Значение церковных праздников

О значении церковных праздников хорошо написал преподобный Иустин (Попович) (+1978): «Вся жизнь Церкви — это беспрерывное служение Богу, поэтому каждый день в Церкви — это праздник, ибо каждый день есть Богослужение и воспоминание святых. Потому жизнь в Церкви есть беспрерывное Богослужение и жизнь «со всеми святыми» (Еф. 7:18). Святые сегодняшнего дня нас передают завтрашним, завтрашние — святым следующего дня и т. д., круглый год без конца. Празднуя память святых, мы молитвенно и действительно переживаем их благодать и святые добродетели по мере нашей веры, ибо святые суть олицетворение и воплощение евангельских добродетелей.

Православное Богослужение есть живая жизнь Церкви, в которой участвует каждый член Церкви через переживание всего Богочеловеческого, всего апостольского и святоотеческого, словом — всего Православного.

В Церкви существует только беспредельное настоящее. Все здесь бессмертно и свято, все Богочеловечески и апостольски соборно, все в Церкви Вселенское. Человеческое спасение состоит в соборной жизни «со всеми святыми» в Богочеловеческом теле Церкви. Эта жизнь непрерывна и проникает каждый наш день, ибо каждый день празднуется память одного или нескольких святых, которые трудятся в деле нашего спасения. Наше молитвенное общение с ними созидает нам спасение, поэтому необходимо празднование всех праздников, без исключения, праздников Господних, Богородичных, Ангельских, Апостольских и всех святых.

Все Богослужения созидают наше спасение, а во всем этом находится весь Богочеловек Господь Иисус Христос, Глава и Тело Церкви, со всеми святыми и непреходящими истинами и бесконечная Его жизнь со всеми Его вечностями.

Каждый догмат нашей Богочеловеческой веры имеет свой праздник: Боговоплощение — Рождество, Воскресение — Пасха, вера — праздники святых мучеников, — и все остальные святые добродетели — праздники всем остальным святым. Святые Богослужения являются переживаниями святых вечных догматических истин. Например, догмат о Богочеловечестве Господа Иисуса Христа переживается в Рождестве, Благовещении, Преображении, Воскресении и др. праздниках Господних. Эта вечная истина непрестанно и во всей полноте переживается и так становится нашей ежесекундной жизнью. «Наше же жительство — на небесах, откуда мы и ожидаем Спасителя, Господа нашего, Иисуса Христа» (Флп. 3:20; Кол. 3:3)».

Циклы богослужебного календаря

Характерной особенностью православного календаря является сочетание в нем двух годовых циклов – подвижного и неподвижного.

Подвижный годовой цикл

Этот цикл основан на принципах древнееврейского лунно-солнечного календаря, заимствованного из Вавилонии. Он назван так потому, что включает в себя праздники и «покаянные времена» с подвижными, или изменяемыми, датами, закрепленными лишь за определенными днями недели.

Точкой отсчета этого цикла, своего рода «подвижным Новым годом», является праздник Светлого Христова Воскресения (Пасхи), от которого начинается годовой круг апостольских и евангельских богослужебных чтений.

Подвижный годовой цикл слагается из двух периодов – Пасхального и Пятидесятничного.

Пасхальный цикл

Пасхальный, или Триодный, цикл имеет фиксированную продолжительность в восемнадцать недель (если считать и первую неделю после Троицы – «Всех Святых», службы которой замыкают содержание Триоди).

Все воскресенья этого периода имеют названия, указывающие на темы богослужебных воспоминаний.

Пятидесятничный цикл

Второй период – Пятидесятничный начинается после Дня Святой Троицы, и его недели просто нумеруются в календаре как «Недели по Пятидесятнице». Каждая из них имеет определенное апостольское и евангельское чтение, но лишь некоторым присвоены индивидуальные названия.

Этот период охватывает почти две трети года и заканчивается перед «Неделей о мытаре и фарисее» – первой подготовительной неделей Великого поста. А она в свою очередь является началом нового Пасхального цикла.

Так замыкается «священный круг» христианского «подвижного года», точкой отсчета которого является праздник Светлого Христова Воскресения (Пасха).

Неподвижный годовой цикл

Неподвижный календарный годовой цикл основан на древнеримском солнечном календаре. Он дважды реформировался: сначала кардинально Юлием Цезарем в 46 году до н. э., а затем папой Григорием XIII в 1582 году. Отсюда понятия «юлианский календарь, или «старый стиль» (ст. ст.), и «григорианский календарь», или «новый стиль» (н. ст.).

Если основу подвижного годового цикла составляет Пасхальный период, то основу неподвижного литургического года – Рождественский цикл.

Также церковный год делится на несколько разных по длительности богослужебных циклов, которые следуют друг за другом от его начала. Можно разделить литургический год на периоды праздников, постов и времени, не входящего ни в один из этих периодов.

Православный церковный год начинается 1/14 сентября. Этот день называется церковным индиктом или новолетием.

Первым великим праздником Православной Церкви в новом церковном году при этом является Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября). Завершается православный литургический год празднованием Успения Пресвятой Богородицы (15/28 августа).

Циклы церковного года

✦ Богослужения от начала церковного года до Введения во храм Пресвятой Богородицы;

✦ Рождественский цикл: включает в себя Рождественский пост, Рождество Христово, праздник Обрезания Господня, Богоявление или праздник Крещения Господня, Сретение Господне;

✦ Богослужение от Недели о мытаре и фарисее до Великой Субботы: сюда входят подготовительные недели Великого поста, первая седмица Великого поста и все Воскресенья Великопостного периода, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (25 марта / 7 апреля), Лазарева Суббота и Вход Господень в Иерусалим;

✦ Пасхальный Цикл: Пасха или светлое Христово Воскресение, Недели по Пасхе, Вознесение Господне, Пятидесятница или день Святой Троицы;

✦ Богослужения от начала Петрова (Апостольского) поста до конца церковного года: праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла, Преображение Господне (6/19 августа) и Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа).

Таким образом, православный церковный год можно представить в следующем виде: Рядовое время, Рождественский цикл, период Великого поста, Пасхальный цикл, Рядовое время.

Рядовое время в Православной Церкви наступает сразу по завершении Пасхального Цикла, после празднования дня Пятидесятницы. Этот период включает в себя 37 или 38 Недель по Пятидесятнице. Последние четыре являются подготовительными Неделями к Великому посту. Заканчивается период рядового времени с наступлением Великого Поста.

Годовой круг богослужений

Годовым кругом Богослужений называется порядок служб на протяжении всего года. Каждый день в году посвящается памяти тех или других святых, а также и особым священным событиям — праздникам и постам.

Богослужебный церковный год начинается 1-го сентября старого стиля (14 сентября н.ст.), а весь годовой круг Богослужений строится применительно к празднику Пасхи. Пасха бывает не раньше 22-го марта (4 апреля н. ст.) и не позже 25-го апреля (8 мая н. ст.), в первый воскресный день после весеннего полнолуния.

Изучением праздников занимается эортология (от греч. έορτή – праздник – праздниковедение) – вспомогательная историческая дисциплина, один из разделов академической литургики.

По времени праздновани праздники делятся: на неподвижные, которые бывают каждый год в одни и те же числа месяца, и подвижные, которые хотя бывают в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца в соответствии с временем празднования Пасхи.

Богослужебный церковный год начинается 1-го сентября старого стиля (14 сентября н.ст.), а весь годовой круг Богослужений строится применительно к празднику Пасхи. Пасха бывает не раньше 22-го марта (4 апреля н. ст.) и не позже 25-го апреля (8 мая н. ст.), в первый воскресный день после весеннего полнолуния.

По содержанию (посвященности) праздники разделяются на:

а) Господни — посвященные Господу Иисусу Христу и воспоминанию свершения им нашего Спасения (Рождество, Богоявление, Пасха, Вознесение и др.), а также почитанию Честного Креста Господня (Воздвижение, знамение Креста и др.);

б) Богородичны — посвященные Пресвятой Богородице, Ее жизни (Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во Храм и др.), явившимся Ее чудотворным иконам (Владимирской, Иверской, Казанской и др.), и Ее чудесам (Покров Пресвятой Богородицы);

в) Святых — посвященные почитанию небесных ангельских сил бесплотных (Собор Архистратига Михаила и др.), святых праотец, пророков, апостолов и равноапостольных, мучеников, святителей, преподобных, праведников и др.

Выделяют также общецерковные и местные праздники. Одни праздники торжественно празднуются всею Православной Церковью или же целыми поместными церквами (так, праздник Покрова Пресвятой Богородицы особенно торжественно празднуется в Русской Церкви), другие составляют предмет особого празднования в отдельных местностях, епархиях и храмах. Местными праздниками являются, например, храмовые праздники — в честь тех святых, в память которых освящен храм или приделы во храме. Празднования храмовых святых бывают в таком случае более торжественными, чем в остальных местах и имеют свои особенности. Например, в Спасо-Парголовском храме особо торжественно празднуется праздник Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа.

По важности воспоминаемых событий и лиц и по торжественности Богослужения праздники разделяются на великие, средние и малые.

Великие праздники

а) Наивысший разряд этих праздников составляет «праздников праздник» Святая Пасха, — имеющая исключительную по торжественности службу, которая на утрене состоит почти исключительно из пения Пасхального Канона cв. Иоанна Дамаскина.

б) За Святой Пасхой в особой торжественности следуют 12 великих праздников Господних и Богородичных, называемых двунадесятыми праздниками. Это двенадцать важнейших после Пасхи праздников в Православии. Они посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы.

Двунадесятые праздники бывают подвижными и неподвижными.



Двунадесятые праздники изображают историю нашего спасения: от Рождества Пресвятой Богородицы (это событие является рубежом Ветхого и Нового Заветов), жизни Ее, Рождества Спасителя, Его Богочеловеческого Подвига, — до Успения Пресвятой Богородицы — первого обоженного человека, совершенно соединенного с Богом, и воспоминания нахождения в Иерусалиме св. Равноапостольной Еленой, матерью св. равноап. Константина, Животворящего Креста Господня — чем знаменуется высшее торжество Христианской Веры, — переход великого множества людей под знак Креста Господня, признание могущественнейшими из людей своей зависимости от воли Божией и изъявление ими надежды на его силу.

Так, от начатка нашего спасения в Рождестве Пресвятой Богородицы, Церковь проводит нас через круг двунадесятых праздников к утверждению полного торжества Христианской Веры на Небе и на земле.


Особенности празднования великих праздников.

В церковном праздновании великих праздников следует различать: день самого праздника и дни предпразднства, попразднства и отдания праздника.

Предпразднство. Задолго до некоторых великих праздников Церковь начинает приуготовлять нас к их встрече — еще за полтора месяца до Воздвижения Креста Господня на утрене начинают петь: «Крест начертав Моисей», с 21 ноября в храмах поется: «Христос Раждается – славите».

Затем Церковь вводит нас днями предпразднства (их нет у Входа Господня и у недвунадесятых великих праздников) в непосредственную близость торжества. Наряду с молитвами и песнопениями воспоминаемым в эти дни святым, Церковь предлагает молитвословия и песнопения и в честь наступающего праздника.

Двунадесятые праздники имеют по 1 дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, имеющего 5 дней, и Богоявления, имеющего 4 дня предпразднства. У Пасхи предпразднства нет.

Попразднство. Дни попразднства составляют продолжение праздника. В эти дни, на ряду с песнопениями святому, Церковь воспоминает и прославляет иногда участников события, вообще же — событие бывшего праздника.

Число дней попразднства бывает от 1 до 9, смотря на большую или меньшую близость одних праздников к другим или к дням поста:
Благовещение — 1 день, (а от субботы Лазаревой — нет попразднства),
Рождество Богородицы и Введение Ее во храм — 4 дня,
Рождество Христово и Пятидесятница — 6 дней,
Преображение и Воздвижение Креста Господня — 7 дней,
Сретение — неодинаковое число дней в каждый год, от 0 до 7 дней, Богоявление и Вознесение — 8 дней,
Успение Божией Матери — 9 дней,
недвунадесятые великие праздники — 1 день.
Попразднство Пасхи продолжается 40 дней.

Отдание праздника. Последний день попразднства носит название дня отдания праздника и отличается от дней попразднства большей торжественностью Богослужения, потому что последование этого дня удерживает большую часть молитв и песнопений самого праздника.

У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.

Богослужение великих праздников.

Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных, где расположены службы святым и праздникам на каждый день года. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях Постной и Цветной, где записаны все богослужения пасхального цикла.

В период предпразднства на службах, посвященных рядовым дням Минеи, начинают появляться песнопения грядущего великого праздника, все увеличиваясь в количестве и достигая кульминации в сам день праздника, когда поются только одни эти праздничные песнопения. В дни попразднства содержание служб опять возвращается к святым и событиям Минеи, но также имеют место и праздничные песнопения, количество которых все уменьшается, а в день отдания праздника снова преобладают.

В великие праздники всенощное бдение бывает особенно торжественным и продолжительным, служится лития («усиленное моление»), где поминаются общецерковные и местные святые, произносятся особые прошения об избавлении от всяческих бедствий. Затем бывает благословение пяти хлебов (в память о чуде насыщения 5000 человек пятью хлебами), а также пшеницы, вина и елея (масла). Этот обычай идет с глубокой древности — это освящение «плодов земли», во время которого люди молят Бога о ниспослании изобилия, благоденствия и мира. Во время каждения хлебов трижды торжественно поется тропарь праздника.

Кроме Великих, существуют средние и малые праздники.

Средние праздники

а) Бденные – имеют Всенощное бдение.

9 октября и 21 мая — Св. Ап. и Ев. Иоанна Богослова;
26 ноября — Св. Иоанна Златоуста;
19 декабря — Св. Николая Мирликийского Чудотворца;
15 января — Преп. Серафима Саровского;
12 февраля — Трех Святителей и Вселенских Учителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста;
6 мая — св. Великомученика Георгия и еще некоторые другие, но к ним присоединяются праздники храмовые и в честь мощей святых в тех храмах, где они покоятся.

б) Полиелейные средние праздники. На эти праздники всенощное бдение не совершается, а накануне бывает великая вечерня, на утрени же положен полиелей и читается Евангелие.

Это такие праздники как:
Положение Ризы Господней (23 июля);
Владимирской иконы Богоматери (3 июня);
Св. Пророка Илиии (2 августа);
Св. Равноапостольных Константна и Елены (3 июня);
Св. Василия Великого (14 января).

Малые праздники

а) Славословные малые праздники. В эти дни великое славословие на утрени поется, а не читается. Это такие праздники как: Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме (26 сентября), Положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (15 июля) и др.

б) Шестеричные малые праздники. На службе поется 6 стихир и 6 тропарей (в монастырях). К ним относятся праздники пророка Захарии и праведной Елисаветы, пророка Даниила и трех отроков Анании, Азарии и Мисаила.

Церковные праздники являются центром богослужебной жизни Церкви, своей торжественностью они как бы предвосхищают здесь, на земле, будущее райское блаженство для праведников, а связываемые с этими праздниками воспоминания о Священной Истории нашего Спасения и о святых Божиих людях, явивших в себе образ святости и могших сказать: «не я уже живу, но живет во мне Христос», имеют исключительное назидательное значение для всех членов Церкви, — научают нас, как правильно веровать и как должно любить Бога.

Своими праздниками Церковь свидетельствует о Своем Единстве, объединяя воедино Церковь Небесную, составленную из торжествующих святых, и Церковь земную, — из кающихся, спасающихся и достигающих святости.

Составил протоиерей Александр Зелененко для слушателей взрослых групп Воскресной школы Спасо-Парголовского храма.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]