Основные значения слова «ревность»

Слово «ревность» имеет два основных значения:

1) В миру чаще всего употребляется в значении «зависть, недоверие».

В этом смысле ревность — сильное негативное чувство, возникающее при ощущаемом недостатке внимания, любви, уважения или симпатии со стороны очень ценимого, прежде всего любимого, человека, в то время как это мнимо или реально получает от него кто-то другой.

«Люта, как преисподняя, ревность» (Песнь Песней 8:6)
«Ревность – ярость мужа» (Притч. 6:34)
«Ревность и гнев сокращают дни» (Сир. 30:26)

Это - ложная ревность не по Боге, мерзкая страсть, которую некоторые ошибочно принимают за любовь, рождающаяся от уязвленного себялюбия, порождающая ненависть, доводящая до убийства.

В этом значении «ревность» всегда неразумна и носит отрицательный характер.

Такая ревность может быть не только плотской, но и душевной: когда завидуют красоте, талантам, успехам других, осуждают и обличают.

2) Ревность в значении «усердие, старание, радение.

Виды ревности: духовная, душевная, плотская.

Характеристика духовной ревности

Духовная ревность разумна, п.ч. ревнует о вечном, а не о тленном; тиха, негневлива, немногословна, снисходительна к недостаткам ближних, не привносит в душу смущения при обличении, т.к. действие свое обращает не на ближнего своего, а на его грех, подобно тому, как опытный врач при помощи своего искусства поражает болезнь, не поражая вместе с нею и больного, чем и доставляет последнему облегчение и чувство благодарности.

Источник духовной ревности – Святой Дух, приемник ее – дух человеческий, очищенный от страстей и приготовленный продолжительной деятельностью по велениям Св. Духа.

Производителями этой деятельности являются: с внешней стороны – страх Божий и память смертная, а с внутренней – ощущение радости от Богоугождения и любовь к Богу, которая влечет к Нему так же сильно как жажда влечет к воде всякий живой организм (Пс. 41:2).

Душевная ревность производится силами души и ревнует о душевном: об устроении временного быта, искусстве, науке, даже о приобретении богословских познаний.

Но она не ревнует о познании Бога, об исполнении Его заповедей, о молитве и чтении Слова Божия.

Душевную ревность можно назвать разумной только тогда, когда она подчиняется ревности духовной и в меру ревнует о том, что необходимо для земли.

Плотская ревность не разумна, сопряжена с тщеславием и гневом, и является недугом души.

Плотская ревность часто прикрывается личиной ревности Божественной и по наружности представляется благочестивой.

Ложная ревность выдает себя своей обращенностью ко внешнему и страстным характером. Одержимый плотской ревностью выполняет длительные молитвенные правила с многочисленными поклонами, держит строгие посты. Но всё это делается из тщеславия: в поисках похвалы и особых даров.

Если страсть тщеславия долго не удовлетворяется, «подвижник» бросает свои подвиги как бесполезные, начинает искать виноватых, впадает в осуждение, мнительность, подозрительность, может дойти до разочарования и даже хулы на Св. Духа.

Такой мнимой ревности не приемлет Господь и святые отцы всячески заповедуют остерегаться ее.

Истинная же ревность по Боге - это добродетель, без которой невозможно спасение.

Некоторые образы

Более всего ревность подобна огню.

Это может быть огонь, пожигающий и испепеляющий себя и других. Но может быть, и огонь очищающий, сожигающий в себе зло.

Это может быть огонек малой церковной свечи, костер, разгорающийся, способный взметнутся до небес, или благодатный огонь...

Бог Ревнитель

В Священном Писании Бог открывается как Ревнитель (Втор. 6:15): «Господь, Бог твой, есть Бог ревнитель».

✦ Он преследует Свои цели решительно и твердо (Исх 20:5; 34:14; Втор 4:24; 5:9; Нав 24:19).

✦ Он ревностно истребляет Своих врагов (Ис 42:13; 59:17; 63:15; Ин 2:17).

✦ Его ревность и ярость направлены против идолослужения и грехов Его народа (Иез 5:13; 16:38, 42; 23:25; 38:19; Соф 1:18; Зах 1:14; 8:2).

✦ Божия ревность способствует очищению людей, «умножению владычества Его» (Ис 9:7) и прославлению Его имени (Иез 39:25).

Высочайший образец духовной ревности – Иисус Христос

(см.: Пс. 68: 10. Ин. 2: 17. Мф. 21:12, 13. Мк. 11:15, 17. Лк. 19:45, 46. Ин. 2: 14–16.)

«Ревность по доме Твоем снедает Меня» (Ин. 2: 17).

Бог любит нас до ревности. И ждет духовной ревности от своих учеников. «Духа не угашайте!» (1 Фес. 5:19), т.е. поддерживайте богоугодную ревность ко славе Божией, духовному совершенствованию и спасению.

«Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк 8:35,36)

«Всяк огнем осолится», – говорит Господь (Мк. 9:49). Как соль предохраняет вещество от гниения, так и дух ревности, проникая все наше существо, изгоняет грех и тем спасает от нравственной порчи и растления.

«О, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3:15).

Примеры горячей ревности о Боге явили нам святые угодники Божии. Например, вспоминаемые Церковью в грядущую неделю, святые праотцы.Эти праведники, жившие среди людей, отступивших от Бога, «верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих» (Евр.11:1-2,33-34).

Тогда еще не было новозаветной благодати, но праотцы хранили веру в грядущего Спасителя, горели Божественной любовью и возвышались до новозаветной праведности. Так пророк Давид проявлял любовь к своему врагу – Саулу, а пророк Илия сохранял девство, и за великую ревность взят даже на небо (1Мак 2:58).

Чем святые принципиально отличаются от нас?

На этот вопрос преподобный Симеон Новый Богослов отвечает так: «Святые, просиявшие в мире, ничем от нас, обычных грешных людей, особенно не отличались, кроме доброго произволения и ревности».

Преподобный Серафим Саровский добавляет: «Мы не имеем решимости; а благодать и помощь Божия к верным и всем сердцем ищущим Господа ныне такая же, какая была и прежде, - и мы могли бы жить, как древние отцы, ибо, по слову Божию, Иисус Христос «вчера, сегодня и во веки тот же».

О добродетели духовной ревности

Духовная ревность – это усердие, тщание, забота о Богоугождении и спасении души. Она происходит от сильной любви к Богу и вызывает гнев или негодование ко греху и диаволу.

Преп. Исаак Сирин: «Ревность – это такая добродетель, без которой не производится ничего доброго».

Свт. Феофан Затворник: «Ревность – это сила на творение заповедей. Ревность – дело благодати и свидетельство, что благодать в вас есть».

Духовная ревность - свидетельство христианской жизни.

Свт. Феофан Затворник: «Существо христианской жизни состоит в Богообщении. Видимое свидетельство христианской жизни – ревность о богоугождении, зажженная в сердце Св. Духом. Когда начинается этот жар ревности, тогда полагается начало христианской жизни; в ком он постоянно действует, тот живет по-христиански».

«Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк. 12:49)

– Здесь Господь говорит о ниспослании Св. Духа для ревностной духовной жизни Своих учеников.

Мы должны иметь ревность

✦ в искании спасения => Мф. 11, 12; Лк. 13:24, 16:16; 1 Кор. 9, 24;

✦ в делах благочестия => 1 Тим. 4:7, 15;

✦ делая добро => Гал. 4, 18. Тит. 2, 14;

✦ для святости => 2 Петр. 3, 14;

✦ для борьбы за веру => 1 Тим. 6, 12;

✦ в молитве => Еф. 6, 18; 1 Фес. 3, 10; Евр. 5, 7; Иак. 5, 16;

✦ для утверждения нашего призвания и нашего избрания => 2 Петр. 1, 10;

✦ для славы Божией => Числ. 25:11, 13; 1 Цар. 19, 10;

✦ чтобы сделать себя угодными Богу => 2 Кор. 5, 9; 2 Тим. 2, 15;

✦ для спасения других => Деян. 26, 29. Рим. 10, 1. Кол. 4:12, 13. Иуд. 1, 3;

✦ для назидания других => 1 Кор. 14, 12;

✦ возвещая Евангелие => Иер. 20, 9. Деян. 18, 25. Рим. 15:19, 20;

✦ в борьбе за веру => Иуд. 1, 3;

✦ От ревности по Боге нужно отличать ревность не по разуму => Деян. 21, 2. Рим. 10, 2. Гал. 1, 14. Филип. 3, 6.

О ревности не по разуму

Преп. Исаак Сирин: «Лукавая ревность не по разуму есть неизбежный плод плотского ветхого человека, когда он пытается угождать Богу прямо из этого своего ветхого человека с его плотским мудрованием. По отношению к другим людям это проявляется в действии из осуждения, прикрытого мнимой правотой или мнимой праведностью, которая лукаво говорит: ты без греха, брось в другого камень осуждения».

Истинные же обличители порока, например, Божии пророки, всегда ревнуют о славе Бога и о доме Божьем – Церкви, по внушению Духа Святого, получая от Бога силу и слово для этого обличения. Их ревность в этом – святая и богоугодная. Точнее сказать, Сам Бог ревнует в них и через них о славе Своей и о спасении людей.

Святые учат, что истинная ревность:

✦ Это способность, вложенная в нас Богом, которая возбуждается и правильно действует по действию Божьей благодати.

✦ Это сила, понуждающая нас к стяжанию добродетели и охранительница достигнутых добродетелей, духовных плодов и доброго устроения.

✦ Направлена на спасение и преуспеяние в духовной жизни.

✦ Необходима в деле нашего спасения.

✦ Поддерживается смирением и мироотречением.

При принятии горделивых помыслов, меняется на лукавую ревность, которая направлена на поиск недостатков ближних и попытку изменить их.

Чем возгревать ревность?

Отвечает преподобный Антоний Великий: «Возогревай ревность решимостью и терпением, памятью о смерти, памятью о том, что будет по смерти, страхом Божиим».

Внутренние возбудители ревности

✦ Ощущение сладостей жизни по Боге, память об этом сердечная.

✦ Благодарность и любовь к Богу.

✦ Радость доброделания и пребывания в порядках Божиих.

Прп. Никодим Святогорец: «Будь вниманием внутрь, действие охлаждения начинается выходом внимания изнутри, прилеплением внимания сердца сначала пустому и суетному, потом стpacтному и греховному».

Свт. Иннокентий: «Полезно каждодневно читать жития святых, особенно подвизавшихся в проповеди Слова Божия».

Важно также жить рядом с духовником или соревнителем.

Авва Дорофей и другие святые рекомендуют почаще вглядываться в себя, оглядываться на свое прожитое время, вести дневник.

Чтобы возгреть ревность к добродетелям в детях, Н. Е. Пестов советует при достойном поведении поощрять их – подарками и разумными развлечениями.

Страшно быть теплохладным. Лучше неразумная ревность Ионы или преследовавшего христиан Савла. Господь силен спасти Иону из чрева китова, превратить Савла в апостола Павла. Даже ниневитян по их ревностному покаянию Бог спасает от прореченной гибели.

Как укрепить и сохранить ревность

✦ Верить в милосердие Божие.

✦ Возгревать страх Божий памятью о смерти и Страшном суде.

✦ Молиться, участвовать в жизни Церкви.

✦ Общаться с духовником, искать со-ревнителей.

✦ Читать жития святых.

✦ Пресекать прилепления сердца к суетному.

✦ Воздерживаться от сластолюбия всех видов и чревоугодия.

✦ Наблюдать Промысл Божий; вести дневник.

✦ Смиряться, никогда не почитать себя чего-либо достигшим.

✦ Трудиться ради Царствия Небесного.

Правильное устроение духовной ревности

Правильное устроение духовной ревности выразил преподобный Макарий Великий: «Ищи ее без самооценки, и непрестанно над этим трудись».

Впереди много труда, много опасностей: иди, будет плод. Земледелец трудится в поте лица и ест хлеб, так и в духовной жизни: делай, трудись, но не определяй плода. Плод есть дар Божий ради труда; а дать дар - в воле Даятеля.

Никогда не считай себя достигшим, а только ищущим. Корабельщик поплыл, но еще не приплыл. И неизвестно, доплывет ли.

Умалению страстей не верь, на крепость своих добродетелей не полагайся. Взывай: «Господи, спаси мя! Имиже веси судьбами, спаси мя!»

Никогда не говори себе: «Ну, теперь довольно, потрудился, можно и отдохнуть». Кто примет этот помысл, тот падет. Непрестанно начинай, и напрягайся; о льготах не думай, знай, что тяготу и труд тебе нести до смерти, впереди не облегчение, а преутруждение.

Никто не может прийти к Богу, не имея такого устроения, без духа ревнующего никто не спасается.

Причины охлаждения духовной ревности

У христианина охлаждение ревности чаще всего случается или по нерадению самого человека, или же попускается Богом для познания своей немощи.

Также охлаждение вызывает излишнее напряжение душевных сил, упадок сил телесных или нездоровье.

Самое опасное для христианина – произвольное уклонение от воли Божией, наперекор своей совести. Такое греховное состояние пресекает в человеческой душе духовную жизнь.

Постоянное охлаждение в душе только при постоянном грехолюбии и грехопадении, а без этого «оно всегда переходчиво».

По мере охлаждения в душе христианина ревности от него отступает и Божественная благодать, и если не будут предприняты меры к ее поддержанию, то она совсем погаснет, как гаснет лампада, когда не подливают в нее масла.

Основные средства против охлаждения

Основные средства против охлаждения - труд, молитва, терпение и богомыслие.

Усилия человека при искреннем расположении сердца завершаются возгоранием спасительной ревности. Ревность эта «действительная, живая, горящая, неутомимая, всепобедительная», свидетельствующая о том, что дух восстановлен в своей силе и правах через воссоединение с Богом благодатью и действием Святого Духа.

Составил протоиерей Александр Зелененко для взрослых вероучительных групп Воскресной школы.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]