Протоиерей Александр Зелененко

После утери рая через грехопадение нашими прародителями земля для всех живущих и появляющихся на ней стала местом изгнания, утратила свою благодатность по сравнению с райским ее состоянием до грехопадения. Возникла особая нужда, необходимость в месте освящения души человеческой, и таким местом стали возводимые храмы, которые были самыми святыми местами на земле.

В храмах более, чем в любом другом месте на земле чувствуется богоприсутствие. В храме же – в алтаре, во Святая Святых; в алтаре – на престоле, а на престоле – в антиминсе и в Чаше с Телом и Кровью Христовыми.

Богоотроковицу, как представительницу всего рода человеческого (ибо она от рода нашего), вводят в храм – для воспитания и предуготовления послужить будущей Тайне боговоплощения и искупления.

Пресвятая Богоотроковица вводится в Святая Святых, самое святое место на земле – прообраз Царства Небесного, в ту глубину богообщения, которую утеряло человечество в грехопадении, а за Нею вслед и все человечество будет иметь причастность к этому, уподобляясь Богу и добродетелям Матери Божией.

Дева еще младенчествовала плотию, но была совершенна душею. У нас, как правило, наоборот: человек по телосложению – как взрослый, а по душе и духовным качествам – как младенец.

Родители Девы Марии – Иоаким и Анна – сдержали свой обет и посвятили дочь Богу. Выше, чище, духоноснее места для обитания, чем Иерусалимский храм, на земле не было – в избранном народе, в избранном месте, в избранном храме, а в нем – в самом святом месте, именуемом Святая Святых. Это - Небо на земле, выше только ангелы, но и они были удивлены этому событию – введению Богоотроковицы в Святая Святых и вселению благодати Святаго Духа – «Палата Духа Святого», избранием и служением Она превзошла ангелов, став «Честнейшею Херувим…».

Введение во Храм есть образ удаления от падшего, растленного мира ради равноангельского жития, богообщения и упокоения в Боге, образ иноческого посвящения и жития. Дева Мария - Первоинокиня ангельского образа, превосшедшая ангелов и архангелов.

Если Святая Святых Иерусалимского Храма есть особое место богоприсутствия, то Одушевленный Храм – Пресвятая Дева – есть Храм во Храме, его истинная Святая Святых, Одушевленный Божий Кивот (т.е. Боговселение). Как живые, нерукотворенные храмы святее, выше, дороже, чем рукотворенные храмы, предназначенные для преображения души человеческой, так и Пресвятая Дева дороже этого места, которое в Иерусалиме именовали Святая Святых. Не столько это место освятило Ее, сколько оно было Ею освящаемо.

Введение во Храм Пресвятой Богородицы знаменует грань двух Заветов – Ветхого и Нового, им завершается Ветхий и открывает Новый Завет, который был бы невозможен без Той, которая стала Матерью воплотившегося ради нас Бога и заключившего с человечеством Свой Новый Завет. О Нем Христос впервые упоминает на Тайной Вечери, преподавая ученикам под видом вина Свою кровь, изливаемую затем за всех и за вся на Голгофском кресте. Он сказал: «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26:27-28). Вот в чем воля Господня о нас, вот какою ценою – ценой отдания Его жизни для нашей жизни с Ним.

Введение во Храм, Храм Славы, Храм Иерусалимский, который послужил прообразом будущей Церкви на земле, созданной Господом – это зазывание и собирание в Храм Ее примером и детства, и всего человечества, собрание верных. А Церковь – прообраз и преддверие Царства Небесного, наследовать которое призваны все мы – члены этой Церкви и все человечество, грядущее через жизнь земную к вечной – небесной жизни.