"Испытывайте, что благоугодно Богу" (Еф. 5: 10)
"Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия... и исполняйтесь Духом" (Еф. 5:15-18).

Как пишет схиархимандрит Софроний Сахаров, «искание воли Божией есть самое важное дело нашей жизни, так как, попадая на путь ее, человек включается в вечную Божественную жизнь».

В практике жизни могут встретиться случаи, когда христианин будет лишен руководства или временно разлучен со своим духовным отцом или руководителем. Вместе с тем, и при наличии духовного отца не всегда явится возможность спросить его как надо поступить в отдельных случаях, требующих быстрого решения.

Да и, кроме того, в жизни встречаются постоянно незначительные вопросы, с которыми не всегда возможно или удобно обратиться к духовному отцу, считаясь с ограниченным временем у последнего.

Вместе с тем, надо учитывать, что для мирян не существует таких удобных условий для послушания, какие имеются у иноков.

Игумения Арсения пишет поэтому так: «Затворник видит волю Божию в свете слова Божия.
Послушник — в воле своего духовного руководителя.
Мирской человек — в обстоятельствах жизни»
.

Как в таких случаях поступить христианину, чтобы избежать своеволия и познавать волю Божию для того или иного случая?

Очевидно, что прежде всего всякое решение должно быть сделано при полном спокойствии духа. Святые отцы советуют, чтобы никогда не принимать никакого решения во время душевного смущения. Игумения Арсения пишет: «Когда мы духом смущены, то не можем правильно и здраво рассуждать, а тем менее можем чистою совестью и сердцем мирным познать Волю Божию; и сердце и дух смущен, и Солнце Правды закрыто от взора души».

Затем надо руководиться следующими положениями.

Во-первых, надо сообразоваться с заповедями Божиими.
Во-вторых, в более затруднительных случаях, сообразоваться с тем, как в подобных случаях поступали святые, подвижники благочестия или известные нам люди, преуспевшие духовно.

Вот почему мы должны хорошо знать жития святых и подвижников благочестия.

Как говорят старцы, показателем воли Божией являются и внешние признаки, т.е. как бы само собой складывающееся направление наших дел. «Случайностей нет в жизни, но каждое обстоятельство имеет высший духовный смысл, ведет к познанию Бога, т.е. воли Божией», — говорит игумения Арсения.

Святые знали волю Божию непосредственно от Бога.

Ну а нам-то, грешным, как узнавать ее?

Дело это не простое и не легкое, это есть такая наука, которую сразу не одолеешь. Ее нельзя изучить чисто теоретически, как, например, изучают законы физики или правила дорожного движения. Изучается она только многими трудами, многими борениями и испытаниями, многим опытом христианской жизни.

По мере того как человек приближается к Богу, он приемлет от Него дар духовного рассуждения и становится способным безошибочно узнавать Его волю.

Что такое дар духовного рассуждения?

По словам старца Паисия Святогорца, духовное рассуждение — это очищенность, Божественное просвещение, духовная ясность. К стяжанию этого дара и должны всячески стремиться христиане. Для тех же, кто пока не достиг этой высокой меры, существуют некоторые способы, которые могут помочь на пути изучения этой науки. Перечислим основные из них.

Итак, во-первых, тот, кто хочет исполнить в своей жизни волю Бога, непременно должен читать и внимательно изучать Его Слово — Священное Писание, в котором Сам Господь открывает Свою волю человеку.

И не просто надо читать Писание, но нужно исполнять в жизни то, что там написано. То есть нужно стараться применить слова Писания к каждой жизненной ситуации. При любом нашем выборе нужно вспомнить, что вот Господь сейчас смотрит на нас, и подумать, чего Он ждет от нас и как бы Он хотел, чтобы мы поступили.

Методический прием: Нужно вспомнить, какие слова, какие заповеди Писания могут быть применимы к данной ситуации и, исходя из этого, попытаться сделать верный, то есть угодный Богу выбор. Человек, сообразующий свои действия со Словом Божиим, будет постепенно возрастать в познании воли Божией.

Во-вторых, тот, кто хочет исполнять волю Божию, должен читать жития и творения святых отцов. Святые — это люди, которые свою жизнь положили за то, чтобы исполнить волю Бога, а потому и нас они могут научить тому же. Читая жития святых, мы должны им подражать, стараться жить так, как они жили. То есть, когда мы не знаем, как поступить, нужно вспомнить, как поступали святые в такой или похожей ситуации, и постараться, насколько для нас возможно, поступить подобным образом. Если будем по мере сил это исполнять, то явимся подражателями святых в исполнении воли Божией и мало-помалу будем научаться эту волю узнавать.

В-третьих, есть еще один способ, как узнать волю Божию: спросить у своего духовника или у духоносного старца.

Однако к духовнику и старцу нужно обязательно приходить с верой, а свой вопрос предварить молитвой к Богу, чтобы Он открыл Свою волю через Своего служителя. В старые времена люди так и поступали — шли к преподобному Серафиму или к Амвросию Оптинскому, и те открывали им волю Божию в том или ином случае. И это есть самый простой и надежный способ, однако для нас он почти недоступен, ибо до крайности оскудели в наше время святые старцы, да и духовник сегодня редко у кого имеется.

В четвертых: когда нет возможности спросить у духовников или у святых, существует еще один способ, как узнать волю Божию: молитва к Богу о вразумлении.

Святые отцы учат, что хорошо три раза молиться перед тем, как принять какое-либо решение.

Совет прп. Иоанна Пророка: когда ты не можешь спросить своего старца, то надо трижды помолиться о всяком деле и после этого смотреть, куда преклоняется сердце, хотя на волос, — и так и поступать; ибо извещение бывает заметно и всячески понятно сердцу. В том случае, когда дело не требует быстрого решения, святой Иоанн советует молиться три раза в течение трех дней. Ибо и Спаситель наш отходил трижды для молитвы и, молясь трижды, произносил одни и те же слова.

Сходно со святым Иоанном рассуждает старец Паисий Святогорец.

По его словам, для того, чтобы во всяком деле исполнить волю Божию, нужно, во-первых, помолиться, во-вторых, подумать (так как не напрасно Бог дал нам голову) и, в-третьих, — действовать. И это очень мудрое правило, ибо молитва одуховляет и освящает разум человека, так что он становится способным находить правильное в духе решение, согласное с волей Божией.

Все вышеизложенные правила в каком-то смысле суммирует наставление святителя Филарета, митрополита Московского, который на вопрос о том, как узнать волю Божию, говорит следующее: «Воззови словом Павловым: Господи! Что повелишь мне делать? Угодно ли Тебе, Господи, предприемлемое мной? Если угодно, благослови; если неугодно, не допусти меня сделать неугодное Тебе. И потом слушай, что скажет тебе Господь — в Своем слове, в твоем разуме, в твоей совести, в советах людей мудрых и благочестивых и во внешних указаниях и знамениях».

Итак, братия и сестры, мы должны, используя все перечисленные средства, учиться великой науке — знать и исполнять волю Божию во всякое время, на всяком месте и во всяком деле.

Потому что если мы не творим волю Божию, то творим или свою собственную волю, или волю бесов, — и обе они не приводят нас ко спасению, но, напротив, ведут к гибели.

Единственная благая, спасительная и совершенная воля — это воля Господа Бога, нашего Создателя. Только Он один знает, каким путем спасти каждого из нас.

Только Его воля есть наше освящение и спасение. Его совершенную волю и должны мы всячески искать, узнавать и исполнять во все дни жизни, по слову главной нашей молитвы: «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли».

Собственно, чью еще волю, кроме воли Божией, может исполнять человек?

По словам преподобного Серафима Саровского, человек может исполнять три воли:

первая — это воля Божия, вполне совершенная и спасительная;
вторая — это воля самого человека, которая даже когда она не гибельна, то все равно не является спасительной, и, наконец,
третья воля — демоническая, вполне и всегда гибельная.

Отсюда видно, что спасительная воля только одна — это воля Божия, а две другие воли нас не спасают, но ведут к гибели.

Итак, тот, кто хочет спастись, непременно должен исполнить в своей жизни волю Божию. Однако, чтобы ее исполнить, нужно сначала ее узнать.

Возможно ли человеку узнать волю Божию, и если возможно, то как это сделать? Святые, например, знали волю Божию непосредственно от Бога.

Преподобный Серафим Саровский мог прямо ответить человеку, спрашивающему о монашестве: «Нет тебе дороги в монастырь». Или человеку, спрашивающему о женитьбе: «Богу не угоден этот брак», или еще кому-то: «Ты выйдешь замуж за такого-то человека, и брак этот будет счастливым». И ошибок у него не было никогда, потому что он ничего не говорил от себя, но лишь то, что узнал от Бога. Точно так же знали волю Бога и другие великие Его угодники.

Что препятствует нам в распознании воли Божией?

1. Неслышание совести из-за самоугодия. Важно: не ждать чего-то для себя от других, а проявлять к ним разумно-деятельную любовь и относиться к ближнему так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.

2. Из-за внутреннего шума происходящего от множества страстных помыслов – важно приходить в тишину посредством покаянной молитвы.

3. Молиться, не ожидая желательного для себя ответа.

4. Испрашивать совета у духовника или просто более опытных людей, но чтобы этот человек был один, молиться перед тем, как к нему идти и быть готовой принять любой ответ.

Составил протоиерей Александр Зелененко для слушателей курса "Основы православной веры и духовной жизни" взрослых групп Воскресной школы Спасо-Парголовского храма.
Использован материал из книги: Священник Иоанн Павлов. В начале было Слово. Оранта, православное издательство, М., 2012 г.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]