Христианство есть домостроительство (созидание) нашего спасения в Господе Иисусе Христе. Так как человеку нельзя спастись без Бога, то вероучение Православной Церкви учит, тому, что Бог сделал для спасения человека и тому, что должен делать сам человек, чтобы спастись.

Человек, ищущий спасения, просвещаясь верой, должен иметь основательное знание о том, чего требует от него христианская вера, как следует ему жить согласно вере и действовать как христианину.

Это знание может быть приобретено чрез исследование слова Божия, святоотеческих писаний, чтение жития святых, пастырских бесед и поучений, и во взаимно-обогащающем общении с христианами.

Особенно этому служит систематическое изложение учения об истинно-христианской (нравственной) жизни, – иначе христианской нравственности.

Цель нравственного богословия

Нравственное богословие или христианское нравоучение, исходя из учения Христова, определяет:
✦ с одной стороны, сущность, высший смысл и конечную цель жизни человека-христианина,
✦ с другой, указывает тот путь, которым должен идти христианин для достижения предназначенной ему Богом цели.

Таким образом, православное нравственное богословие (христианская этика или христианская мораль) есть наука, в систематическом порядке излагающая учение о нравственной жизни человека, какой она должна быть согласно закону Божию, открытому в слове Божием и раскрытому в учении Православной Церкви.

Предметом науки нравственного богословия является христианская нравственность.

Слово "нравственность" одного корня с словами "нрав" и "нравиться".

"Нрав" – есть нечто постоянное, присущее человеческому духу, проявляющееся и во внешней жизни.

Глагол же "нравиться" указывает на приятные чувствования, внутреннюю удовлетворенность от нравственно-добрых поступков и образа жизни. Внутреннюю удовлетворенность и приятность чувств вносит в душу доброделание, и добродетельная жизнь человека.

Отсюда – общефилософское определение нравственности.

«Нравственность есть неискоренимое стремление человеческого духа оценивать сознательно-свободные действия и состояния (мысли, чувства и желания) человека, на основании врожденной человеческому духу идеи добра, выразительницею которой является совесть» (свящ. В. Бощановский. "Жизнь во Христе", стр. 9).

Или: «Нравственность есть определенный, устойчивый образ внешнего поведения и внутреннего настроения человека, вырабатываемый им самим при помощи собственного свободного самоопределения во имя чувства долга и направленный к осуществлению внешнего блага-добра» (И. Николин. "Что такое нравственность?", стр. 16).

Но это общефилософское определение с богословской точки зрения неудовлетворительно, именно вследствие неопределенности и отвлеченности самого понятия "добра".

В основу нравственности надо полагать то, что выше отвлеченного и безликого добра, а именно личное общение человека с Вечно Живым Личным Богом, как первоисточной силой высшего добра – Божественной любви, и жизнь по воле Божией, для славы Божией, единственно приносящей спасение.

О главном предмете и центральной теме
христианской нравственности

Этим предметом и этой темой является учение о человеческой личности.

Человеческая личность... Разве можно объять ее? Она - живая реальность, неуловимая и непо¬стижимая тайна. Она есть глубоко интимная в своей замкнутости структура, нерушимая и веч¬ная, хотя в то же время открытая и становящаяся. Она имеет свое основание в Боге и только в Нем находит путь своего раскрытия и становления.

Становлении личности человека в ее сознании и свободе, ее ценностной ориентации и достоинстве, ее жизненном пути и нравственном восхождении, ее борьбе с грехом и преодолении ею темного, стихийного начала, ее причастности к высшей духовной основе жизни во Христе и ее преображенности Божественной благодатью.

В становлении человек обретает самого себя, в нем он сопричастен реальности бытия и открыт для переживания высшего блага.

Что такое христианская нравственность?

Христианская нравственность – это жизнь во Христе, лоне Церкви, жизнь по закону Божию, или глубоко-сознательное, деятельное и свободное осуществление человеком в своей жизни великих заповедей Христа Спасителя: «Кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек» (Ин. 8:51). Кто поистине соблюдает их, тот переходит от смерти в жизнь вечную. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви (Ин.15: 10).

Исполнение Евангельских заповедей – есть признак деятельной веры, верности и любви христианина к Богу, образу Божию в людях и в себе, что и заповедал Господь.

Значение науки нравственного богословия

Чтобы уяснить значение науки нравственного богословия необходимо уяснить ценность нравственности.

Сначала укажем ценность нравственности в жизни и деятельности людей вообще, а затем с точки зрения христианской – в жизни человека-христианина.

В жизни человека обычно высоко ценят ум, какой-либо художественный талант, устройство и благополучие жизни, житейское благоразумие и мудрость, даже иногда физическую ловкость и силу, телесную красоту и др. Однако, все эти ценности значительно ниже доброй нравственной настроенности и нравственной жизни. Мало того, только доброе направление воли, или, только добрая нравственная настроенность и жизнь сообщает истинное значение и достоинство прочим человеческим ценностям – уму, художественному таланту, науке, искусству и т.д.

Без доброго нравственного характера жизни остальные ценности могут обратиться в недостатки человека и причинят ему и окружающим зло.

Например, ум жестокого человека, сильная воля, но дурного направления, литература и искусство нравственно нечистоплотных творцов и т.п. Значит, высокое нравственное достоинство и добрая нравственность человека есть высшее благо, лучшее его украшение.

В Священном Писании и в учении Православной Церкви уделяется особое внимание религиозно-нравственной жизни. Религиозно-нравственное учение и жизнь считается «единым на потребу», высшим благом (ср. 1 Кор. 13: 1-2), дающим человеку истинное счастье.

Благо вообще есть соответствие предмета или тварного существа своему назначению, своей цели. В библейском сказании Бог, обозревши мир после сотворения, признал его "благим", т.е. нашел, что все в нем хорошо, все соответствует своей цели и назначению. У человека есть много разных потребностей, поэтому для него существует и много благ, различных по своему качеству и достоинству. Например, благо для него пища и питье, утоляющие голод и жажду; благо для него промышленность, удовлетворяющая его житейские потребности (в жилище, одежде, тепле, свете и т.п.), благо для него наука и искусство, удовлетворяющие его стремление к истине и красоте.

И немало есть людей, расположенных довольствоваться счастьем, доставляемым, главным образом, этими видами благ, иногда полагая в одном из них главную цель своей жизни.

Однако, среди всех этих благ высшим благом должна быть несомненно признана добрая нравственная жизнь.

И действительно, если благо есть соответствие предметов своему назначению, то высшее благо, высшее счастье для человека будет состоять в том, чтобы он выполнил свое назначение. А назначение человека состоит именно в том, чтобы он жил по воле Божией. Созданный по образу Божию человек стремится к Первообразу. По Божьему промыслу человек призывается к Богоуподоблению и Богообщению, чего можно достичь только доброй нравственной жизнью, жизнью по закону Божию.

В Священном Писании это высшее благо изображается под образом многоценного бисера, ради приобретения которого купец продал все, что имел. Счастье, доставляемое этим благом (благодатной жизнью во Христе) есть внутреннее, духовное благо как облагодатствование личности от Бога. Это есть «праведность и мир, и радость во Святом Духе» (Рим. 14: 17), но вместе с тем оно и несомненно реальное, которого никто и ничто не может отнять, и которое человек ощущает даже среди всевозможных напастей и бедствий жизни.

Значение и важность нравственного богословия

Важность и значение науки Нравственного Богословия состоит в том, что здесь раскрывается православное учение о истинно-нравственной жизни по заповедям Христовым, которая дает высшее благо или счастье человеку и сообщает ему высшее достоинство как богоподобной личности.

Нравственное Богословие указывает и освещает путь нравственной жизни. В этом и состоит его значение и важность для всех христиан.

Конечно, знание нравственных правил само собою не порождает нравственности. Можно хорошо знать нравственное учение, а согласно ему не поступать. Потому Господь Спаситель называет блаженными не тех, которые слушают учение Его, а тех, которые исполняют учение: «блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11: 28).

Чтобы нравственно жить, необходимо, чтобы к знанию присоединилась свободная решимость, сильное желание и крепкая воля.

Вера и нравственность

Нравственность в основе своей имеет веру в Бога и находится в самом тесном союзе с ней. Поэтому Апостол говорит: «без веры невозможно угодить Богу». «Вера без дел мертва есть» (Иак. 2: 26).

Если у человека нет веры в Бога, то что может побудить его к исполнению нравственного закона, даже с признанием этого закона? Тогда человек очень легко может прийти к выводу, что он сам себе и для себя закон, и сам может жить как велит ему его развращенное себялюбивое сердце.

Как здание без основания не может быть прочно и надежно, так и нравственная жизнь, не опирающаяся на веру в Бога, как внутреннюю непоколебимую опору, не будет иметь для себя надлежащих оснований.

«Подлинно верующий - это не тот, кто умеет вести правильные разговоры, или следует всем обрядам, а тот, кто живет правильно, по заповедям». (Старец Паисий Святогорец).

Мы не должны забывать, что наша земная жизнь, благодаря вере – есть ничто иное, как путь к бессмертию!

Отношение нравственного богословия
к богословию догматическому

Между этими науками существует такое же соотношение, какое существует между верой и нравственностью.

Содержание Догматики относится к познанию и вере, а содержание Нравственного богословия - к воле и деятельности.

Учение веры - предмет Догматики - представляет, как бы фундамент или основание, а нравственная деятельность - предмет Нравственного богословия – как бы здание, возведенное на этом основании.

Отношение нравственного богословия
к нравственной философии

Нравственность есть факт общечеловеческий, поэтому учение о ней имеет место не только у христиан и богословов, но и у язычников и философов. Таким образом, кроме Нравственного богословия, существует еще нравственная философия.

Сродство это состоит в том, что обе эти науки занимаются одним и тем же предметом, а именно - исследованием законов и норм или правил нравственной жизни. Различие состоит в том, что в исследованиях своих они исходят из различных начал, и исследование идет в различных направлениях.

Нравственное Богословие представляет подлинное учение Священного Писания, несомненную истину и заблуждаться не может. А нравственная философия легко может пойти в ложном направлении и выдать за истину совсем не истину. Таковы, например, нравоучения, создаваемые на пантеистической или материалистической почве.

Следовательно, нравственная философия должна восполняться Нравственным Богословием, Без Богословия нравственная философия своими силами не в состоянии решить многих вопросов нравственного порядка, например, вопроса о происхождении зла, и о победе над ним.

Далее, нравственная философия имеет дело только с общими вопросами, поэтому мы там не найдем учения о частных обязанностях человека. Да и в общей части нравственная философия не идет так далеко в рассмотрении нравственных понятий христианина, как далеко идет Нравственное Богословие.

Например, в отделе о добродетели нравственная философия не дает конкретного образца добродетели, тогда как Нравственное Богословие, изображая личность Иисуса Христа Спасителя как совершенное изображение добродетели, указывает в нем живой образец нравственного совершенства. Затем, нужно не только отыскать истину, но и последовать ей, осуществить требования нравственного закона, а для этого необходимы силы и средства, которые побудили бы человеческую волю последовать истине и подкрепили бы слабые силы человека.

Нравственная философия таких сил дать человеку не может - авторитет человеческого разума слишком слаб для этого, чтобы побудить человека подчиниться требованиям нравственного закона. Нравственное Богословие дает побуждение к исполнению нравственных требований тем, что указывает их источник к воле Божией, тем, что представляет многочисленные примеры осуществления этих требований; наконец, тем, что говорит о благодатной помощи человеку в достижении нравственного идеала.

Таким образом, отношение Нравственного Богословия к Нравственной философии есть отношение превосходства первого над второй в отношении истинности, полноты и совершенства излагаемого и раскрываемого им нравственного учения, а также и в отношении средств, даруемых человеку для неуклонного следования этому учению.

Философию иногда называют служанкой Богословия.

Несмотря на это преимущество, Нравственное богословие не должно совершенно игнорировать нравственную философию и чуждаться ее. Откровенные нравственные истины, при помощи Нравственной философии, могут быть представлены в яснейшем свете, подтверждены различными доводами и защищены от разных возражений со стороны противников этих истин.

Источники нравственного богословия

Главные источники Нравственного богословия - одни и те же с источниками вероучения: главным источником является Священное Писание, затем, Церковное Предание - согласное учение св. отцов Церкви. Кроме этого, необходимо руководствоваться аскетическими творениями отцов подвижников, житиями святых и церковными песнопениями, в которых прославляются христианские добродетели.

Из отцов и учителей Вселенской Церкви, в творениях которых находим много нравоучительного элемента, следует указать св. Василия Великого, Иоанна Златоуста, блаж. Августина и др.; из отечественных - свт. Тихона Задонского, свт. Димитрия Ростовского и др.

Из подвижников древних укажем: творения преп. Антония Великого, Макария Великого, Ефрема Сирина, Исаака Сирина, аввы Дорофея, Иоанна Лествичника и др.; из отечественных подвижников: преп. Нила Сорского, преп. Серафима Саровского, старца Паисия Величковского, оптинских старцев Леонида, Макария, Амвросия, Анатолия, творения свт. Феофана Затворника, свт. Игнатия Брянчанинова, прав. Иоанна Кронштадтского и многих других.

Задача и метод науки

В основу изложения и раскрытия нравоучения следует положить идею спасения человека (сотериологию).

Подобно тому, как цель жизни человека христианина есть спасение, так и целью, задачей нравоучения является раскрытие, изъяснение пути ко спасению, пути следования за Христом, изображение постепенного воплощения в себе христианином жизни Христовой.

Чтобы быть не только теоретическим учением, но иметь жизненно-практический характер и легко усвояться. Нравственное Богословие должно соединять теорию и практический опыт; нравоучение с назиданием, используя богатейшую сокровищницу святоотеческих писаний, примеры жизни святых и подвижников благочестия, особенно примеры жизни и духовный опыт наших отечественных православных подвижников.

Таково направление, задачи и метод православного нравственного Богословия.

Разделение науки

Нравственное Богословие разделяется на 2 части.

Первая часть – теоретическая – излагает общее учение о существе нравственности и вообще начала нравственно-христианской жизни.

Вторая часть – нравственно-практическая – излагает основание деятельного благочестия на основе заповедей самоотверженной любви и милосердного служения.

Составил протоиерей Александр Зелененко для взрослых слушателей Воскресной школы Спасо-Парголовского храма.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]