Чувство стыда

Стыд – это свойство согрешившей человеческой личности. Чувство стыда врождено нравственному самосознанию человека и принадлежит к первичным задаткам нравственного чувства.

Впервые чувство стыда испытал Адам после грехопадения, когда сказал Богу: «я наг и скрылся» (Быт. 3:10). И по сей день стыд вспыхивает в человеке после совершения предосудительного, недозволенного, постыдного действия, нарушающего его внутренний мир и достоинство.

Стыд выражается в чувстве смущения, тревоги, беспокойства, вины и завершается самоукорением, раскаянием, внутренней исповедью перед совестью.

Стыд – это чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка.

Внешне стыд отображается в лице и выражении глаз: лицо заливается краской стыда, в глазах появляется тревога.

Человек может испытывать стыд за непослушание голосу долга, за противление воле Божией, за пренебрежение к своему христианскому званию и общественному долгу.

«Если ты христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую честь» (1 Петр. 4: 16). Сам Христос не стыдился называть христиан братьями.

Авва Исаия: «Если бы мы увидели наши грехи таковыми, каковы они на самом деле, то объял бы нас такой стыд, что мы не осмелились бы смотреть в лицо братьям нашим, отдавая всем предпочтение пред собою».

Стыд может быть ложным и истинным. «Есть стыд, ведущий ко греху, и есть стыд – слава и благодать» (Сир. 4:25).

Стыд ложный – это стыд не перед совестью и Богом, а перед людьми. Такой стыд ведет ко греху. Стыд Ирода перед придворными по поводу своей безрассудной клятвы довел его до преступления.

Стыд истинный ведет человека к честности и мужеству, открывает ему лучшее в противовес худшему, пробуждает созерцание идеала, взыскует божественного. Это стыд благодатный.

Стыдливость – это предварительный стыд, предупреждающий грехи и преступления человека.

Стыдливость есть смущение души при виде нравственного неприличия, при появлении соблазна и греха. Ее можно назвать обонянием души, которое дает ей возможность издали чувствовать грех и отвращаться от него.

Стыдливость вместе с целомудрием, помогает созиданию чистоты и благочестия в личной, семейной, церковной и общественной жизни.

Стыд сигнализирует о наступлении тревоги и бедствия во внутреннем мире человека. Стыдливость предупреждает, предостерегает от такого бедствия.

Стыд указывает на ошибки на путях нравственной жизни. Каждая вспышка стыда – сигнал к переходу от плохого к хорошему, от злого к доброму, от постыдного и недозволенного – к заповеданному и достойному великого звания христианина.

Чувство совести

Со-весть - голос Божий в сердце человека, советник правды Божией.

Совесть - это нравственный ориентир человека; это внутренний маяк, освещающий жизненный путь; нравственный светофор; внутренний компас, который предупреждает о недопустимости тех или иных действий и наказывает мучениями за неправильно сделанный выбор. Совесть несет в себе функции законодателя, судии и мздовоздаятеля.

Совесть дает человеку знание о нем самом. Совесть побуждает человека внимать гласу Божию, вменять Его себе в идеал и закон, исполнять его силой благодати Божией.

Каждый поступок воспринимается духовно-нравственной природой человека и оценивается в свете требований нравственного закона. При положительной оценке задуманного и совершенного дела совесть награждает человека радостью и одобрением. А если поступок не согласуется с нравственным законом, то она причиняет человеку мучительное, тревожное переживание.

Чему подобно свидетельство совести, когда человек ее вопрошает? Вопрошающий стук человека в двери совести есть «особый вид молитвы», а совесть есть та внутренняя сила Божия в нас, которая открывается как наше собственное глубочайшее существо.

Действие совести подобно молнии, сверкающей в ночи, или мощному подземному толчку, как при землетрясении. От этого света человек мгновенно прозревает, ибо совесть есть состояние нравственной очевидности с присущей ей некоей сокровенной божественной разумностью.

Совесть говорит человеку не звуками, не словами и понятиями. Она проявляется в душе в виде могучего позыва к нравственному поступку или образу действий. Все лучи нравственного чувствования и видения, приходящие из внешнего и внутреннего опыта, обычно концентрируются в сердце в единый мощный фокус.

Совесть неодинакова у разных людей и народов. Одни признают нравственно-добрым то, что другие отвергают. Например, совесть спартанцев позволяла им умерщвлять слабых младенцев. Совесть язычников оправдывала человеческие жертвоприношения, оргии, акты кровавой мести, умерщвление стариков…

Различные состояния совести. Совесть находится в зависимости от умственного и нравственного состояния людей.

Совесть может быть – с одной стороны: благою и доброй, прекрасной, чистой, непорочной (Деян. 23: 1 Петр. 3: 16-21; 1 Тим. 1: 5.19; Евр. 13: 18; 1 Тим. 3: 9; 2 Тим. 1: 3). С другой стороны: порочной или лукавой, оскверненной; слабой, сожженной (Евр. 10: 22; Тит. 1: 15; 1), заблуждающейся или немощной (1 Кор. 8: 7).

Искажения совести.

Как законодатель совесть бывает неведущей, колеблющейся и погрешающей.

Как судия совесть бывает немощной, несознательной, ожесточенной.

Как мздовоздаятель совесть бывает мнительной или скрупулезной, усыпленной (пристрастной, лицемерной, сожженной).

Что имеет в виду действие совести?

Действие совести зовет каждого человека к осуществлению того добра, которое ему доступно. Совесть есть начало не механическое, а органическое, не уравнивающее, а распределяющее, не мертвящее, а творческое. Если бы все люди стали жить по совести, то они вовсе не начали бы делать одно и то же, хотя все начали бы действовать в едином направлении.

Развитие совести.

Совесть прирождена человеку, как естественное нравственное чувство. Из этого чувства, при участии разума и воли, постепенно образуется естественный нравственный закон, приобретая всё большую степень сознательности и долга.

На развитие совести оказывают влияние нравственный характер окружающих ребенка лиц; домашнее воспитание и окружающая среда.

Совесть создает в человеке алтарь его жизни.

Когда человек поступает по совести, он достигает душевно-духовной цельности в своем существе, цельности в добре. Он ощущает близость к Богу. Ощущает, что значит прошение: «да будет воля Твоя»...

Совесть возбуждает в человеке чувство раскаяния.

Голос совести говорит человеку, что добро и что зло в его поведении. Напоминая соделанные грехи, совесть возбуждает в человеке чувство раскаяния: признание мыслей и деяний греховными с сожалением о них и с желанием их исправить. Так благодаря совести рождается покаяние с принесением плодов исправления.

В какой совести нуждается каждый христианин?

Для истинно нравственной жизни христианину нужна чистая и непорочная совесть. Она оживит в душе человека нравственный закон, заявит о себе глубоким знанием его норм и усвоением духа Откровенного закона. Обновление совести происходит силой Откровения, покаянием и участием в церковных Таинствах.

Чувство долга

Чувство долга, действуя на душу человека своим велением, воспринимается ею как категорический и строгий голос нравственного закона: ты должен – в одном случае, ты не должен – в другом.

Для верующего человека этот голос усиливается осознанием того, что в нем присутствует голос Самого Бога, призывающего человека к исполнению заповедей и законов, которые будут спасительны для него.

Долг бывает материальным и нравственным.

Долг материальный относится к прошлому, когда какие-либо вещи или деньги были получены взаймы. Он несет в себе обязательство полностью рассчитаться за полученное в обозримом будущем.

Долг нравственный относится к будущему и никогда не может быть погашен полностью. С этим долгом мы рождаемся, и сколько бы мы не творили добра в своей жизни, еще больше его остается за нами, как за неключимыми рабами.

Голос долга помогает душе поддерживать достоинство, морально оздоровлять внутреннюю жизнь, улучшать отношение к людям и вещам.

Долг может быть общим и частным.

Общий долг вмещает в себя: долг человека перед Богом, долг гражданина и долг семьянина. Чувство долга побуждает человека выполнять всё то, что от него требует Церковь, Родина, семья, работа, общество.

Общее чувство долга питает и поддерживает и всяческий частный долг. Например, общее чувство семейного долга распадается на частные долги: долг супругов жить в единомыслии друг с другом, долг воспитания детей, долг материального обеспечения семьи.

Чувство обязанности

Чувству обязанности близко частное чувство долга.

Важно, чтобы каждая обязанность осуществлялась в свое время и не препятствовала исполнению других обязанностей.

Столкновение обязанностей в личной, семейной и общественной жизни называют конфликтами или коллизиями. Коллизии можно предупреждать, если распределить свое время так, чтобы все исполнялось в свой черед. Во избежании коллизий следует предпочитать высшие обязанности низшим.

Чувство ответственности

Ответственность – это отчет совести и разума человека перед Богом и обществом за все им задуманное и совершенное.

Быть ответственным означает держать ответ за исполненное, отвечать за порученное, сполна рассчитываться за сделанное, расплачиваться за пропущенное и добровольно принимать наказание за неверно выполненное.

Существует ответственность за дела, исполненные и неисполненные; за слова и желания, происходящие в человеке сознательно и бессознательно; и за всю прожитую нравственно и безнравственно жизнь.

Нравственная ответственность – это внутренняя отчетность человека за все то, что происходит в области его влечений, выборов и конкретных отношений, и поступков.

Осознать ответственность значит осознать, что я сам во многом являюсь творцом своей судьбы, своих жизненных неприятностей, своих чувств, своих отношений с Богом, а также своих страданий, если они имеют место.

Подробнее о чувстве ответственности читайте в статье Ответственность как мера духовной зрелости.

Чувство вменения

Вменение – это воздаяние за добрый или худой поступок соответствующей наградой или наказанием. Вменяются каждому все внутренние и внешние намерения и действия его.

Если человеком совершено греховное дело, то оно вменяется ему как беззаконие, достойное наказания. Если же совершено дело нужное и праведное, то оно вменяется ему как праведность, достойная награды. «Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15:6).

В земной жизни греховность и праведность человеку вменяет суд совести, Церкви и гражданской власти.

Вменяются только те поступки, которые совершены сознательно и свободно.

Один и тот же греховный поступок вменяется каждому человеку по-разному, сообразно его греховной испорченности и индивидуальных особенностей.

Последнее вменение-воздаяние произойдет при втором пришествии.

Составил протоиерей Александр Зелененко для учащихся взрослых групп Воскресной школы Спасо-Парголовского храма.

Источники:
Свт. Феофан. Начертание христианского нравоучения.
Протоиерей Геннадий Нефёдов. Основы христианской нравственности.
Проф. прот. Н. Стеллецкий. Опыт нравственного православного Богословия.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]