«Домострой»… Когда вы слышите это слово, какие картины предстают перед вашим взором?

Обычно с понятием «домострой» связывают нечто отжившее, патриархальное, а под «домостроевскими порядками» понимаются тиранство и угнетение женщины, домашнее беззаконие. В советское время «Домострой» был синонимом «темного царства», символом ушедшего царского режима. Так ли это? Что такое «Домострой»? Нужен ли он нам сегодня? Попробуем ответить на эти вопросы...

Что такое «Домострой»?

Само словосочетание «домострой» появляется в русском языке как соответствие греческому «экономика» (ойкос – дом, номос – закон, правление).

«Домострой» (полное название: «Книга, называемая Домострой, содержащая полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину – мужу и жене, и детям, и слугам, и служанкам») – это выдающийся памятник XVI века, сборник правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы.

«Домострой» не просто сборник советов – перед читателем развертывается грандиозная картина идеально воцерковленного семейного и хозяйственного быта. Упорядоченность становится почти обрядовой, ежедневная деятельность человека поднимается до высоты церковного действа, послушание достигает монастырской строгости, любовь к царю и отечеству, родному дому и семье приобретает черты настоящего религиозного служения.

История создания

«Домострой» – результат коллективного труда нескольких поколений. Наиболее известна редакция протопопа Сильвестра – духовника Ивана Грозного. Обновлённая редакция «Домостроя» была составлена игуменом московского Чудова монастыря Карионом (Истомином) в XVII веке.

Содержание

«Домострой» включает предисловие, 63 главы и «Послание и наказание от отца к сыну».

Три его основные части излагают правила общежития в отношении:
✦ "духовного строения" (религиозные наставления);
✦ "мирского строения" (о семейных отношениях);
✦ "домовного строения" (хозяйственные рекомендации).

Основные принципы жизни семьи, согласно «Домострою»

Богопосвященность

Вся жизнь в XVI веке была подчинена религиозно-нравственным законам. Первые главы "Домостроя" наставляют в том, "Как христианам веровать во Святую Троицу и Пречистую Богородицу, и в Крест Христов, и святым небесным бесплотным силам, и всем святым…"; "Как любить Бога всею душою и близких своих, и страх Божий иметь, и помнить о смертном часе" и т.п.

Жизнь патриархальной русской семьи буквально сплеталась с жизнью Церкви: это и участие всех в церковных богослужениях, празднествах и таинствах; и благочестивые домашние обряды; и паломничества по святым местам.

Семья – «малая Церковь». Отец – «малый патриарх», пастырь, приглядывающий за душами жены, детей и домочадцев, дабы они были добрыми христианами.

В домостроевской семье кроме её отца хозяина дома, всегда чувствуется незримое присутствие другого, высшего Отца. В стремлении выполнять Его заветы все члены семьи объединялись между собою. Все отношения в семье были упорядочены, определены, всё было на своих местах. Устроенный дом «Домострой» не случайно называет раем: это место, где человек отдыхает душой, где нет места злу.

Целостность и единство

Семья – единый организм, в котором в любви и взаимопомощи живут и стар, и млад, а все домочадцы всё делают сообща, нужно ли «есть и пить, или яства варить, или печь что, и всякие приспехи делать, и всякое рукоделие, и всякое мастерство».

Такое строение семьи снижало возможность зарождения семейные конфликтов: каждый знал свои права и обязанности, и, если субординация нарушалась, остальные члены семейства одёргивали нарушителя. Выпасть из общего ансамбля было почти невозможно. Это обеспечивало целостность семьи, соблюдение традиций и устоев общества, воспитание детей в чётких правилах. Гарантом такого воспитания был отец семейства, который помимо всего прочего выполнял функцию наставника и учителя не только детей, но и всех домочадцев.

Молитва

Объединяющим началом в доме является общая молитва: «Каждый день вечером мужу с женой, с детьми и с домочадцами, кто знает грамоту — отпеть вечерню, повечерницу, полунощницу в тишине, с вниманием и смирением, с молитвою и с поклонами, петь внятно и согласно...»

Семья – опора государства

По Домострою, государство, Церковь и семья связаны неразрывно. Государство стоит на твердом фундаменте – семье, и как во главе государства стоит государь, т. е. Царь, так во главе семьи стоит государь, т. е. муж, глава и хозяин всему дому.

О главенстве и ответственности мужа

Владыка дома ответственен перед Богом, Царем и обществом за семью и будет держать ответ на Страшном суде. Чтобы научить «рассудительной ко благу и правильной жизни», он должен был содержать всех домашних в строгости.

В обязанности хозяина дома входило:
✦ каждый день и каждый вечер, после молитвы, советоваться с женой о домашнем хозяйстве;
✦ любить и хранить детей, но и страхом спасать, наказывая и поучая;
✦ учить ремеслу сыновей: плотницкому, портновскому, кузнечному, сапожному;
✦ учить жену, детей, и домочадцев жить по заповедям Божиим;
✦ огород и сад насаживать, о нем заботиться;
✦ заботиться о закупке припасов на год; делать запасы впрок;
✦ по заслугам жаловать слуг, а плохих наказывать.

Обязанности хозяйки

✦ Вопрошать мужа о всяком порядке, о том, как душу спасти, Богу и мужу угодить и дом свой подобру устроить;
✦ любить и хранить детей, но и страхом спасать, наказывая и поучая;
✦ учить рукоделию дочерей: прясть, шить; учить есть готовить, хлебы печь и калачи;
✦ руки свои простирать на труд; самой знать, как сеять муку, как квашню замесить, и хлебы скатать да испечь;
✦ милость свою обращать на убогого и плоды трудов подавать нищим;
✦ каждый день приглядывать за слугами, а которая служка хорошо всё делает – и за то похвалить да пожаловать, если плохо – наказать или проучить;
✦ всегда беречься хмельного;
✦ собирать приданое дочерям;
✦ служанок, девиц и вдов обучить, замуж выдать, приданым наделив.

Жена в доме – государыня, вторая в семейной иерархии. Добрая жена своими неустанными трудами собирает богатство дома. Такую хозяйку Домострой ставит очень высоко, дороже «камня многоценного», «добрая жена хвала мужу и честь».

О послушании в семье

Женщина должна была во всем слушаться мужа, а девушка - отца. Отношения повиновения распространялись на всех живущих в доме: перед его владыкой все были как дети. Именно так учит апостол Павел: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» (Кол. 3:20).

О наказаниях

Если муж увидит, что в хозяйстве непорядок, то его обязанность жену наставлять. Если она все поймет, то благодарить и жаловать, а если жена не последует словам мужа, то ее должно наказывать. А наказав, простить.

Мужу предписывалось поучать жену, детей и домочадцев не только словом, но если не понимают, то и плетью. Однако, «Домострой» предлагает порку как самое последнее средство, если другие способы научить уже не помогают.

Похвала должна произноситься прилюдно, а наказание осуществляться наедине.

Отношение родителей к детям

Родительская любовь проявляется, прежде всего, в заботе о нравственном воспитании, приучении к труду, материальном обеспечении.

«Заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в доброй науке: учить страху Божию и вежливости, и всякому порядку. А со временем, по детям смотря и по возрасту, учить их рукоделию, отец - сыновей, а мать - дочерей, кто чего достоин, какие кому Бог способности даст. Любить и хранить их, но и страхом спасать, наказывая и поучая…»

Родителям не рекомендуется проявлять никаких чрезмерных эмоций - как положительных (бурная радость, восторги, умиления), так и отрицательных (гнев, ярость).

О воспитании детей

Детей Домострой с раннего детства приучал воспитывать на православных христианских ценностях, в строгости, наказывая за провинности.

«Воспитай детей в запретах и найдешь в них покой и благословение. Понапрасну не смейся, играя с ним: в малом послабишь - в большом пострадаешь скорбя, и в будущем словно занозы вгонишь в душу свою». «Кто жалеет розгу, тот губит ребенка». «Наказывай детей в юности – упокоят тебя в старости твоей».

Личный пример

Личный пример родителей оказывал решающее влияние на воспитание детей. Дети видели, как родители помогают соседям, погорельцам, подают нищим, принимают странников, ухаживают за стариками, убогими, больными, трудятся с утра до вечера. Всё это оставалось в детской памяти.

Ответственность родителей за детей

«Если дети согрешают по отцовскому или материнскому небрежению, о таковых грехах и ответ им держать в день Страшного суда».

Обязанности детей

В обязанности детей входит: любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости.

Об отношении к домочадцам

Домочадцы - члены семьи, а также родственники и другие люди, живущие в доме на правах членов семьи. Обязанность хозяина – опекать, учить домочадцев, заботиться об их благоденствии.

Домочадцы - это и домашняя прислуга. Если слуги честно выполняют свои обязанности, следует сажать их за хозяйский стол, одаривать одеждой со своего плеча, всячески защищать. Хорошему слуге хозяин помогает устроиться в жизни: завести свое торговое дело, обустроить двор. Если же слуга нерадив, обкрадывает хозяев, сплетничает о них, увиливает от работы, необходимо его поучать, в том числе и поркой. Но после этого обязательно нужно предоставить человеку новый шанс. И только если он снова и снова будет воровать, бездельничать, то следует накормить такого слугу и прогнать со двора.

О поведении человека

Вот как Домострой определяет линию жизненного поведения человека: «Тем, кто старше тебя, честь воздавай и кланяйся; средних как братьев почитай; немощных и скорбных утешь любовью, а младших как детей возлюби – никакому созданию Божию не будь лиходеем. Славы земной ни в чем не желай; …всякую скорбь и притеснение с благодарностью претерпи; если обидят – не мсти, если хулят – молись; не воздавай злом за зло; согрешающих не осуждай, вспомни и о своих грехах; отвергни советы злых людей; равняйся на живущих по правде, их деяния запиши в сердце своем и сам поступай так же».

«Домострой» учит многим добродетелям. Призывая помогать больным и несчастным, Сильвестр обращает внимание на то, чтобы помощь эта не была формальной. «Вглядись в беду и страдания, во все их нужды, напои, накорми, согрей, с любовью и чистой совестью приветь».

О рукоделии

«Домострой» заповедует добросовестное и качественное исполнение любой работы. Осуждению предавались те, кто врет, работает нечестно, крадет, не делает добро на благо общества. Пред началом всякого дела требовалось перекреститься и попросить благословения у Господа, трижды поклониться до земли святым. Всякое рукоделие (приготовление еды, заготовка запасов, ремесленничество) надобно начинать с чистых мыслей и вымытых рук. Все, что сделано с чистыми мыслями и желанием, будет приносить пользу людям.

Послание к сыну

Особое место занимает 64 глава – важнейшее наставление «Домостроя» - заповедь отца. Отец благословляет сына следовать христианским законам, держать семейство свое сытым, в тепле, любви и порядке, и чтобы жили они: по совести, праведно, по правде, в вере, в страхе Божием.

«Домострой» четко обозначал семейную иерархию и объединял всех членов семьи.

Воспитательное значение

«Домострой» – одно из уникальных творений, несущих для современной семьи, подрастающего поколения и всех людей немало ценных практических советов на каждый день.

Основная идея книги – это воспитание детей с самых первых дней, направление ребенка на добрые дела и проявление добра во всех своих поступках. Не этого ли сейчас так не хватает в нашем обществе, полном лжи, лицемерия, зависти, злости и агрессии?

«Домострой» – идеал устроения семьи

Домострой рисует картину идеальных отношений с семьей, с государством, в церкви, дома. По сути, это мечта, пример того, что могло бы быть. У кого-то получается лучше, ближе к идеалу, у кого-то хуже. Бесспорно, одно - Домострой читали, к нему прислушивались, он был своего рода бытовой совестью.

Кроме того, не стоит забывать о практической стороне текста. Множество полезных советов по домохозяйству, необходимых в повседневной жизни, пользовались большим успехом у самой широкой аудитории.

Что же строил «Домострой»?

Духовный мир, нравственность человека, который по своему добродетельному разумению может построить свой дом, семью, свою жизнь. И нам в этом плане здесь есть чему поучиться.

Составил прот. Александр Зелененко для слушателей взрослых групп Воскресной школы Спасо-Парголовского храма.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]