Устроение семьи

Как понимать цель и задачу семьи?

Удивительное Божие повеление и устроение – семья! «Во Христа и во Церковь». «Тайна сия велúка есть".

Семья, созидающая себя на христианских традициях, живет Церковью, да и сама становится домашней Церковью. Как и в Церкви, в малой церкви-семье Бог есть Глава. «Во Христа и во Церковь». Муж для жены, отец для детей обладает силой и властью духа. Его главенство в семье – крепко и незыблемо, если укреплено верой и сознанием Божия представительства в семье-церкви.

Все в семье должно быть подчинено главному – воле Божией через мужа и отца. И заслуга жены и матери в семье в том, чтобы, всем сердцем и существом любя мужа и отца своих детей, она старалась слушаться и подчиняться мужу – главе семьи, главе домашней Церкви, как Христу. И с величайшей любовью служить жизнью своей Богу в своем смиренном и самохотном, сознательном подчинении мужу.

Чем семья крепка?

Семья тогда крепка, когда стоит единством и любовью. Той любовью, которая воспринимается домочадцами как преизбыток. Вся жизнь под крышей родительского дома должна стать этим "пре". В семье дети не просто живут, они пребывают в жизни с родителями, чтобы рядом с ними горячо было жить сердцу. В доме родителей дети дышат их любовью, как воздухом. Любовью они постигают души родителей, а через их души – Бога. И сначала Бог воспринимается в семье как «Бог отец наших». Под сенью родительской любви каждый ребенок имеет возможность узнать и своего Бога.

Любовь – это и единство. И любое отклонение, любое малейшее отступление от этого единства должно восприниматься в семье как аномалия и исправляться. Ибо цель и задача семьи – навыкнуть единству здесь, на земле, для единства вечного.

Природа семьи

Кто создает семью?

Создатель семьи – Господь. Он с самого начала хотел, чтобы человек знал, как правильно построить семью. «И сказал Господь Бог: нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2: 18). Бог не только сказал об этом, но и создал ему помощника – жену. Это одно из первых званий, присвоенных женщине Богом. В нем отражен смысл помощи: содействие одного человека другому в достижении полного удовлетворения.

Как сочетается мужу жена?

Первый брак получил сочетание от Бога. Господь лично привел Еву к Адаму. Точно так же Он готовит подругу или друга каждому человеку. И дает Свои указания о важнейшем виде человеческих отношений – взаимодействиях мужа и жены. При постройке скинии Господь сказал Моисею: «Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе» (Исх. 25: 40). То же говорит Он и вступающим в брак. В следовании этому образцу человеку открывается возможность испытать благословение на гармоничную и счастливую семейную жизнь.

Каково определение Божие о фундаменте человеческих взаимоотношений в семье?

Учредив брак, Господь определил его как фундамент человеческих взаимоотношений, пока человек живет на земле. Адам с благодарностью принимает Божие решение о создании его семьи. При виде Евы он воскликнул: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа» (Быт. 2: 23). При сочетании Адама и Евы Бог сказал им: «Потому человек оставит отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Быт. 2: 24–25). Здесь мы видим описание брака в том виде, как его осуществил Господь. Эти указания касаются всех вступающих в брак. Из них видно, что природа брака – Богочеловеческая: Господь в ней – Центр и сердце создаваемой семьи. Господом освящается союз мужа и жены. Им закладываются в природу семьи законы любви, веры и свободы, усвоению и развитию которых посвящается вся совместная жизнь супругов.

В чем назначение семьи?

Семья, по замыслу Творца, явилась наиважнейшим фактором в формировании человека. Она раскрывает все заложенные в нем способности, силы, дарования. Семья становится ковчегом духовной жизни, где человек учится быть личностью, открывающей в себе образ и подобие Божие. Для этого Слово Божие указывает людям несколько принципов, полагаемых в основание семейной жизни.

Фундамент семьи

Какие принципы составляют фундамент семейной жизни?

Согласно свидетельству Священного Писания, этими принципами являются: отделение, постоянство, единство и физическая близость.

О чем говорит первый принцип?

Он говорит о том, что, создавая свою семью, человек оставит отца своего и мать свою. Жених и невеста разрывают узы, которыми они были связаны со своими родителями. Это не отказ от родителей или повод плохо с ними обращаться, это не разрыв всех отношений с ними. Оставить отца и мать означает разорвать узы зависимости от родителей: вступающие в брак теперь не будут больше искать у них убежища, защиты, финансовой помощи. Источник удовлетворения этих нужд должен быть усмотрен в новых отношениях мужа и жены. Поступать так – значит положить основание хорошему браку.

О чем говорит создающим семью второй принцип?

Он говорит о постоянстве. Чтобы брак выдержал натиск бурь, супруги должны осознать, что их узы постоянны. Потому оставит человек отца и мать свою и прилепится к жене своей... Создав семью, Бог имел в виду прочность, постоянство, жизнь бок о бок без условий и ограничений. Поэтому к первому принципу – отделения – Он присовокупил второй – прочность, постоянство. Развод как одна из возможностей разрыва брачных уз никогда не предусматривался в Божиих мыслях о браке. Этим полагается запрет думам о разводе даже как о возможном варианте – что Бог сочетал, человек да не разлучает.

Что открывает человеку третий принцип брака?

Третий принцип брака – навыкнуть здесь, на земле, единству жизни. И будут одна плоть. Достижение единства в браке – процесс, требующий усилий с обеих сторон. Единство – это способность слушать и прощать; в единстве две личности хотят полностью, без остатка поделиться всем, что наполняет их жизнь. Единство и подобие, однородность – не одно и то же. Подобие сопряжено с подчинением: ты должен быть похожим на меня, реагировать так же, как я. Единство же побуждает мужа принимать участие в трудностях жены и помогать ей справляться с ними.

Что утверждает для семейных людей четвертый принцип брака?

Он, согласно Писанию, утверждает: прочный, здоровый брак требует отделения от родителей, постоянства брачных уз, растущего единства и физической близости. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились. Принцип физической близости упомянут последним в Божьем перечне четырех основных принципов, являющихся фундаментом брака. И не без причины. Муж и жена испытывают радость общения от физической близости при наличии отделения, постоянства и единства. При удалении любого из этих принципов, являющихся фундаментом брака, физическая близость очень быстро исчезает. Адам и Ева не стыдились друг друга. Не было в их отношениях ничего скрытого, не было смущений, страхов. Чувство неловкости полностью отсутствовало. Это обусловило полную свободу как эмоциональную, так и физическую.

Христианская семья может строиться только на прочном, Богом созданном фундаменте.

Каркас семьи

В чем усматривается мудрость при создании семьи?

«Мудростью устрояется дом и разумом утверждается. И с уменьем внутренности его наполняются всяким драгоценным и прекрасным имуществом» (Притч. 24: 3–4). Чтобы устроить, утвердить и наполнить дом, необходимы, по словам Соломона, мудрость, разум и знание. В притчах написано: «Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум» (Притч. 2: 6). Люди не могут приобрести их самостоятельно. Господь – источник всего, в чем мы нуждаемся для постройки хорошего дома. Псалмопевец говорит: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его» (Пс. 126: 1). Только Господь может дать нам умение и способности. Причем изменения должны произойти именно в вас, а не в супруге.

Какие еще два принципа должны знать супруги, созидая свой дом?

В Послании к Ефесянам апостол Павел дает нам образец нашего общего устройства брака. Он пишет: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу». Значит, основная задача жены – это повиновение, и аналогия – «как Господу». Как она откликнулась бы на обращение к ней Господа, точно также жена-христианка должна реагировать на обращение своего мужа. Апостол Павел добавляет: «Мужья, любите своих жен, как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее». Основная забота мужей – большая любовь к женам, а аналогия – «как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее». Обе заботы одинаково важны и обе относятся к нашим взаимоотношениям с Господом Иисусом Христом.

Эти два принципа – повиновение и любовь – затрагивают животрепещущие вопросы. Жена спрашивает себя: «Достаточно ли сильно я люблю своего мужа, чтобы жить для него?» В свою очередь муж спрашивает себя: «Достаточно ли я сильно люблю свою жену, чтобы умереть за нее?» Упомянутые принципы можно назвать каркасом богобоязненной семьи. К нему можно причислить взаимное уважение, приятные воспоминания. Имущество такого рода не разрушается житейскими невзгодами.

Строительный материал семьи

Чем, каким поведением жены приобретается для Господа ее муж?

При постройке здания семьи апостол Петр советует иметь в виду следующие моменты.

Во-первых, богобоязненным житием жена должна приобрести своего мужа для Господа. «Вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1Пет. 3: 1–2). Здесь апостол указывает на поведение, на образ жизни жены, ибо им приобретается для Господа ее муж.

Не проповеданием, не надоедливой ворчливостью, нет, а примером чистого, богобоязненного жития, безмолвной проповедью жизни по любви.

Что необходимо знать о внешнем и внутреннем отношении жены к своему мужу?

Второй важный момент в строительстве прочной семьи апостол видит в отношении жены к своей жизни. "Да будет украшением вашим, – говорит он, – не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» (1Пет. 3: 3–4). В первую очередь следует отметить, что апостол ничего не имеет против приятной наружности жены. Кажется, его слова можно понять так: «Да будет украшением вашим не только внешнее...» Наружность наша важна, но она не является самым главным. Если Господь призвал нас быть Его посланниками, то мы достойным образом должны представлять своего Господа. И это касается не только наших слов и наших действий, но и нашей одежды. Одеваться нужно скромно, но изящно.

Но важнее внешности сокровенный сердца человек. Богу кажется особенно важным нетленная красота кроткого и молчаливого духа. Чтобы уметь выразить нежность, необходимо быть довольно сильным человеком. Женщина должна обладать громадным воздержанием, чтобы иметь молчаливый дух. «Крепость и красота богобоязненной жены – одежда ее, и весело смотрит она на будущее» (Притч. 31: 25).

Какой вид добра заложен в основу отношения жены к мужу?

Этот вид добра именуется повиновением. Апостол говорит: «Так некогда и святые жены, уповающие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы – дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха» (1Пет. 3: 6). Обязанность жен – быть отзывчивыми к нуждам своих мужей, повиноваться им. Когда у мужа возникает нужда, со стороны жены должен быть положительный, доброжелательный отклик на нее. Некоторые могут подумать: «Стань я такой отзывчивой, какой была Сарра в отношениях с Авраамом, мой муж обязательно будет злоупотреблять этим». Но и здесь ответ один: необходимо делать добро и не смущаться ни от какого страха. Это обетование Божие для жен.

В чем усматривается благоразумие мужа по отношению к своей жене?

Апостол Петр учит: «И вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощным сосудом, оказывая им честь как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1Пет. 3: 7). Обращаться благоразумно с женами значит жить с ними благоразумно, быть в настоящей дружбе, в тесных дружеских отношениях в семье.

Многие мужья размышляют так: «Я целый день работаю на производстве, зарабатываю деньги, и это моя обязанность. Моя жена должна взять на себя обязанности по дому и заниматься домашней работой». Нет, в христианской семье обязанности по дому должны выполняться обоими супругами. Муж должен постоянно принимать участие в домашней работе, проявляя большую, заботливую дружбу к своей жене.

Таким образом, мужьям нужно помнить, что при строительстве прочной семьи им необходимо постоянно жить со своей женой. Семейный дом – не гостиница, где вы можете переночевать. Кроме того, мужьям необходимо обращаться со своими женами благоразумно. Чтобы быть хорошим мужем, необходимо благоразумие. Наиболее ценное благо – знать свою жену, знать ее по-настоящему. Хороший муж знает о своей жене то, что другие не должны знать. Он знает ее заботы и страхи, ее разочарования и надежды, ее секреты и мечты. Обладание такой информацией и является знанием своей жены. Для того чтобы знать свою жену, необходим чуткий дух, желание принять участие, слушать, заботиться. Ваша жена желает быть понятой.

Что значит знать свою жену и почитать ее?

Апостол Петр вменяет мужьям почитать своих жен, оказывая им честь как сонаследницам благодатной жизни. Муж склонен предполагать, что после женитьбы его жена знает о том, как много она для него значит. Но об этом ей необходимо сказать хорошо подобранными, ласковыми словами. Время от времени необходимо выразить свою любовь, преподнеся жене цветы или небольшой подарок. Почтение, оказываемое ей, должно сопровождаться заботливо продуманными знаками внимания.

Чем скрепляется строительный материал мужа и жены?

Для жен строительный материал, необходимый для созидания семьи, – это богоугодное поведение, нежное отношение и готовность повиноваться. Для мужей же их стройматериал – это жить с женой в самых близких отношениях, хорошо знать ее, почитать, глубоко уважать, подкрепляя все это словами и делами. Этот строительный материал, скрепленный раствором любви, сделает семейный дом непоколебимым.

Опасность разрушения семьи

Что угрожает благополучию семьи?

Благополучная семья подобна сооружению прочного, добротного дома, скрепленного не гвоздями, а раствором любви. Строительство такого брака требует времени, усилий, необходимости постоянно и внимательно следовать плану. Но и после того, как строительство закончено, необходимо следить, чтобы дом был в хорошем состоянии: следить за трещинами в стенах, за протекающей крышей, за прочным фундаментом. Но больше следить необходимо за «термитами». Они подтачивают брак, разрушают семью. Годами они могут быть не обнаруженными до тех пор, пока дом не начнет разваливаться, потому что изъеден изнутри. Эти крошечные существа способны наносить ущерб больший, чем пламя вспыхнувшего огня. Один из этих «термитов» именуется беспорядком.

Какими средствами семья оберегается от «термитов» беспорядка?

Во многих семьях наблюдается неразбериха, путаница: мужья не представляют, какова их роль, жены не могут определить свои обязанности, детям непонятно их место в семье. Апостол Павел так говорит об этом: «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы. Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это угодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3: 18–20). Семья, читающая и изучающая Слово Божие, ограждена от «термитов» беспорядка.

Какими средствами семья сберегает себя от чрезмерной занятости?

Благополучию семьи грозит еще один вредитель – чрезмерная занятость. Современные христианские семьи разорваны. Они в плену разнообразных обязанностей: школа, работа, семья, церковь. Библия дает нам ясное представление об очередности.

На первом месте должно быть личное общение человека с Богом. Религиозный опыт является наиболее важным и требует постоянного внимания. Бог хочет моей и вашей любви. Второе – это семья. После личных взаимоотношений с Богом на очереди ваша семья. Воспитать христианскую семью значит в действительности осуществить поклонение Богу. Мы выражаем свою любовь и честь нашему Господу своим образом жизни в наших семьях. Наивысшее духовное служение – вырастить семью, утвержденную в вере, церковных порядках и поступающую в согласии с нравственными основами жизни. На третьем месте по порядку стоит работа, обязательная для христианина, выполняя которую он зарабатывает на жизнь. Это касается нашего труда для Господа, труда в церкви. Вспомним наставления апостола Павла служителям: они могли заниматься церковным трудом, если умели заботиться о своей семье. Вначале семья, а потом труд. Таков порядок, установленный Богом.

Почему семья не освобождает нас от обязанностей членов Тела Христова?

Семья не освобождает нас вовсе от обязанностей, которые мы должны выполнять как члены Церкви Христовой. Быть семейным человеком не значит, что нам теперь не нужно вставать утром и идти на работу. То же самое, иметь семью не означает, что мы больше не ходим в церковь. Бог хочет, чтобы наши обязанности как отца и матери были заменены другими обязанностями, даже такими, как работа и активность в церкви. На первом месте Бог, затем семья и работа. Ефесская церковь, о которой говорит Откровение (1: 1–7), испытывала затруднения в том, чтобы установить правильную очередность. Эта церковь переживала нашествие «термитов», именуемых чрезмерной занятостью. Они заменили наиважнейшую заповедь: любить Бога – работой и церковной активностью.

Чем еще сберегается семья от чрезмерной занятости?

Она сберегается выделением своего времени для взаимного общения. Детям важно знать, что родители хотят их любви, они хотят их самих. Отыскав время для общения, им следует показать, что они родителей любят. Родителям надлежит делать то же.

Родители, ваши дети больше нуждаются в вас, чем в том, что вы можете дать им или сделать для них. Уделите время для разговора со своими детьми, для игры с ними. Подарите им себя. Хорошо также напомнить себе, что этого же хочет Господь. Богу гораздо больше хочется иметь нас, чем то, что мы можем сделать для Него. «Сыне, дай Мне твое сердце», – говорит Он.

Источник: Протоиерей Геннадий Нефёдов. Основы христианской нравственности. Эта глава составлена по книге: «Библейские принципы семейной жизни». Фриденсштимме, 1985. С. 35–76.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]