Понятие о добродетели смирения из словарей

Толковый словарь В. Даля
Смирение – сознание слабостей своих и недостатков, чувство сокрушенья, униженья; раскаянье; скромность, в разных степенях. || Кротость, покорность.
Смирение паче гордости. Смирение пользует, кичение губит. Смирение и кротость побеждают строптивость.
Смирение плоти, подчинение ее духу, порабощенье; укрощенье страстей, похотей.
Смиренье врагов, смиренье ссоры, умиренье, мирное соглашенье. Ум в смирении.
Смиренье — Богу угожденье, уму просвещенье, душе спасенье, дому благословенье и людям утешенье.

Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова
Смирение – это отсутствие гордости, высокомерия; сознание своего ничтожества, своей слабости, готовность подчиняться чужой воле.
Смириться с судьбой. Смириться перед неизбежностью.

Философская энциклопедия:
Смирение, покорность – добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство, к которому человек стремится, остается бесконечно далеким.

Библейская энциклопедия:
Смирение — добродетель противоположная гордости, одна из самых главных добродетелей в христианской жизни. Оно состоит в том, что человек не высоко думает о себе, питает в своем сердце духовное убеждение, что ничего своего не имеет, а имеет только то, что дарует Бог, и что он ничего доброго не может сделать без Божией помощи и благодати; таким образом вменяет себя за ничто и во всем прибегает к милосердию Божию.
«Все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. И так, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (I Петр. 5: 5, 6).
Земная жизнь Спасителя – совершеннейший пример смирения. Он смирил Себя, «быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Филип. 2: 8).

Понятие о смирении философов и святых

Смирение (кротость, простота) – евангельская добродетель, водворяющаяся в человеке действием Божественной благодати.

Смирение - доверие и покорность Богу, умаление себя или признание своего ничтожества (B. C. Соловьев).

Смирение есть проявление духовной мощи в победе над самостью (Н. А. Бердяев).

Смирение – «благодать души, духовное учение Христово, мысленно приемлемое достойными в душевную клеть» (преп. Иоанн Лествичник).

Смирение – «чувство сокрушенной души и отречение от своей воли», «некая таинственная сила, которую восприемлют совершенные святые; дается она силою благодати» (преп. Исаак Сирин).

В понятиях Святой Руси смирение — одна из главных духовно-нравственных ценностей:

«Смиренье — Богу угожденье, уму просвещенье, душе спасенье, дому благословенье и людям утешенье»
«Смиренье девичье (молодцу) ожерелье»
«Конь налогом берет, человек — смиреньем»
«Аще обрящеши кротость, одолевши мудрость»
«Не ищи мудрости, ищи кротости!»
«Смирное дитя одну руку, а блажное обе отымает»
«Смиренных Господь духом спасает»
«Помяни, Господи, царя Давида и всю кротость его!»

Священное Писание о добродетели

Так говорит Господь: «Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных» (Ис 57:15).
«Младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет 5:5).
«Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» (Пс 33:18).
«Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф 11:29).
«Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2:6-8).
«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1Пет. 5:5).
«Блаженни нищие духом, яко тех есть Царство Небесное» (Мф. 5:3). Нищета духа – смирение.

Понятие о смирении в Законе Божием

Источники: Прот. Серафим Слободской. Закон Божий
Прот. Фома Хопко. Основы православия

Блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное (Мф. 5:3)

Блаженные – в высшей степени счастливые и угодные Богу.
Нищие духом – смиренные, осознающие, что вся жизнь с ее благами – дар Творца, и без Его благодати мы ничто.

Нищета духовная – совершенная открытость человека перед Богом, свобода от гордыни, веры в собственные силы и эгоизма.
«Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего» (Ин. 5:19), - говорит идеал смирения Христос.

Нищета духовная есть первое условие для духовной жизни. Нарушение этого духовного состояния прародителями в раю стало первородным грехом и источником всех наших бед.

Христианин призван оставить все и следовать за Христом в нищете духа, освобождаясь от греховных вожделений мира.

Нищета духовная называется смирением, а добродетель ее смиренномудрием.

Смиренномудрие или смирение есть основная христианская добродетель, «матерь всех добродетелей», а гордость – причина всех грехов. «Начало греха — гордыня» (Сир. 10: 15).

Первый из ангелов стал диаволом, первые люди согрешили, а потомки их ссорятся и враждуют между собою из-за гордости. «Погибели предшествует гордость, и падению – надменность. Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь» (Притч. 16:18; 29:23).

Смирение — это не упадок сил или угрызения совести. Оно не выражается во внешне приниженном поведении.

Христианское смирение нужно отличать от своекорыстного самоунижения: подхалимства, лицемерного заискивания и т. п.

Преднамеренное унижение себя перед людьми, унижение себя напоказ – смиреннословие – не есть смирение, но вид страсти тщеславия, лицемерие и человекоугодие. Оно душевредно.

Быть смиренным означает — видеть настоящую действительность, какая она есть в Боге.

По словам св. Исаака, видеть себя и других такими, какими их видит Господь, является более великой силой, чем та, которая воскрешает мертвых.

Смиренные отбрасывают всякое тщеславие и самолюбие, чтобы послужить любому Божьему созданию, и не считают ника¬кое доброе дело ниже себя.

Нищета телесная (бедность) содействует приобретению духовной нищеты, если воспринимается безропотно. Богатые могут быть «нищими духом», если понимают, что материальное богатство не может заменить богатства духовного: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16: 26).

В чем разница между смирением и смиренномудрием?

Смиренномудрие есть образ мыслей, заимствованный всецело из Евангелия, от Христа. Смирение есть сердечное чувство, есть залог сердечный, соответствующий смиренномудрию. Сначала должно приобучаться к смиренномудрию; по мере упражнения в смиренномудрии, душа приобретает смирение, потому что состояние сердца всегда зависит от мыслей, усвоившихся уму. /Святитель Игнатий (Брянчанинов)/

Под смиренномудрием разумеется такое глубокое сознание человеком своей нищеты духовной, при котором он считает себя хуже всех и ниже всех, других же почитает выше и лучше себя, а потому никого никогда не осуждает и ни на кого не клевещет, говорит тихо, спокойно, редко, ни в чем не выставляет себя за меру, ни о чем не спорит, бывает в подчинении и гнушается своей воли, никогда не празднословит и не пустословит, не обманывает, с радостью переносит обиды, уничижения, любит труд, никого не огорчает и ничью совесть не уязвляет. /Архимандрит Кирилл (Павлов)/

Смирение – основа спасения

Наряду с верой, смирение является основным требованием от человека, желающего угодить Богу.

Смирение перед Богом

В притче о мытаре и фарисее (Лук. 18:9) Господь указывает на основное различие между тем, кого Бог оправдывает и кого отвергает, и на сущность смирения, которое есть глубокое сознание собственнаго человеческаго безсилия и нечистоты перед величием и святостью Бога.(ср.: Ис. 6:5; 57, 15. Пс. 129. Мих. 6:8.)

Великое правило: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Петр 5:5; ср.: Ис. 13:11. 1 Петр. 5:6. Иак. 4:10. Мат. 8:8. Пс. 17:36. Иов. 22:29. 1 Кор. 15:10.)

Смирение относительно ближних

✦ Христос образец смирения. Мф. 11:29. Лук. 22:27. Ин. 13:14. Филип. 2:5. 8.
✦ Он дал пример, умыв ноги ученикам. Ин. 13:1.
✦ Его ученики должны подражать Ему в смирении. 1 Петр. 5:5. Филип. 2:3. Еф. 4:2. Кол. 3:12.
✦ Смирение заповедано. Рим. 12:3. 16. Еф. 4. 1. 2. Филип. 2:3. Кол. 3:12. Иак. 4:10. 1 Петр. 5:5. 6.
✦ Смирение необходимо для служения Богу. Мих. 6:8. Деян. 20:19.
✦ Смирение необходимо для того, чтобы войти в Царствие Божие. Мат. 18:4.
✦ Смирение составляет свойства верующих. Пс. 33:3; 68:33; 130:1.

Верующие должны:

✦ облекаться во смирение Кол. 3:12. 1 Петр. 5:5.
✦ поступать со смирением Еф. 4:1. 2.
✦ быть исполнены смирения пред Богом. Иак. 4:10. 1 Петр. 5:6
✦ подражать смирению Христа. Мат. 20:27. 28. Мк. 10:44. 45. Лк. 22:26. 27. Ин. 13:14-17. Филип. 2:5-8
✦ признавать себя нестоящими рабами по смирению Лк. 17:10
✦ почитать себя меньшими других по смирению 1 Кор. 15:9. Еф. 3:8. Филип. 2:3
✦ приписывать Богу свои добродетели по смирению Быт. 32:10; 41, 16. Пс. 113:9. Дан. 2:30. 1 Кор. 15:10. 2 Кор. 4:7
✦ остерегаться ложного смирения Кол. 2:18. 23.

Те, которые имеют смирение

✦ получают благодать пред Богом. Притч. 3:34. Иак. 4:6. 1 Петр. 5:3
✦ услышаны Богом. Пс. 9:13. 38
✦ избавлены Богом. Иов. 22:29. Пс. 33:19; 75, 10; 149, 4. Соф. 2:3
✦ возносятся Богом. Иак. 4:10. 1 Петр. 5:6
✦ бывают предметом внимания Божия. Пс. 50:19. Ис. 66:2
✦ руководимы Богом. Пс. 50:19. Ис. 66:2
✦ наставляемы Богом. Пс. 24:9. Притч. 11:2
✦ наслаждаются общением с Богом. Ис. 57:15
✦ получат Царство Небесное. Мф. 5:3; 18, 4. Лк. 18:17.

Господь возвышает смиряющихся

✦ Он возвысил Иакова над Исавом (см.: Быт. 27–28),
✦ Иосифа — над его братьями (см.: Быт. 37–41),
✦ мытаря — над фарисеем (см.: Лк. 18, 14),
✦ бедного Лазаря — над богачом (см.: Лк. 16,19–31).

А самое главное, Бог Отец возвысил Своего Единородного Сына, Господа нашего Иисуса Христа, смирившегося по собственной воле более какого-либо человека.

Побуждают ко смирению:

✦ ничтожество, слабость и бренность человека. Иов. 25:6. Пс. 143:3. 4
✦ бессилие и зависимость человека. 1 Пар. 29:14. Ис. 10:15. Иер. 10:23. 1 Кор. 4:7. 2 Кор. 3:5
✦ греховное состояние человека. Иов. 39:37. Ис. 6:5. Дан. 9:8. Лук. 5:8. Рим. 7:18. 1 Кор. 2:14.

Смирение изображено в притчах: Места на пиру. Лк. 14:8-11. Мытарь. Лк. 18:13. 14. Малое дитя. Мф. 18:2-5. Лк. 9:48.

✦ Смирение приводит к богатствам, чести, славе и жизни. Притч. 15:33; 18:12; 22:4; 29, 23.
✦ Смирение преимуществует пред богатством. Притч. 16:19. Последние будут первыми. Мф. 19:30; 20, 16. Мк. 10:31. Лк. 13:30.
✦ Блаженны те, которые имеют смирение Мф. 5:3. 5.
Скорби имеют целью породить смирение Лев. 26:41. Втор. 8:2. 2 Пар. 7:13. 14. Пс. 106:12. Иер. 13:18. Плач. 3:19. 20.
✦ Наказания отвращаются ради смирения 3 Цар. 21:29. 2 Пар. 7:14; 12, 6. 7.
✦ Недостаток смирения осуждается. Исх. 10:3. 2 Пар. 33:23; 36, 12. Иер. 44:10. Дан. 5:22.

Без смирения невозможно обращение к Богу, невозможна никакая христианская добродетель.

Смирение
✦ способствует самопознанию и исполнению обязанностей,
✦ укрепляет веру в Бога, надежду и любовь к Нему,
✦ привлекает милосердие Божие и расположение людей.

«Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно, Бог не уничижит» (Пс. 50: 19);
«Бог гордым противится, смиренным же дает благодать» (Притч. 3:34).
Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижа¬ющий себя возвысится (Лк. 14: 11).
«Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11: 29).

Смирение
✦ заменяет собой все телесные подвиги;
✦ привлекает благодать Божью;
✦ наполняет радостью о Господе;
✦ порождает все дары Святого Духа: любовь, духовный опыт, мудрость, терпение и воздержание, чистосердечие и искренность, благоразумие и милосердие;
✦ избавляет от страстей и искушений.

Христос – идеал смирения

Сам Бог смиренен, ибо Он заботится о наималейших: о птицах небесных, о траве полевой и о самых худших грешниках. Сын Божий тоже смиренен, ибо Он стал рабом всех и принял на Себя грехи всего мира.

«Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20: 25-28).
«Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп. 2: 3-11).

Величие Иисуса Христа как человека явилось плодом Его самоумаляющего, самоистощающего, самоопустошающего и самоуничижающего смирения.

Подлинное, божественное ве¬личие — это способность сделаться наименьшим для наимень¬ших, ибо это— подражание Самому Богу.

Матерь Божия – высочайший пример смирения

Ни одно из созданий Божиих земных и небесных не достигало такой славы и таких даров, как Пресвятая и Пречистая Матерь Божия.

✦ Сразу после грехопадения, Бог прикровенно возвестил Адаму и Еве, что через Нее будет сокрушена глава змия и произойдет спасение (см.: Быт. 3: 15).

✦ Дух Святый устами пророка Исаии указал, что Она будет той Девой, Которая родит Еммануила (см.: Ис. 7: 14).

✦ Дух Святый указал, что Она сидит Царицей, прекрасной и преукрашенной дарами, одесную Бога (см.: Пс. 44: 10).

✦ Ей поклонилась и назвала Матерью Господа Елисавета, матерь Иоанна Предтечи (см.: Лк. 1: 43).

✦ Она Матерь и Дева Всенепорочная, Которую ублажат все роды (см.: Лк. 1: 48).

✦ Она Та, Кто обрела благодать у Бога (см.: Лк. 1: 30).

✦ О Ней предсказано, что Она пребудет Девой и после рождества (см.: Ис. 7: 14).

✦ Она удостоилась величайшей славы из всех творений Божиих, будучи названа Богородицей, ибо Родившийся от Нее был воистину и Бог, и Человек.

✦ Ее восхваляет вся Церковь Божия и называет Ее честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим.

Эту честь Пресвятая Дева Мария обрела потому, что через Нее Бог совершил таинство спасения рода человеческого и через Нее совершилось самое тесное единение Бога с людьми: единение по Ипостаси Слова Божия с ипостасью человеческого естества.

Что же было причиной такой славы и достоинства?

✦ Девство ли Ее пречистое?
✦ Благородный ли царский род Давидов, из которого Она происходила?
✦ Ангельское ли Ее житие, которое Она вела во Святая святых в течение двенадцати лет?
✦ Святость ли Ее жизни, ибо Она пребывала всегда в молитвах и воздержании и размышлении о Божественных Писаниях?

Благими были все эти добродетели Пречистой Девы и достойны похвал от Бога и людей. Но самая великая и самая святая добродетель, которую носила Пречистая Дева в сердце Своем, — это дорогой и бесценный камень смиренномудрия. «Призрел Он на смирение Рабы Своей» (ср.: Лк. 1: 48–49).

Это великое смирение Девы Марии мы видим и когда Она, стоя перед Архангелом Гавриилом, называет Себя Рабой, понимая, что обрела благодать у Бога и что Младенец, Который родится от Нее, назовется Сыном Божиим (см.: Лк. 1: 28, 35).

Примеры смирения святых

Смирение прославило многих святых

✦ Смирение Авеля принесло в благоугодную жертву Богу,
✦ Еноха вознесло на небо, и не вкусил он доныне смерти,
✦ Ноя спасло от потопа,
✦ Мелхиседека поставило иереем Божиим.

✦ Благодаря смирению, Авраам стал другом Божиим и отцом верующих, удостоился богообщения, многих благословений и даров.
✦ Благодаря смирению, Исаак был спасен от жертвенного заклания и стал прообразом Сына Божия.
✦ Благодаря смирению, Иаков стал тайнозрителем Божественных таинств.
✦ Благодаря смирению, Иосиф прекрасный и премудрый получил славу и Царство.
✦ Благодаря смирению, Моисея был увенчан сиянием, удостоен богообщения и получил Заповеди Божии.

✦ Аарону смирение дало первосвященство,
✦ Иисусу Навину — предводительство народом,
✦ Давиду — царство,
✦ Гедеону — победу,
✦ Неффалиму — исполинскую крепость,
✦ Езекии — избавление,
✦ Илию восхитило на небо,
✦ Елисею дало духа,
✦ Самуилу — рог помазания,
✦ Исаии — высокие видения,
✦ Иону извлекло из моря,
✦ Даниила из рва…

✦ Предтеча и Креститель Христов, смиренно считавший себя недостойным развязать ремень обуви Господа (ср.: Мф. 3: 11; Мк. 1: 7), назван Им самым великим человеком среди рожденных женами (см.: Мф. 11: 9–11; Лк. 7: 26).

✦ Благодаря смирению апостол Павел, говоривший: «я меньше всех апостолов и недостоин называться апостолом» (ср.: 1 Кор. 15: 9), был восхищен до третьего неба (см.: 2 Кор. 12: 2–3) и стал первоверховным апостолом.

Пути для приобретения добродетели смирения:

✦ молчание;
✦ телесные труды;
✦ послушание;
✦ просьбы о прощении или помощи;
✦ самопознание: осознания своей ничтожности и греховности;
«Господи, дай мне познать самого себя, и этого будет достаточно, чтобы исполнить меня смущением и презрением к самому себе» /Св. Августин/
✦ самоукорение;
✦ самоуничижение: презрение похвал и почестей, помещение себя на последнее место, почитание себя наихудшим из всех;
✦ безропотное принятие поношений, унижений, презрения и насмешек;
✦ пресечение ростков гордости;
✦ приписывание своих добрых дел Богу;
✦ непрестанная молитва.

Преп. Филофей Синайский:
Сокрушает и смиряет сердце:
✦ память о всех грехах от юности
✦ память о смерти
✦ воспоминание о страстях Господа нашего Иисуса Христа
✦ великие Божии благодеяния к нам.

Дела смирения

1) Набрав финиковых ветвей для плетения корзин, преподоб¬ный Макарий Египетский (IV в.) возвращался в свою келью. На дороге встретил его дьявол с серпом в руках и хотел ударить, но не мог. И сказал: «Великую досаду я имею, Макарий, что не могу одолеть тебя. Все то, что делаешь ты, делаю и я: постишься ты — и я никогда не ем, бодрствуешь ты — и я никогда не сплю, остается одно только, чем ты одолеваешь меня». Преподобный спросил: «Что это такое?» Дьявол отвечал: «Смирение твое — его-то ради я не могу одолеть тебя».

2) Игуменья Эгинская преподобная Афанасия (IX в.), имевшая великое смирение и кротость, молясь Богу, часто взирала на небо и исполнялась ужаса и удивления, потому что видела светлое облако, испускавшее лучи солнечные, а среди облака— благолепного мужа, светящегося великой красотой. Удивляясь, она спрашивала себя: «Какая добродетель сделала его светлым и благолепным?» Размышляя, услышала голос: «Его так украсило смирение с кротостью; да будет тебе известно, что за смирение и кротость и ты просветишься так же».

3) Авва Агафон шел в город для продажи скромного рукоделия на дороге увидел лежащего прокаженного. Прокаженный спросил его: «Куда идешь?» «Иду в город, — отвечал авва Агафон, — продать мое рукоделие». Прокаженный сказал: «Окажи любовь, снеси и меня туда». Старец поднял его и на плечах отнес в город. Прокаженный сказал ему: «Положи меня там, где будешь продавать рукоделие». Старец сделал так. Когда он продал одну вещь... прокаженный попросил: «Купи мне хлеба». Когда старец продал другую вещь, прока¬женный спросил его: «А это за сколько продал?» «За столько-то», — отвечал старец. «Купи мне еще хлеба», — сказал про-каженный. Старец купил. Когда авва распродал все рукоделие и хотел уйти, прокаженный сказал ему: «Окажи любовь, отнеси меня туда, где взял». Старец исполнил это. Тогда прокаженный сказал: «Благословен ты, Агафон, от Господа на Небе и на земле». Авва оглянулся на прокаженного и не видел никого — это был Ангел Господень, пришедший испытать старца (Отечник).

4) Преподобный Феодор, именуемый Освященный, ученик преподобного Пахомия, имел глубокие познания в Священном Писании. Когда ему было всего 20 лет, прп. Пахомий приказал ему сказать поучение братии. Феодор без всякого ослушания и прекословия повел беседу и сказал много на пользу иноков. Но некоторые из старших не захотели слу¬шать Феодора и сказали: «Что это? Уже всякий новоначальный учит нас!» Когда Феодор закончил говорить, Пахомий послал за ушедшими и спросил, почему они ушли с беседы. Старцы ответили: «Потому что ты отрока поставил учить нас много лет проживших в монастыре».

Пахомий глубоко вздох¬нул и сказал: «Неужели вы не поняли, что вас уловил в свои сети дьявол? Ведь вы всю добродетель вашу гордостью погу¬били. Не Феодора оставив, вы ушли, но бежали от слышаний Слова Божия и благодати Святого Духа лишились. Я не моложе вас, но и я с многим вниманием слушал его и вели¬кую пользу от него получил». Этим вразумлением Пахомий смирил старцев и отогнал от них гордость (Пролог).

5) Дочь некоего чиновника из Вавилона была одержима не¬чистым духом. Однажды к ее отцу пришел знакомый инок и, узнав о страдании девицы, сказал: «Должно испытать послед¬нее средство — призвать на помощь молитвы известных мне благочестивых пустынников. Но по своему смирению она откажутся от этого дела. Поступим следующим образом: когда они придут на рынок, скажи, что хочешь купить их рукоде¬лие, а как скоро они вступят в твой дом, попроси благосло¬вения для своей дочери». После сего чиновник вместе с ино¬ком вышли на площадь и увидели одного из учеников стар-ческих, продающего корзины. Они купили корзины и по уговору пригласили инока в дом расплатиться. Едва пустын¬ник переступил порог, беснующаяся вскочила с места и ударила его по щеке. Инок по заповеди Господней подставил другую щеку. Вдруг нечистый дух почувствовал мучение и возопил: «О, непостижимая сила! Заповедь Христова изгоня¬ет меня!» В тот же час девица исцелела. Все прославили Бога и уверились, что смирение низвергает гордость дьявольскую (Училище благочестия).

6) Однажды некие люди, имея при себе человека, одержимого бесом, пришли в Фиваиду к старцу, чтобы он исцелил его. Старец после многих прошений говорит демону: «Изыди из творения Божия!» — Демон сказал старцу: «Выхожу, но спрошу тебя об одном: скажи мне, кто суть козлища в Евангелии, а кто агнцы?» Старец сказал: «Козлище — это я, а агнцев знает Бог». И демон, услышав, возопил гласом великим: «Вот я исхожу по твоему смирению». И вышел тотчас (Древний Патерик).

7) Некий брат был в обиде на другого брата, который, узнав об этом, пришел для примирения к нему. Первый не отворил ему дверей. Второй пошел к некому старцу и рассказал ему о случившемся. Старец отвечал: «Посмотри, нет ли тому причины в твоем сердце? Не имеешь ли намерения обвинить брата, а себя оправдать? По этой причине Бог не коснулся его сердца и он не отворил тебе дверей. Но то, что скажу тебе, верно: хотя бы он был виноват перед тобой, положи в своем сердце, что ты виноват перед ним, и оправдай брата. Тогда Бог вложит в его сердце желание примириться с тобой». Брат, услышав это, поступил по слову старца, пошел к брату, по¬стучался в дверь. Тот сразу же отворил дверь и, прежде чем пришедший попросил прощения, обнял его от души, и водворился между ними мир (Отечник).

Пример ложного смирения
Из книги схиигумна Саввы
Мнимо смиренный инок пожелал вериги носить. Без благословения духовного отца стал просить кузнеца отковать ему вериги. Кузнец отказался, но инок в другой раз пришел. Тогда кузнец спрашивает у наместника обители: "Что делать?"

– А ты испытай его, – сказал наместник, – ударь но щеке. Если он смолчит, исполни просьбу, а если возмутится, обличи его.

Приходит инок в третий раз со своей просьбой. Кузнец сделал вид, что разгневался на него и ударил но щеке. Оскорбленный инок ответил ему тем же... Тогда кузнец сказал:

– Прости меня, брат. Наместник так повелел испытать тебя.

Составил протоиерей Александр Зелененко для слушателей курса "Основы православной веры и духовной жизни" взрослых групп Воскресной школы Спасо-Парголовского храма.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]