На чём основывается признание человеком бытия Божия?

Вера не может быть приобретена неким упражнением или умственным актом. Наше признание бытия Бога основывается не на доказательствах, не на разумных выводах и даже не на опыте, а на глубоком таинственно-мистическом чувстве - сердечном убеждении в существовании Бога, дарованном от Бога всем людям от рождения. Мы веруем в то, что недоступно нашему опыту, научным познаниям, восприятию нашими чувственными органами /И.А. Ильин/

Что такое вера?

Вера – явление таинственно-сокровенное и непостижимое.
ВЕРА – это осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом /Евр. 11:1/
ВЕРА – это сокровенное в сердце человека религиозно-интуитивное чувство уверенности в бытии Бога.
ВЕРА – это уверенность в невидимом как в видимом и в будущем как настоящем /Свт. Филарет, Катехизис/
ВЕРА – это свободное убеждение души в том, что возвещается от Бога /преп. Антоний Великий/
ВЕРА – это первичная, основополагающая добродетель и сила жизни, которой наделил человека Бог /И.А. Ильин/
ВЕРА – это способ познания реальности, превышающий естественные способности человека.

ВЕРА – это уверенность в духовной истине, в Боге, в существовании мира духовного, подобно тому, как мы уверены в бытии мира вещественного.
«Я несомненно уверен, что Бог вечен, всеблаг, премудр и всемогущ; я верую, что Бог, как Благость, даст всё, чего ни попросишь у Него; значит, я верую» /св. прав. Иоанн Кронштадтский/

Вера – дар Божий

Бог желает спасения всем людям. Всё, необходимое человеку для спасения, вложено Богом в человеческую природу как дары, таланты, способности, начатки или семена, - каждому в его меру. В сердце человека Бог вложил начатки всех добродетелей, как некие непроросшие семена религиозно-нравственных чувств: стыда, совести, почитания, сострадания, милосердия, любви, ответственности, страха, благодарности и веры. Основополагающее сердечное чувство – чувство ВЕРЫ.

Вера – один из Божьих даров (1 Кор. 12:9) и один из плодов Духа (Гал. 5:22-23). «Благодатью вы спасены чрез веру: и сие не от вас, Божий дар» (Еф. 2:8) «Вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17) Вера – величайший и благодатный дар Божий, драгоценное сокровище, преподанное человеку Богом /прп. Иоанн Лествичник/.
Вложенная Богом, как горчичное зерно, вера должна возрастать.
«Все что не по вере, грех есть» (Рим. 14:23).

При каких условиях возможно возрастание веры?

Для ее возрастания необходимы:
✦ Исследование Священного Писания: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39). «Вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17)
✦ жизненные примеры подвижников веры и святых;
✦ благочестивая церковная жизнь по Заповедям;
✦ следование святоотеческим и пастырским наставлениям;
✦ личные усилия человека на пути спасения.

Веровать и верить – одно ли это и то же?

Слово «верую» гораздо глубже слова «верю». Веруем мы в Бога (это вера религиозная, мистического характера, как необъяснимая интуиция).
А верим относительно всякой вещи, т.к. «имеем естественную способность доверять» /Свт. Григорий Богослов/. Мы не требуем доказательств по любому житейскому вопросу. Мы верим: многим физическим законам, явлениям и закономерностям, прогнозам погоды, родителям, учителям, врачам, водителям…

«Не тот верующий, кто верит всему, но кто верует Богу». /Иоанн Златоуст/

Как и где зарождается сознательная вера?

«Вера начинается в разуме, хотя принадлежит сердцу» /свт. Филарет Дроздов/
Вера может быть основана на логическом мышлении. C точки зрения логики гораздо легче признать, что началом бытия Вселенной, этого гармоничного и прекрасного мира, является Высший Божественный Разум, а не безличная материя, или «большой взрыв», от которого вдруг возникла гармония жизни во всём окружающем мире. /p

В чем различие понятий - знания о Боге и знание Бога?

Человек способен логически прийти к идее Бога, открыть для себя Творца, но это открытие еще не будет сердечной верой, так как знания о Боге, как информация и опытное знание Бога – не одно и то же. Идея Бога, возникшая в сознании, должна укорениться в душе человека и вызвать перемену духа в его сердце.

Вера есть особое состояние души, она более принадлежит не рассудку, а сердцу человека – как средоточию религиозно-нравственных чувств.

Вера отличается от знания

Знание человека основывается на его опыте и ощущениях органов чувств. Поэтому видимый предмет является предметом знания, а не веры. Услышанное слово тоже не является предметом веры, но становится предметом знания. «Вера выше знания, потому что требует от человека подвига – давать облик невидимому» /Владимир Соловьев/

Е́сть же вѣ́ра уповáемыхъ извѣщéнiе, вещéй обличéнiе неви́димыхъ.
Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр. 11:1)

Вера есть уверенность в бытии Того, Кто не поддается восприятию наших внешних чувств, а интуитивно воспринимается врожденным религиозным чувством. Этим чувством обладает каждый человек. Когда религиозное чувство в нем возогрето, когда оно активно, то человек пламенно верует, когда же оно пребывает в бездействии (ослабевает, атрофируется) – тогда не верует.

Если человек отрицается религиозной веры, религиозное чувство в нём всё равно не исчезает, ибо оно не устранимо. В этом случае он вольно или невольно создает себе некий подменный предмет веры, ложных богов, кумиров, идолов, которым поклоняется, в которых верит и которым служит почти религиозно.

Предметом подмены веры для людей может стать идеология, культы вождей, ложные идеи… Например, идея «светлого, почти райского будущего на земле». Яркое тому подтверждение – минувший советский период, когда люди заменили крестные ходы – демонстрациями, Евангельские истины – постановлениями партийных съездов, иконы – портретами вождей и т.п…

Такую веру Церковь называет ложной и гибельной.

Нынешняя жизнь предлагает множество подобных подмен «земного счастья» – во всём успешности, преуспеяния, комфорта, сытости, наслаждений и развлечений.

Уничтожить религиозное чувство веры в Бога в людях оказалось невозможным не только идеями «светлого будущего», «свободы, равенства и братства», «земного благоденствия», атеистическим воспитанием, но даже гонениями на веру, угрозами, страхом, репрессиями и физическим уничтожением людей.

Неверующие люди часто оправдываются тем, что им «это не дано» или им «это не нужно, не важно, не интересно», что они не видят в этом смысла и пользы. Так ли это?

Под влиянием атеизма в течение долгих лет идею Бога, а тем более религиозную веру, произвольно поставляли в зависимость от знания, от достижений науки и в частности от успехов естествознания.

Возможно ли научно доказать или опровергнуть бытие Божие?

Вопрос о существовании Бога лежит вне компетенции науки! Невозможно научно доказать или опровергнуть бытие Божие, ибо это предмет совершенно иной сферы – веры, религиозной сердечной убежденности.

Представьте себе двух людей с одинаковыми музыкальными способностями. Один из них занимается музыкой, развивая эти способности, а другой работает в кузнице, где не только невозможно развить музыкальный слух, но трудно сохранить и обычный. Что же будет в результате? Человек, совершенствующий свои музыкальные способности, достигнет успеха, а тому, кто работает в кузнице, вряд ли удастся стать музыкантом…

Православная Церковь Христова стоит на вере, как на скале, почти две тысячи лет, и ничто не содрогнется в ней.

Верою святые побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужие... Вера горы преставляет и героев создаёт!

ВЕРА заключает небо, изменяет пределы природы, укрощает силу огня, обращает пламень в росу, сокрушает стены, переставляет горы, исцеляет больных, воскрешает мертвых, укрепляет надежду, чрез веру в мире совершаются Божии дела...

Различные грани (аспекты) проявления веры

ВЕРА как учение, знание, мировоззрение, истина, путь, образ жизни.

ВЕРА как сердечное чувство, сердечное почитание предмета веры – Бога, сердечное влечение к Богу, акт нашего сердца, открывающегося Богу (подобно цветку на солнце).

ВЕРА – источник терпения, мужества, добрых мыслей, святых добрых дел, всех благ, здравия душ, благодарности Богу.

Религиозная вера
✦ Первоначальная сила жизни, основа жизни и сама жизнь
✦ Зародыш религиозно-нравственной жизни
✦ Основополагающая добродетель
✦ Безопасная пристань
✦ Щит
✦ Якорь спасения
✦ Несокрушимая крепость души
✦ Основание, крыло и сила молитвы
✦ Руководительница ко смирению
✦ Подательница надежды
✦ Лестница к престолу любви
✦ Верное, спасительное знание
✦ Дерево, на коем почивают Божественные плоды
✦ Орудие победы над миром и падшими ангелами
✦ Сила на восстановление падшего человека
✦ Целительница души
✦ Залог спасения
✦ Новый рай

Вера человеком приобретается, даже если он родился в религиозной семье. Например, в семье священника, где религиозный быт поставлен с самого детства. Т.е. там, где у ребенка не возникает вопросов по поводу того, надо ли по воскресеньям ходить в храм, надо ли утром и вечером молиться Богу, надо ли благословлять пищу...

Но даже у человека, выросшего в религиозной семье, должна произойти личная встреча с Богом. До этого дети воспитываются лишь на уровне бытового благочестия и религиозных традиций. Дети это все воспринимают. Но это только атрибуты религиозности, а не сама религия как личная связь с Богом.

Бог и человек ищут друг друга

Бог ищет человека и падшего, и сомневающегося, и неверующего… Бог ищет человека, призывает к покаянию, прощает грехи вновь и вновь… Но Бог не навязывает Себя человеку. Любящий, Он ждет ответной любви.

Человек ищет Бога. Стремление к Богу заложено в человеческом естестве: «Ты создал нас для Себя, Господи, и мятется сердце человеческое, доколе не упокоится в Тебе» /блаж. Августин/.

Когда взаимный поиск заканчивается и наступает встреча, человек понимает, что приобрел религиозную веру.

Если вера – дар Божий, прирожденный всем, то в чём различие верующих и неверующих?

Мир делится на верующих во Христа и неверующих в Него.
Верующие – духовно зрячие люди – веруют в Личностного Бога, Богочеловека Иисуса Христа, Который пришел ради совершения дела нашего спасения.

Неверие есть духовная болезнь – слепота души.

Есть два типа неверующих.
✦ Одни таковы по неведению. Сердце их имеет доброе устроение. Познав истину, они могут принести изумительные плоды веры.
✦ Большинство же пребывают в неверии, потому что любят более земную греховную жизнь и не чают потерять её; ценностно предпочитая её Богу. «Обремененная грехами совесть, трепеща перед будущим воздаяниям и не желая изменяться к лучшему, старается успокоить себя неверием» /свт. Иоанн Златоуст/

Как понять призыв Христа «… покайтесь и веруйте в Евангелие»? (Мк. 1:15)

Вера даруется человеку Богом, но для этого надо пожелать исправить греховную жизнь. Первым шагом к этому должно стать покаяние. Тогда в душе появится первый росток из семени веры, который, при должном уходе, даст со временем спасительный плод.

Религиозная вера как дар Божий может быть пробуждена и сознательно обретена человеком в любом возрасте.

Очень часто пришедшие креститься люди не верят в Бога. Почему же они хотят креститься и каковы их мотивы?

✦ Для одних — это способ «быть русским»
✦ Другие исполняют просьбу родственников
✦ Третьи понимают Крещение магически, желая избавиться от чего-то или наоборот что-то хорошее для себя приобрести
✦ Четвертые отдают дань моде или имеют иные нерелигиозные мотивы…

О невидимом и «скромном» существе

Часто люди готовы верить в Бога, однако в дьявола не верят, считая его средневековой выдумкой. По этому поводу древние богословы говорили: «дьявол – скромное существо: он готов согласиться с тем, чтобы в него не верили; лишь бы исполняли его волю и его внушения…»

Тождественно ли бытовое благочестие истинной вере?

Описывая верующего человека, мы говорим, что он ходит в Церковь, молится, читает Священное Писание... Перечислив атрибуты бытового благочестия, мы утверждаем, что человек верит в Бога.

А враг рода человеческого верит в Бога?
– Верит (знает...)
Ходит в церковь?
– Ходит.
Зачем?
– Хочет заполучить тех, кого взял у него Христос.
Молится ли дьявол?
– Да. (Хотя и не так, как мы.)
Читает ли Библию?
– Наизусть знает! (в отличие от нас…)
Т.о. внешние атрибуты религиозности принадлежат и врагу.

В чем же разница между псевдорелигиозностью сатаны и подлинной человеческой религиозностью?

Вера должна быть осознана и проявлена как верность. Человек должен быть верен Богу подобно тому, как: жена верна мужу, дети – родителям, друзья – друг другу.

У дьявола нет верности. Он постоянно предает Бога. Если мы делаем тоже, то вера наша имеет не богоугодный, а самоугодный или Богу противный характер.

О верности

Отношения верности всегда должны выражаться конкретным образом. Поэтому когда человек говорит, что у него свои отношения с Богом, а общераспространенная практика для него неприемлема, то это очевидно заблуждение. Отношения верности – это исполнение того, что Бог ждет от человека – не ради Себя, а ради человека. Вера и верность выражаются в исполнении человеком заповедей, которые дал Бог в Ветхом и Новом Заветах. Заповеди Божьи неотменны, обязательны и спасительны; ими определяется мера нашей верности и любви к Богу и людям:«Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди»; «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин, 14:15,21)

Уровни веры

А) «я верю в Бога»

Б) «я верую Богу»

В) «я верен Богу»

А) Верить в Бога, признавая, что Он есть, но не живя верою в Боге и не следуя Его заповедям, совершенно недостаточно: «Вера без дел мертва» (Иак. 2:26)

Б) Веровать Богу, значит доверять Ему:
✦ Его Божественному слову – Откровению,
✦ Его заповедям и Промыслу,
✦ Его Слову – Сыну Единородному Иисусу Христу,
✦ Его Церкви (ее догматическим истинам и правилам веры),
✦ Пастырям Церкви.

В) Быть верным Богу – значит
✦ следовать Его воле,
✦ исполнять Его заповеди, ✦ не изменять евангельскому духу и образу жизни.

Достаточно ли только веры для спасения?

Вера необходима, но недостаточна для спасения. «Одна вера не может ввести нас в Царство Небесное; напротив, из-за нее-то особенно и будут осуждены те, которые ведут жизнь порочную… Будем же вести наилучшую жизнь» /свт. Иоанн Златоуст/

Почему вера должна выражаться добрыми делами, а дела быть проявлением веры?

«Вера без дел мертва». Но и дела, хотя и прекрасны, но мертвы, если не имеют веры» /свт. Иоанн Златоуст/.

Вера и исполнение заповедей стоят на одной линии. И вера без дел, и дела без веры – ничего не значат. Только в неразрывной связи содевают они спасение наше. Важно следовать спасительному принципу «неразрывной связи веры и добрых дел»!

Главные условия спасения

✦ Вера

✦ Покаяние

✦ Церковная жизнь, следование заповедям.
«Подлинно верующий – не тот, кто умеет вести правильные разговоры, или следует всем обрядам, а тот, кто живет правильно, по заповедям» /Преп. Паисий Святогорец/.

Вера – ключ к сокровищнице Божией

«Вера обитает в простом, добром и любящем сердце» /св. прав. Иоанн Кронштадтский/.
Сокровищница – это наше спасение.
Христос – дверь в эту сокровищницу.
Сокровища – это дары духовные, которые способствуют нашему спасению.

«Спасайся сам и вокруг тебя спасутся тысячи» /преп. Серафим Саровский/.

Многие новоначальные, обретя веру, пытаются изменить мир и окружающих людей. Но менять надо себя – трудиться над собственным преображением, обращать все свои способности и силы на служение Господу и людям – делами любви и милосердия, и через это пронести через всю жизнь свою веру – тот ключ, который откроет нам путь в сокровищницу духовную через Господа нашего Иисуса Христа. Это – единственный путь к тому, чтобы мир вокруг нас изменился и стал светлее.

Духовный закон человеческой жизни

Человек постепенно уподобляется тому, в Кого и во что он верит. Человек познаётся по тому, кого и как он любит.

Жизнь по вере с возрастанием в любви ведёт человека к обожению. На высших ступенях такой жизни возникает то таинственное единение человека с Богом, которое Макарий Великий охарактеризовал как внутреннее «срастание» или «срастворение», от которого душа становится «вся – светом, вся – оком, вся – радостью, вся – любовью, вся – милосердием, вся – благостью и добротою…»

Воспитание веры

Вера воспитывается. Посеянное Богом семечко должно прорасти. Для этого за ним нужен должный уход.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский уподоблял школу – саду, детей – цветам, преподавателей – садовникам, преподавание – поливанию.

Для воспитания веры нужно:

✦ Семейная жизнь в церковном укладе

✦ Участие в церковной жизни: пост, молитва, милостыня, участие в богослужении и таинствах Церкви; благодатное воздействие на органы чувств – зрение, слух, обоняние, осязание...

✦ Чтение Священного Писания

✦ Примеры Господа, Матери Божией, святых, благочестивых людей

✦ Святоотеческие и пастырские наставления

✦ Общение на духовно-содержательные темы

✦ Благодатная христианская среда – церковная община

Всё это «живая вода» для поливания сухого семечка, которая будет способствовать пробуждению и возрастанию веры в детских сердцах.

Однако, важно не залить семечко веры, не перекормить детей религиозной информацией, дабы не вызвать в их сознании торможение, отторжение и отчуждение. «Слова назидают, а примеры влекут». Если мы не являемся примером того, чего хотим привить ребенку, то мы не в праве этого требовать от него.

Если не имеем должной любви, то не вправе и наказывать, ибо только из подлинной любви наказание приносит пользу.

Составил протоиерей Александр Зелененко для слушателей курса "Основы православной веры и духовной жизни" взрослых групп Воскресной школы Спасо-Парголовского храма.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]