостатки воспоминаний активной работой своей фантазии. Дочь Александра, не способная ни помнить, ни мечтать, живет в своей серой реальности, где для нее важны лишь материальные ценности, куда входит и квартира ее отца. Их взаимное непонимание друг друга способствует и не самому яркому прощанию: прочитав письма своей матери, дочь просто не понимает их смысла, даже не попытавшись чуть шире открыть глаза, разглядеть своего отца с несколько иной перспективы.

Неожиданно, многолетний анабиоз Александра прерывается вторжением настоящей реальности во внутренний мир героя в виде маленького албанца, в своем юном возрасте успевшим пережить многое. Словно очнувшись от спячки, Александр видит новый смысл своего последнего дня — помощи ближнему. Что правильнее, если твой жизненный цикл ограничен одними сутками: предаваться самым прекрасным воспоминаниям, пусть даже несколько смешанным с вымыслом, или открыть в себе чувство сострадания к другому человеку, пусть даже если ты его и знаешь несколько часов, но именно эти мгновения времени могут подарить давно искомый покой, бесконечное умиротворение перед пересечением последней черты жизненного рубежа[]... Мы так и не узнаем, что случилось с маленьким компаньоном Александра, но станем очевидцами того, как главный герой, перейдя последнюю черту, узнает, что кроме чудесного вчера и серого сегодня, есть ещё и завтра, и это «завтра будет длиться вечность и один день».