Протоиерей Александр Зелененко

Отец Иоанн заявлял не раз, что задача каждого преподавателя состоит в том, чтобы дать ученикам прочный фундамент знаний, на котором они сами могут впоследствии строить здание разумного миропонимания. Важно не количество информации, а прочность усвоенных знаний. Прочность эта, на его взгляд, обеспечивается соединением знания с живой человеческой душой. "Не сором ли оказалось все, что было преподано искусственно, безжизненно?" - задавал он вполне обоснованный вопрос.

"Не в том сила, чтобы преподавать многое, а в том, чтобы преподать немногое, но существенно нужное... Область знаний безгранична. Но область полезных и существенно необходимых знаний ограничена. Из множества достаточно выбрать самое необходимое и привести это в стройную систему, соображенную с количеством других предметов... В противном случае мы будем разрушать труды один другого..."

Целью же педагогической деятельности должен стать поиск добродетели и выяснение цели жизни и жизненных ценностей. Обучение должно сочетать две цели - образованность и благочестие. Учитель должен воспитывать душу ребенка, а не просто набивать его голову информацией. Отец Иоанн писал: "Можно и весьма много знать, как говорится, проглотить науку, быть весьма ученым человеком и в то же время, увы, быть негодным человеком и вредным членом общества".

Отец Иоанн выступал против сведения Закона Божия на один уровень с другими школьными предметами. По его мнению, Закон Божий должен находиться во главе прочих наук. Закон Божий - это не предмет умствований, а закон жизни. Отец Иоанн не одобрял того, что во время экзамена по Закону Божию школьникам нередко задавали излишне сложные и мучительные вопросы. Кроме того, он считал кощунственным выставление оценок за Закон Божий, так как главным критерием при оценивании должны быть не схоластические знания, а живость веры. Преподавая Закон Божий, отец Иоанн все свое внимание направлял не столько на то, чтобы заставить запомнить, сколько на то, чтобы "пленить в послушание христианским заветам души детей, наполнить их теми святыми образами, какими была полна его душа".

Основной целью преподавания Закона Божия должно стать привитие ребенку способности распознавать и предостерегать грех.

Привить детям любовь к житиям святых, а прежде всего к Евангелию, - вот что святой Иоанн считал самым важным в преподавании Закона Божия. Его вдохновлял на это собственный опыт. "Знаешь ли, - сказал батюшка в беседе с игуменей Таисией, - что прежде всего положило начало моему обращению к Богу и еще в детстве согрело мое сердце любовью к Нему? Это Святое Евангелие... Могу сказать, что Евангелие было спутником моего детства, моим наставником, руководителем и утешителем, с которым я сроднился с ранних лет".

Главным качеством учителя, по мнению отца Иоанна, должна быть любовь к детям. Учитель должен осознавать высокий уровень ответственности, возложенный на него, за образование и воспитание детей.

Важнейшие принципы педагогической деятельности св. прав. Иоанна Кронштадтского

1. Бог есть основа и источник всей жизни и всякого познания, цель и смысл человеческой жизни и деятельности.
2. Преподавание должно быть простым и цельным.
3. Преподавание должно быть неотделимым от воспитания, а воспитание должно иметь приоритет над обучением.
4. Без благодатной помощи христианской Церкви невозможно полноценное воспитание, прежде всего - сердца.
5. Педагогу нужно иметь дар любви к детям.
6. Педагог должен иметь воодушевление от Духа Святого и нести ответственность за свою деятельность перед Богом.
7. Методика преподавания должна быть проста, доступна и наглядна.
8. Крайне вредна погоня за обилием знаний.
9. Нужно вовремя замечать и всеми силами исцелять душевную порчу, не смешивая при этом человека со злом, которое в нем.
10. Нужно воспитывать детей примером своей жизни.

Педагог-законоучитель отец Иоанн Кронштадский

В отце Иоанне жила кака-то неземная, ангельская любовь к детям, она-то и двигала весь учебно-воспитательный процесс, вдохновляя его. То был особый благодатный Божий дар, возогретый им настолько, что и в последующие годы, уже оставив учительскую деятельность, отец Иоанн часто исцелял больных детей силой своей любви и молитвой, непрестанно благословляя и наставляя их в вере. Известны его слова, обращенные к детям, ученикам гимназии, где преподавал отец Иоанн: "Вы - дети мои, ибо я родил и рождаю вас благовествованием о Христе Иисусе, духовная кровь моя - наставления мои - текут в жилах ваших... Вы - дети мои, потому что я имею вас всегда в сердце моем и молюсь за вас. Вы - дети мои, потому что я, действительно, как священник, - отец, и вы называете меня батюшкой".

Школьному делу отец Иоанн отдавался всецело, как и пастырскому, считая школу преддверием Церкви, а заботу о школе - важнейшим делом Святой Церкви. У отца Иоанна не было неспособных, его беседы запоминались навсегда и почти одинаково сильными и слабыми. Все внимание отца Иоанна было направлено не столько на то, чтобы заставить запомнить, сколько на то, чтобы пленить в послушание христианским заветам души детей, наполнить их теми святыми образами, которыми была полна его душа. Будучи добрым и религиозным человеком, отец Иоанн обладал и особым даром преподавания, который имеют далеко не все педагоги. Он не ставил двоек, не "резал" на экзаменах, не задавал уроков, а вел в часы своих уроков беседы со своими питомцами о предметах веры. Спрашивал обыкновенно сначала тех, кто сам заявлял свое желание отвечать урок. А желающих отвечать урок обыкновенно было много. Протягивались нетерпеливые руки, и слышались умоляющие возгласы: "Батюшка, позвольте мне!" Иметь "три" по Закону Божию считалось среди его учеников величайшим позором. Он был добр, но огорчить его невыученным уроком было стыдно, поскольку ученики его искренне уважали и любили, а потому старались прилежно заниматься.

Отец Иоанн никогда не прибегал ни к чрезмерной строгости, ни к нравственному принижению неспособных. Уроки его были скорее удовольствием, отдыхом для учащихся, чем тяжелой обязанностью, трудом. Это была живая беседа, увлекательная речь, интересный, захватывающий внимание рассказ. И эти беседы пастыря-отца со своими детьми на всю жизнь глубоко запечатлевались в памяти учащихся.

Н.В.Суровецкий, один из учеников отца Иоанна вспоминал: "Нужно было видеть, с каким воодушевлением, с какой удобопонятностью и ясностью отец Иоанн передавал нам свои познания христианского учения. Так и представляется глазам его доброе лицо с ясным, любящим взором, обращенным на нас. И во всю жизнь впечатление этого взгляда и этой любви не изгладится из нашей памяти".

Нередко бывали случаи, когда отец Иоанн, заступившись за какого-нибудь ленивого ученика, кандидата к исключению из гимназии, сам принимался за его исправление. Проходило несколько лет, и из ребенка, не подававшего, казалось, никаких надежд, вырастал полезный член общества. Особенное значение отец Иоанн придавал чтению житий святых и всегда приносил на уроки отдельные жития, которые раздавал учащимся для чтения на дому.

Ученики отца Иоанна учились у него и вне уроков. Они любили его службу. Многие из них, идя утром в гимназию, заходили в собор, где батюшка после утрени молился за тех, кто к нему приезжал за советом и помощью, и бывали свидетелями того, как молитва их учителя не только духовно поднимала этих людей, но и врачевала их физические страдания. Так созидалось нелегкое дело духовного просвещения, преображения человеческой личности.

Отец Иоанн Кронштадский отмечал огромную воспитательную и педагогическую роль труда. В 1842 году его стараниями в Кронштадте был открыт "Дом трудолюбия" и при нем два начальных училища, лечебница, приют для бездомных, различные мастерские.

В педагогических воззрениях отца Иоанна можно выделить пять наиважнейших факторов воспитания:

1 - Личный пример учителя, ориентирующий и препровождающий к небесному Первоучителю - Господу нашему Иисусу Христу.
2 - Благодатная помощь от Бога по молитвам и участию в церковных Таинствах.
3 - Духовническое руководство воспитуемым.

4 - Душеполезное обучение, прежде всего Закону Божьему, а также - общение, чтение, наставление о старших и более опытных.

5 - Благотворная христианская среда, которую представляет православная семья и церковная община.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Простите, за мой запоздалый комментарий. Правда, он относится не к статье. Уважаемый, я не поняла про какой ад Вы говорите? Или Вы имели в виду что ад это школа, а ученики соответственно...( с рогами)? А какже Основные принципы педагогики св. прав. Иоанна Кронштадского? Это замечательное руководство для всех учителей любой школы, другое дело что трудно начинать с себя, а без личного примера, без искренности, без ЛЮБВИ к ученикам, без личного духовного роста это всё малоосуществимо.
Я в своей ремарке имела в виду условия, в которые нынешний учитель поставлен государством, но больше администрацией школы. За редким исключением, школьный коллектив - очень нездоровое место, и выжить учителю на самом деле очень трудно. Сумасшедшие нагрузки, незащищенность от элементарной грубости со стороны учеников и родителей и масса еще такого, чего лучше и не знать. Творческому человеку в школе очень трудно. Вот это я и имела в виду. А учителей хороших слава Богу у нас хватает! Наверно, Бог Сам ставит их в трудные условия для закалки духа.
Соединением знания с живой человеческой душой! Если бы общество это понимало!
Нынче все больше педагогов и все меньше Учителей,к сожалению.Уж простите за прямоту.
Они сейчас работают как в аду, поэтому нечего удивляться.