Семья – наследница традиционного уклада жизни

Рассматривая семью как "домашнюю Церковь", как живые клетки тела Церкви, можно понять природу национальной особенности Церкви.

"Домашняя Церковь" по своей природе воплощает религиозные ценности и верования в повседневном быту, в поведении, в праздниках, застольях и других традиционных обычаях.

Семья есть нечто большее, чем отец, мать и дети. Семья – это наследница нравственных и духовных обычаев и ценностей, созданных дедами, прадедами и пращурами. Об этом нам постоянно напоминают рассказы Библии о ветхозаветных патриархах. Очень трудно, да, пожалуй, и невозможно создать подлинный христианский жизненный уклад, пренебрегая традициями.

Семья призвана не только воспринимать, поддерживать, но и передавать из поколения в поколение духовно-религиозную, национальную и отечественную традицию. Из семейной традиции и благодаря ей на основе особого почитания предков и отеческих могил, семейного очага и национальных обычаев создавалась культура национального чувства и патриотической верности.

Семья есть для ребенка первое лоно, родное место на земле – источник не только тепла и питания, но еще и осознанных правильных отношений, атмосферы сердечной любви, духовного напитания и воспитания нрава.

Сама идея "Родины" – лона моего рождения и "Отечества", земного гнезда моих отцов и предков, возникла из недр семьи.

Началом всякой деятельности верующего человека является вера, как самое крепкое и надежное основание – опора на Бога (ибо все, что не по вере – грех есть по ап. Павлу) и Богообщение и Его благодатную помощь (в котором человек просит откровения воли Божией о предстоящем деле, и того, чтобы дело совершалось Богоугодно.

Т.к. все в церкви совершается сообща и соборно, то исполнение в коллективе тех или иных добрых дел требует правильного нравственного взаимообращения (с сохранением мира, согласия, церковного послушания и любви).

Созидательное исполнение самого дела, а в деле богоугодного характера исполнения его.

Обретение правильного распорядка дел (уклада и лада) в течение дня, недели, месяца, года и жизни.

Так же должно быть невидение, неведение и не вменение себе «своих добрых дел», дабы не окрадываться тщеславием.
Все что себе присвоишь, уже Духу Святому не принадлежит… «Живи, считая ничем заслуженным для тебя, все прошедшее из дел твоих и не возвращайся к ним». «Забывая задняя твоя, простирайся в передняя», как и сказал об этом ап. Павел. «Не почитаю себя», – говорит апостол, – «достигшим», но об одном только думай, – чтобы простираться вперед; это и значат его слова: «А только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божья во Христе Иисусе» (Фил. 3:13, 14).

Некоторые принципы жизни православной семьи

Всегда нужно делать не то что нравится и хочется, а то, что должно и необходимо через понуждение себя, для блага других, через которых устраивается наше спасение.

Русский народ за многовековую христианскую историю создал универсальную систему духовно-нравственных, национальных, культурных и семейно-родовых ценностей, которая всегда четко проявлялась в отношениях, словесных выражениях, поведении, в организации жизненного пространства в быту.

Строгость

Детскую энергию нужно направлять в созидательное русло с малых лет, не развращая нежную душу излишним сюсюканьем. Строгость в детстве поможет легче преодолевать жизненные испытания в зрелом возрасте.

Воспитание трудолюбия

Трудолюбие является хорошим средством в борьбе со страстями. Умеющий работать человек не пропадет нигде. Кроме того, подобное отношение быстрее делает из детей помощников своим родителям, позволяя отцам и матерям экономить силы, средства и время в решении семейных вопросов.

Воспитание в соответствии с будущим назначением

Мальчиков и девочек полезно воспитывать по-разному, соответственно, как будущих мужчину и женщину.

Семья – единое целое

Семья воспринимается как единое целое, где муж – глава, а жена и дети – части тела, о которых нужно заботиться. О серьезных семейных вопросах муж и жена держат совет. Вежливое, уважительное общение, негромкая речь, стремление воздерживаться от криков в трудные моменты – все это важные особенности быта.

Взаимоотношения родителей и детей

Отношения родителей и детей основаны на евангельских заповедях*, принципах взаимной любви и почитания, на общении, вникании в проблемы детей и интересы родителей.

* Заповеди Божии – это инструкция к правильной, богоугодной жизни человека в мире.
Все знают, что приобретая ту или иную вещь, любой прибор, бытовую технику, машину и т.п. мы знакомимся с прилагаемой инструкцией по её правильному использованию и эксплуатации, следуя которой мы благополучно и долго пользуемся данным приобретением, не менее гарантийного периода. Но если мы не ознакомимся с инструкцией по эксплуатации или пренебрежем её советами, нарушим правила эксплуатации, то, что будет с этой вещью? У всех на памяти есть случаи, когда у вас перегорал электроутюг, чайник, стиральная машина, другая бытовая техника, появлялся дым, огонь, смрадный запах…, одним словом были неприятности и разного рода неприятности.
Подобным образом и человек, являясь творением Божиим, от Господа получил Заповеди Ветхого и Нового Завета, которыми должен руководствоваться как некой «инструкцией» от Бога к правильным отношениям и жизнедеятельности. Пренебрегая знанием и исполнением которых он сам себе и другим наносит вред, приводящий к разного рода проблемам и страданиям, которые могут быть временными, а если не вразумится человек и не исправится, то они могут стать вечными.

Важность родительского благословения

Благословение — это одобрение и благопожелание старших, которым восполняются, обновляются и направляются ко благу, - жизнь, силы и действия человека и созданий Божиих. Оно является духовной основой супружеского союза, крепости семьи, всякого доброго дела и богоугодной деятельности.
Детей нужно приучать брать благословение у родителей на любое важное дело: денежные расходы, серьезные покупки, экзамен, поездка, операция, знакомство, вступление в брак, перед выходом из дома и перед сном.

Молитва

Молитва занимает центральное место в жизни семьи; она должна быть регулярной.
Утренние и вечерние молитвы являются важнейшим семейным правилом, совершаются неукоснительно. Во время молитвы горят лампады и свечи. Читаемые отрывки утренних и вечерних молитв могут распределяться между детьми.
Каждому состоянию и возрасту свойственен свой тип, форма и объем молитвы. Объем и содержание домашнего правила должны определяться духовником применительно к каждому человеку и к семье в целом.

Утром помимо правила полезно читать Евангелие и апостольские послания, а вечером, восполняя вечернее правило - Псалтирь, жития святых на предстоящий день и духовные книги, с обязательным толкованием и обсуждением их.

Семья как домашняя церковь должна иметь совместную молитву и поминание друг друга в индивидуальных молитвах.

По мере возрастания дети приобщаются к родительской молитве, возникает общесемейное молитвенное правило, которое не исключает индивидуальных молитвенных правил у каждого члена семьи.

События и нужды семейной жизни должны отмечаться общими молитвами; могут правиться даже молебны в той форме, которая доступна мирянам при отсутствии священника.

Без семейной молитвы нет и не может быть домашней церкви. Учитесь молиться всю жизнь и учите молитвам и молитве своих детей.

Приучение к церковному богослужению

Детей с первых дней жизни хорошо приводить хотя бы не на долго в храм, к причастию. Постепенно обучать церковной грамоте и пению в Воскресной школе. Дети (мальчики-подростки) могут помогать в алтаре и в храме: петь на клиросе, следить за подсвечником, правильно ставить и снимать свечи и т.п.

Трапеза

Трапеза предваряется и завершается общей молитвой. Глава семейства благословляет стол и первым приступает к еде. Этот простой ритуал формирует у детей чувство понимания семейной иерархии.

Стиль одежды

Православные люди и дома не должны допускать распущенности в одежде. Важно приучать детей к целомудрию, рассудительности и благоразумию (избегая крайностей) во всем, в том числе, и во внешнем виде. Платье ниже колен, сарафан или юбка для девочек, опрятные брюки – для мальчиков.

Дом

В доме нужно поддерживать порядок, чистоту, уют и красоту.

В православном доме есть святой уголок, где располагаются: крест, иконы, перед которыми теплятся лампады, Евангелие, молитвослов, различные святыни (освященное масло, вода, миро), духовная литература - псалтирь, жития святых...

Ритмичность жизни

«Следование программе» - важен верный распорядок дня, своевременность в делах и их качество – отбое ко сну, его количество (дабы организму хватало времени для его восстановления) своевременном вставании, молитве, чтении, добросовестном труде, доброделании и т.д.

Ритмичность жизни – необходимое условие для нормального физического и духовного развития семьи, всех её членов. В ее ритмах должны проявляться в единстве физические, душевные и духовные потребности и свойства человека.

Ритмы семейной жизни включают в себя молитву и принятие пищи, трудовые будни, постные периоды и праздники, совместные трудовые дела и досуг, выполнение служебных и учебных обязанностей, ведение домашнего хозяйства, поездки в паломничество и навещение родственников.

Ритмы позволяют использовать время с максимальной пользой. Ритмы дисциплинируют и тело, и душу, и дух человека.

Праздники

В семье должны отмечаться православные праздники и семейные памятные дни.

Участие в первых крепит связь с Церковью, создает ритм и настрой внутренней жизни, вторые укрепляют семейные отношения и дружеские связи.

Праздник должен чувствоваться во всем: в обстановке и чистоте дома, в праздничном обеде или ужине, в одежде, в содержании молитв, а прежде всего и самое главное – в посещении Церкви. Праздники переживаются духовно более полно во время богослужения при посещении храма.

Посты

В православной семье соблюдаются четыре многодневных поста, среда и пятница и др. посты, установленные Церковью.

Пост – это способ духовного возрастания.
Пост – это укрепление воли, которой очень многим не хватает и которую надо воспитывать в детях.
Пост – это навыкание управления своим телом и желаниями путем их ограничения.
Пост – это более сосредоточенная борьба с грехом, особо напряженная молитва; пост – это покаяние.
В пост следует усилить молитвенное правило, ограничить посещение кино, театра, сидение перед телевизором.
Пост надо очень осторожно вводить для детей, – он не должен вызывать у них протеста или уныния.
Для каждого члена семьи в меру его возраста, здоровья, физических нагрузок и духовного состояния должна быть своя мера поста.
Самое важное – чтобы к посту было сознательное, волевое отношение. Меру поста надо согласовать с духовником.

Нашему народу необходимо вернуться к Богу, Церкви, православному укладу и христианскому образу жизни. Важно, чтобы это возвращение было подлинным, искренним, глубоким. Не полумерным, по остаточному признаку и принципу: «на Тебе Боже, что мне не гоже», а целостным и всеобъемлющим, чтобы народ наш зажил христианской верой, христианскими ценностями и личностными отношениями с Богом, как главным содержанием жизни своей. Тогда это принесет истинное благо каждому верующему человеку, семьям и всему нашему Отечеству.

Составил прот. Александр Зелененко для слушателей взрослых групп Воскресной школы Спасо-Парголовского храма.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]