Библейское и святоотеческое отношение к смерти

Понятие о смерти

«Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет царства ада на земле. Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть» (Прем. 1: 13-15).

Виновник смерти – человек, а возможность смерти – это следствие его свободы.

Смерть стала неотвратимым спутником человеческой жизни, неизбежным итогом его земного пути.

Никто своими силами не может избавиться от ее власти:
«Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5 :12).

В самом общем смысле смерть – это утрата источника жизни. Смерть устремлена к небытию. Но человек богообразен, поэтому смерть не может уничтожить его полностью.

Наиболее распространенные значения слова «смерть»

1. Смерть телесная (физическая, земная) – конкретное единовременное событие, разлучение души с телом.

Душа дает жизненную силу телу, и когда она покидает его, то тело разлагается до элементарного состава. «Возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3: 19).

Эта смерть возможна только в чувственном мире. В сверхчувственном ее нет, ибо ангелы и души людей имеют богообразную целостную и неделимую природу.

2. Смерть души (или духовная смерть)

Духовная смерть означает отлучение от Бога.

Два источника духовной смерти:
А) падение прародителей
Б) наши собственные нераскаянные грехи

Духовная смерть – состояние, в котором
✦ дух человека парализован,
✦ не воспринимает божественную силу,
✦ не преображается под действием благодати,
✦ не осуществляет своего высшего предназначения.

«Вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим… Бог по Своей великой любви, оживотворил со Христом» (Еф. 2: 5).

3. Смерть – свойство вселенной после грехопадения

Смерть в видимом мире изначально не существовала, но стала неотвратимым законом бытия из-за грехопадения человека. «Соделанный грех рождает смерть» (Иак. 1: 15), «возмездие за грех – смерть» (Рим. 6: 23).

Человек создан владыкой земного бытия (см.: Быт. 1: 26), поэтому из-за его грехопадения закону смерти подпал не только он, но и вся подвластная ему вселенная, которая превратилась в «царство смерти» (см.: Рим. 8: 20-23).

Иисуса Христа мы именуем не просто Спасителем людей, но Спасителем мира, ибо, освободив человека, Он тем самым спасает и подчиненный человеку мир.

4. Смерть абсолютная – мечта и цель диавола – полное уничтожение человека и мира, возвращение в небытие. Но такая смерть невозможна, ибо Бог, промышляя о Своем творении, не позволяет ему полностью исчезнуть. Бог дал человеку бессмертие, и лишиться его он не может, ибо дары и призвание Божие непреложны (Рим. 11: 29).

Мы вечны, даже если этого не хотим. Каждого человека ожидает: или вечная радость с Богом, или страдания вдали от Него.

Смерть несовместима с жизнью, поэтому тех людей, которые находятся в состоянии телесной или душевной смерти, правильнее было бы называть не живущими, но существующими.

Их жизнь лишена полноты, это лишь некая особая форма бытия, ибо они не могут реализовать замысел Божий о человеке до момента восстановления их целостности и единства с Богом.

Абсолютной смерти нет, а смерть телесная и душевная могут быть преодолены через дар Воскресения Христова.

5. Экзистенциальная смерть

Духовный опыт богооставленности переживается личностью как тяжелейший опыт смерти, бездны, тьмы, ада. Это состояние переживается как одно из самых страшных испытаний человеческого сознания, когда человек ощущает себя стоящим на грани небытия в состоянии глубочайшего отчаяния, без какой-либо поддержки Бога.

Это состояние – последствие человеческих грехов – воспринял и пережил Иисус Христос на Кресте, о чем свидетельствуют Его слова: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27: 46).
Вечные муки – это бесконечная экзистенциальная смерть.

Смерть и смертность

Смерть есть актуализация смертности. В святоотеческих творениях синонимами слова «смертность» является «тленность», «болезненность», «страдание», «страстность» (понимаемая как совокупность так называемых неукоризненных страстей: голод, жажда, потребность в отдыхе и иные ограниченности природы, неудовлетворение которых приводит к страданиям). Смертность – это не грех, но в человеке и видимом мире она стала реальностью вследствие греха.

По премудрому Промыслу Божию, смерть несет в себе благо для согрешивших людей, а именно:

1) Позволив смерти быть, Бог установил предел греховного существования человека, «дабы не увековечился грех», а зло, - по слову свт. Григория Богослова, - не стало бессмертным. Что бы грех не обрел вечность, как бы состязаясь с Богом: «Ты Бог вечен, и я вечен; Ты многое можешь, и я могу; то, что Ты созидаешь, я разрушаю…».

Смертью Законодатель остановил распространение греха, и в самом наказании открывает Свою любовь к человечеству. Ибо смерть растворяет животную природу нашу и таким образом, с одной стороны, прекращает действие зла, а с другой, избавляет человека от болезни, освобождает его от трудов, полагает конец его печалям и заботам, и оканчивает его телесные страдания.

2) Память о неотвратимой смерти побуждает людей готовиться к вечности: «Помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» (Сир. 7: 39)

3) Через смерть и воскресение человек обновляется для будущей вечной жизни с Богом:
«Как сосуд, когда после сотворения его окажется в нем какой-либо недостаток, переливается или переделывается, чтобы он сделался новым и неповреждённым, так бывает и с человеком чрез смерть: ибо он некоторым образом разрушается, чтобы при воскресении явиться здоровым, то есть чистым, праведным и бессмертным» /Свт. Феофил Антиохийский/.

Предсмертные искушения

1. Искушение плотскими страстями

а) Если человек подвержен гневу и злопамятству, то в час смерти он показывает нам лица наших обидчиков, иногда давно уже умерших, он внушает нам, что из-за них разбита и погублена наша жизнь.

б) Иногда демон принимает вид близких умирающего, которые шепотом говорят: «Скорее бы он умер», — и душа умирающего в смятении, последние его слова — не молитва к Богу, а проклятие и ненависть своим близким, или обидчикам и врагам.

в) Если человек был скуп и жаден, то в час смерти диавол искушает его мыслями о том, куда денется имущество и деньги, которые он накопил.

г) Если человек был страстен и плотолюбив, то демон в час смерти показывает ему мерзкие образы блуда, и человек умирает, осквернив свою душу в этом грязном болоте.

Если демон будет искушать нас скупостью и жадностью, то скажем ему: «Я наг родился, нагим и уйду из этого мира, я ничего не имею кроме дел своих».
Если будет искушать нас злобой и ненавистью, то скажем: «Господи, прости меня, как и я прощаю врагов моих».
Если — страстными картинами, то будем молиться: «Боже милостив буди мне грешному».

2. Искушение гордыней

Демоны в час смерти начинают внушать человеку, что он великий подвижник. Показывают ему его стояния на молитве, совершенные им добрые дела, внушают ему, что он свят. Несчастный человек ждет своей кончины как платы, которую даст ему Господь за его труды. И вот: при последнем вздохе встречает душа его не ангелов, пришедших с неба, а сатанинский хохот. Человек, умирающий с горделивыми мыслями, — уже этим уподобился сатане.

В житии святого Макария Великого повествуется, что когда умирал этот святой отец, то демоны кричали ему: «Макарий, ты победил нас», а он отвечал: «Один суд человеческий, а иной суд Божий». Они снова кричали: «Ты победил нас», а он опять отвечал: «Я не знаю, сделал ли я за жизнь свою хотя бы одно доброе дело». И когда уже ангелы святые подносили душу его к вратам рая, последний раз крикнули демоны: «Видишь, Макарий, ты победил нас», то он отвечал: «Нет, не я победил вас, а Христос, сошедший в мир».

Если демоны в час смерти будут искушать нас духом гордыни, то скажем: «Я последний грешник, но надеюсь спастись одной только милостью Божией».

3. Искушение отчаянием

Демоны будут представлять перед человеком все его грехи в их мерзкой наготе, говоря: «Этими грехами ты оскорблял Бога, как ты несчастный надеешься быть прощенным; всякая твоя молитва была лицемерна, ты не исправлял своей жизни, каждое твое причащение было во грех тебе, потому что ты причащался недостойно. Несчастный, ты уже жертва ада, что ты молишься Богу теперь — молитва твоя — ложь и лицемерие, она не будет принята небом, а только прибавит грех к грехам твоим...», таким образом, ввергая несчастного в бездну отчаяния и безнадежности.

Но как бы не был человек грешен, но до последней минуты он должен уповать на милосердие Божие. «Пока дышишь — надейся!»

4. Искушение привязанностью к родным

Умирающему кажется, что без него его дети или близкие погибнут, что они обречены на несчастья и бедность. Он начинает роптать на Бога за то, что Он отнимает у него эту временную жизнь, и умирает не с надеждой, а с ропотом.

На это искушение надо отвечать: «И себя и близких своих я вверяю милосердию Божиему». «Господи, Ты создал их, а не я, Ты и спасешь их».

5. Искушение в вере

Сатана вопрошает умирающего о вере, старается поселить в его душу неверие или сомнения в истинности православной веры.

Не надо входить с ним ни в какой спор! Надо сказать: «я верю так, как верит Святая Церковь», а в уме читать символ веры.

6. Искушение богохульством

Человек начинает слышать страшные богохульства, от которых содрогается душа его и ему кажется, что эти богохульства произносит он сам. Так демон ввергает его в отчаяние.

В этом искушении надо говорить: «Господи, я грешен как человек, но похулить Тебя я не могу. Боже, я не соизволяю на эти страшные слова, они не мои, они демонские».

7. Искушение прелестными видениями

Демон представляет сказочные города, падающие звезды, какие-то дивные сады, чтобы человек, вместо молитвы созерцал эти картины.

В этом случае умирающий должен говорить: «Единственное сокровище мое — Господь. Он прекраснее всего, Он — вечная красота».

8. Искушение новым учением

Дьявол может явиться в виде светлого ангела и начать учить: «Кроме Евангелия — есть еще другое откровение, оно будет дано после, — ведь Господь дал Ветхий Завет, затем Евангелие. Но это еще не полная истина, будут еще другие откровения». И вот диавол учит человека каким-то странным, чуждым учениям.

На это надо отвечать: «Ни ангелы, ни архангелы, ни высота, и ни глубина не отлучит души моей от Христа. Он мой единственный Спаситель, других я не знаю и знать не хочу».

9. Искушение страшными видениями

Умирающему кажется, что его окружают дикие звери, что дом, где он лежит, шатается и рушится. То он слышит какие-то завывания и вопли за стеной. Он видит, как выползают из углов змеи и обвивают его тело. Диавол старается парализовать человека страхом и отнять у него последнюю молитву.

На это искушение лучше всего отвечать словами пасхального тропаря: «Христос воскресе из мертвых смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».

Важно для окружающих умирающего

Над умирающим надо читать канон на исход души. При словах этого канона душа успокаивается, как ребенок на руках своей матери. Тяжелый путь предстоит душе, путь как бы похожий на тот, которым идет человек ночью среди скал, где вокруг пропасти и обрывы. Но когда вы будете читать этот канон на исход души, то душа не будет чувствовать себя одинокой, как будто поддерживает ее рука верного друга.

Когда будет умирать ваш близкий, — не плачьте, а молитесь за него. Велика сила молитвы: например, если на путника будет нападать стая волков, но он сумеет разжечь огонь, то эти звери будут стоять поодаль, скаля зубы и завывая, но они побоятся подойти к горящему пламени, — так и демоны к молящемуся.

Святоотеческое отношение к смерти

«Умирает христианин. Душа его покидает безжизненное тело. Она жива, она бессмертна, она продолжает жить полнотою той жизни, которую она начала на земле, со всеми своими мыслями и чувствами, со всеми добродетелями и пороками, со всеми достоинствами и недостатками. Жизнь души за гробом есть естественное продолжение и последствие ее земной жизни.
Если умерший христианин был благочестив, молился Богу, надеялся на Него, покорялся Его воле, каялся перед Ним, старался жить по заповедям Его, то душа его после смерти радостно ощутит присутствие Божие, приобщится сразу, в большей или меньшей степени, к жизни божественной, открытой ей...
Если же умерший в земной жизни потерял любящего Отца небесного, свято­татствовал, служа греху, то душа его после смерти не найдет Бога, не способна будет ощутить любовь Его. Лишенная божественной жизни, ради которой был создан человек, неудовлетворенная душа его начнет тосковать, мучиться в большей или меньшей степени... Ожидание воскресения тела и Страшного Суда будет увеличивать радость благочестивых и скорбь нечестивых». /Архиеп. Антоний Женевский/

«Смерть – великое таинство. Она – рождение человека из земной, временной жизни в вечность». /Свт. Игнатий (Брянчанинов)/

Святитель Феофан Затворник писал умирающей сестре:
«Прощай, сестра! Господь да благословит исход твой и путь твой по твоем исходе. Ведь ты не умрешь. Тело умрет, а ты перейдешь в иной мир, живая, себя помнящая и весь окружающий мир узнающая. Там встретят тебя батюшка и матушка, братья и сестры. Поклонись им и наши им передай приветы и попроси попещись о нас... даруй же тебе, Господи, мирный исход! День другой и мы с тобою. Потому не тужи об остающихся. Прощай, Господь с тобою».

Смерть грешников люта…

«Душа грешника со страхом разлучается с телом, с трепетом идет предстоять безсмертному Судилищу. Принуждаемая же выйти из тела, глядя на дела свои, говорит со страхом: "Дайте мне хоть один час сроку..." Дела же ее, собравшись вместе, отвечают душе: "Ты нас сделала, с тобой мы и пойдем к Богу". Мучительность раскаяния грешника при смерти превышает даже страх смерти и разлучения». /Преподобный Ефрем Сирин/

«Плотскому человеку смерть страшна, но духовному мирна; плотскому человеку смерть печальна, но духовному радостна; плотскому человеку смерть горестна, но духовному сладостна. Плотскому – ад, геенна, но духовному Небо будет жилищем. Плотский вселяется с диаволом и ангелами его в вечный огонь, но духовный со Христом, Которому усердно служит,- в вечную радость. Обоим воздается по делам их, которые в теле сотворили». /Святитель Тихон Задонский/

«Смерть – святым блаженство, праведным – радость, а грешникам – скорбь, нечестивым – отчаяние». /Преподобный Ефрем Сирин/

Праведные радуются смерти как переходу в Жизнь Вечную

«Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Флп. 1: 21). «Праведные и святые радуются в час смерти, имея перед очами своими великий труд своего подвижничества, бдения, молитвы, посты и слезы. Душа праведного при смерти ликует, потому что после разлучения с телом желает войти в покой. Если был тружеником, то не скорби о приближении этого доброго переселения, потому что не печалится возвращающийся домой с богатством. Смерть, которая страшна всякому и ужасает смертных, богобоязненному представляется пиршеством». /Преподобный Ефрем Сирин/

Не бойся смерти, но готовься к ней

«Не бойся смерти, но готовься к ней, проводя святую жизнь. Если будешь готов к смерти – перестанешь бояться ее. Если возлюбишь всем сердцем Господа – сам пожелаешь смерти». /Свт. Димитрий Ростовский/

«Перестань плакать о смерти и плачь о грехах своих, чтобы загладить их и войти в Жизнь Вечную. Не смерть причиняет скорбь, а нечистая совесть. Поэтому перестань грешить – и смерть станет для тебя желанной». /Свт. Иоанн Златоуст/

Христианской кончины живота нашего, безболезненной, непостыдной, мирной, и доброго ответа на Страшном Суде Христовом просим!

Составил протоиерей Александр Зелененко для слушателей курса "Основы православной веры и духовной жизни" взрослых групп Воскресной школы Спасо-Парголовского храма.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]