Хотя и будет доброй земля, на которой семя посеяно, однако плода не может сотворить, если теплотой солнечной не будет согреваться и дождем орошаться. Так хотя и на доброе сердце падает семя Слова Божьего, однако никакого плода не принесет, если теплотой благодати Божией не будет согреваться и росою свыше орошаться.

Поэтому, как посеянным семенам сияние солнечное и дождь нужны для плодоношения, так услышанному Слову Божию, чтобы не было оно без плода, нужна Божия благодать, согревающая и орошающая. Потому и святой Давид говорит: по пути заповедей Твоих я шел, когда Ты расширил сердце мое (Пс. 118, 32). Поэтому всегда нужно к Господу воздыхать, чтобы благодатью Своей согревал и орошал сердца наши. Мы каждый час и каждую минуту требуем Божией благодати. Без нее, как младенцы, ходить еще не умеющие, упадем и лежать будем. Милость Твоя последует за мною во все дни жизни моей (Пс. 22, 6) (2).

* * *

Благодать Божия, как прекрасная одежда, покрывает душу.

* * *

Что лодка на реке, то человек в жизни. Видим, что лодка сама собою вниз по реке плывет, а против течения или вверх по реке никак плыть не может. Но, если надо ей идти вверх по реке, нужны сильные гребцы или двигающий ее парус с попутным ветром. Так и человек. По плоти, по прихотям и страстям и по злой воле своей, как растленный, сам собой и удобно, и легко живет, как судно вниз по реке само собою плывет. Помышление человеческое прилежно склоняется на зло от юности его (Быт. 8, 21). Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (Мф. 15, 19). Страсти и прихоти наши с нами родятся, и потому им следовать и волю их творить легко нам и удобно, как в судне по течению плыть. Но против злой своей воли жить, и ее побеждать, и воле Божией покорять, и против прихотей и страстей стоять и сражаться, и их распинать и умерщвлять, и так благочестиво и по-христиански жить самим нам так же неудобно и невозможно, как судну самому без гребцов и парусов против течения по реке плыть.

Отсюда видим, сколько написано книг, которые стремление страстей воспрещают; сколько проповедники трудятся и против страстной плоти словом гремят: и судом Божиим человека устрашают, и страхом временной и вечной казни смущают и удерживают, - и сам человек, слыша слово, ужасается, и смущается, и кается часто. Но, однако, по воле страстей и прихотей вниз нисходит, как судно по течению стремится. Такое-то растленное естество имеем мы, христиане, в такую подлость и окаянство впал человек через грех, в такое бесчестие предивная эта красота — Божий образ — хитростью диавольской пришел!

Что же нам делать? По прихотям и страстям жить — христианству, и вере святой, и Слову Божию противно, и это явная беда и пагуба. Против стремления страстей стоять и сражаться, их усмирять и побеждать сами по себе не можем. Надо непременно сверхъестественной силе нам помогать, и нас, как судно против течения, подвигать, и постоянно возбуждать и укреплять, и против стремления страстей возбуждать, и их побеждать, и сердце наше к воздыханию и сердечной молитве и прочим христианским добродетелям подвигать. Все это делает Божия благодать, живущая в человеке. С нею все может человек, без нее ничего не может. Божия благодать подвигает человека и увещевает в любое время, и помогает ему против страстей стоять, и их побеждать, и по-христиански жить, как гребцы подвигают судно против течения реки. На всякое время, каждый час и каждую минуту нам требуется Божия благодать. Божия благодать — жизнь душ наших, без благодати Божией душа живой быть не может. Поэтому велено нам молиться, просить, искать и стучать (см.: Мф. 7, 7). Итак, познаем, христиане, растление и бедность нашу, ибо сами собой вниз идем, а не вверх, — и, познав, смиримся перед Господом — да подаст нам благодать Свою. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Петр. 5, 5).

* * *

Имеют сыны века сего свое сокровище, имеют и христиане свое сокровище. У сынов века сего сокровище — богатство тленное, золото, серебро, медь и прочее вещество. У христиан сокровище — Божия благодать, и это сокровище небесное, духовное, в сердцах их пребывающее, как апостол написал: но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам (2 Kор. 4, 7).

Люди, имеющие сокровище тленное, всякие свои нужды и то, чего им недостает, с его помощью восполняют. Не имеют хлеба — купят хлеба. Не имеют одежды — достают себе одежду, и прочее. Так и Божия благодать, небесное сокровище, в христианских сердцах живущая, все нужды их и недостатки душевные восполняет. Человек сам по себе слеп — Божия благодать просвещает сердечные очи его, показывает ему суету мира сего, краткость временной жизни и долготу вечности; показывает, что все, что ни есть в мире сем, как тень проходит и что человек от рождения до смерти — странник и путник, идущий к небесному отечеству. И увещевает его во всякое время всего беречься и всего, в мире сем имеющегося, со страхом касаться, и ради нужды, а не ради угождения плоти употреблять, и соблазнов мира сего беречься. Потому такая душа не ищет в мире сем ни богатства, ни чести, ни славы, ни прочего сокровища мира сего, как сыны века этого делают, но всегда смотрит и стремится к вечному блаженству, и его усердно желает и старается получить, потому и воздыхает всегда к своему Создателю, чтобы благодать Его могла получить и там со всеми избранными хвалить и петь Его вовеки.

Немощен человек и бессилен против стремления страстей и греха стоять и побеждать их — Божия благодать укрепляет его и помогает ему в этом важном подвиге стоять, и показывает ему мерзость страстей и греха, и на всякое время увещевает его беречься этого зла. Поэтому такой человек крайне бережется всякого греха и избегает случаев, которые ко греху приводят, и совесть свою старается сохранить чистой во всем. Такому человеку тяжко согрешить, и он изволяет лучше умереть, чем согрешить, ведая, что всяким грехом величие Божие оскорбляется, и совесть раздражается, и тревожится, что для души благочестивой несносно.

Многих грехов человек не видит в себе: грехопадения кто уразумеет (Пс. 18, 13)? Такие грехи Божия благодать обличает в нем. Все то грех, что против воли Божией делается. Посему восстает в сердце человеческом печаль, тоска и воздыхание, а иногда и мучение чувствуется. Посему сердце сокрушается, и знаки свои, горячие слезы, извергает, и плачет, и рыдает, как будто великое потерял. И сами слезы такому сердцу вместо прохлаждения и утешения бывают. Так благодать Божия сокрушает сердце человеческое и исцеляет, опечаливает и утешает, мертвит и живит и все для пользы нашей устраивает. Та же Божия благодать показывает человеку не только его собственное, но и всего рода человеческого окаянство и бедность. Посему в человеческом сердце восстает соболезнование и к прочим людям, ибо все люди одного естества и все имеют одну немощь и окаянство. Поэтому душа благочестивая не только о своей бедности, но и о бедности прочих людей воздыхает и плачет.

Не знает и не имеет человек сам по себе истинного покаяния и жаления о грехах — Божия благодать устраивает в нем истинное покаяние и жаление. Истинное покаяние и жаление — жалеть и болезновать о грехах не по причине погибели своей, но по причине того, что Бога Преблагого, Kоторый есть благоутробный Отец и вечная Благость и Любовь, грехами оскорбляем и прогневляем.

Человек, осознавая свою подлость и Божие непостижимое величие и огромную Его любовь к себе и ко всем, весьма печалится и сердцем уязвляется, что он, земля и пепел (Сир. 10, 9; 13, 31), и Богом любимый, возлюбившего его оскорбил и прогневил. Его Ангелы, и Архангелы, и все небесные Силы со страхом и любовью почитают, поют Ему и поклоняются, а он, подлый, земля и пепел, не почитал Его и не слушал. От этого огромную печаль чувствует человек на сердце своем, и ею, как стрелой, уязвляется. И это-то и есть печаль ради Бога, которая производит неизменное покаяние ко спасению (2 Kор. 7, 10). Эту печаль Божия благодать соделывает. Имеющий такую печаль будет скорбеть и тужить, хотя бы и геенны не было.

Не имеет человек истинной и сердечной любви к Богу сам по себе — Божия благодать возбуждает в сердце его любовь, показывая ему, что Бог есть несозданное, безначальное, бесконечное, неизменяемое, присносущное* (* Присносущный — вечно существующий, вечно живой.), прелюбезное Естество и самое верховнейшее Добро, от Kоторого все блага и благодеяния, как от приснотекущего источника ручьи, проистекают, и как все создания и люди, так и он создан и, падший, искуплен Им для вечного блаженства. Так благодать Божия, просвещая сердце человеческое, зажигает в нем огонь любви Божией…

Не имеет человек истинного смирения в себе — Божия благодать показывает ему его нищету, убожество, бедность, окаянство, подлость и ничтожество, и так, познавая себя, человек смиряется и не надеется на себя ни в чем, одному только всемогуществу, премудрости, благости и милосердию Божию предается.

Не имеет человек правды в себе, с которой бы перед судом Божиим мог явиться и оправдаться, но видит в себе грешника, которому на суде Божием устоять никак невозможно, — благодать Божия утешает его, и увещевает правды ради к Богу воздыхать, и во Христе, за грешников умершем и воскресшем, искать оправдания. Такой человек с мытарем вопиет к Богу: Боже! милостив буди мне, грешному (Лк. 18, 13)…

Не имеет человек в себе истинной и сердечной молитвы — Божия благодать учит его, о чем молиться, и возбуждает в нем истинную и сердечную молитву. И как дым благовонного порошка, положенного на угле горящем, восходит, так возбужденная благодатью Божией молитва от сердца восстает и восходит к Богу. Тогда человек кратко, но усердно молится и вопиет: «О Господи, помилуй! О Господи, ущедри! О Господи, услыши и спаси!» Такие слова — слова сердечные, и устами произносятся. Эти слова от избытка сердца говорят уста. Такая молитва, хотя и краткая, но проходит небеса и входит в уши Господа Вседержителя.

Не знает человек, как истинно и сердечно Бога благодарить — Божия благодать его учит этому, показывая ему бесчисленные Божии благодеяния, ему поданные и подаваемые, которых он, подлый, убогий, нищий и ничего недостойный, даром и без всяких своих заслуг от благости Божией удостаивается. Чего грешник достоин, кроме одной казни? Но Бог преблагой и человеколюбивый, несмотря на то, что он грешник и Его уничижитель, бесчисленные Свои блага подает ему…

Не имеет человек в себе страха Божия — Божия благодать учит его страху Господню, представляя ему перед сердечными очами Божие величие, всемогущество, вездесущие и всеведение, и так увещевает его осторожно и со страхом жить, в словах, делах и мыслях всякого греха беречься, ибо это Бога прогневляет и человек согрешающий милости Божией лишается; и так учит его везде и всегда обращаться перед вездесущим и всевидящим Богом, как дети обращаются перед отцом своим, и рабы перед господином своим, и подданные перед царем своим, так что ничего непристойного не смеют делать…

Та же Божия благодать учит человека радоваться о Боге, Спасе своем, и поселяет в сердце его радость истинную, духовную, небесную, и некое восклицание, и играние, и покой, и мир в совести его, — а это все есть предвкушение вечной жизни и как бы крупицы от небесной трапезы, на сердце человеческое падающие.

Та же Божия благодать изменяет человека и делает его любящим, милосердным, сострадательным, кротким, так что такой и над врагами своими умилостивляется, и сожалеет, и соболезнует им, и бывает терпелив к ним. Божия благодать иногда так воспламеняет любовью сердце человеческое, что он хотел бы всех без изъятия обнять объятиями своей любви и всех спасенными видеть. Это и прочее — действие Божией благодати, в сердце человеческом живущей.

Это сокровище христиан, которое внутри них, а не вне, и которое везде и всегда они с собою носят. Так они нищи и богаты: нищи сами по себе, но богаты милостью Божией. И хотя сокровище это небесное внутри себя имеют, однако познают и признают себя нищими и убогими, и всегда его желают и просят у Создателя своего, непрестанно алчут и жаждут правды. Божия благодать, которая в них пребывает, их и смиряет.

Познаем, христиане, нашу нищету и богатство Божией благодати и смиримся перед Господом нашим — да подаст нам Свою благодать. Потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Петр. 5, 5). Сердцу смиренному и от любви мира и прихотей плотских избавленному удобно воспринять Божию благодать, как пустому сосуду удобно принять в себя воду или иное вещество. Вода всегда с гор вниз течет, и Божия благодать с небесных гор в свободное, умаленное и самоуничиженное сердце снисходит.

* * *

Без благодати душа подобна иссохшей земле.

* * *

Видишь, что днем все ясно видно, и каждый различает вред и пользу, ров и путь, белое от черного разделяет и одну вещь от другой. Разумей, что так и просвещенный светом благодати Христовой видит душевными очами все ясно, распознает добро от зла, добродетель от порока: видит вред душевный — и уклоняется от него, познает пороки на душе — и очищает их покаянием и слезами с помощью Божией.

Видишь, что тьма и мрак в поднебесной, когда солнце зайдет и ничего не видно: ни белое от черного распознать, ни где ров, где ровно; где опасно, где безопасно — узнать невозможно. Рассуди, какая тьма бывает в душе, и какой мрак окружает ее, когда благодати Христовой в она себе не имеет. Такая душа зла от добра, вреда от пользы своей не распознает, ходит и осязает, как слепой. Этот случай учит тебя молиться Христу, истинному Свету, чтобы и в твоей душе воссиял свет благодати Его.

* * *

Земля, хотя и сеется на ней семя, не произрастит ничего, если не будет влаги. Так и сердце человеческое: хотя и слышит Слово Божие, но не может произрастить плода, достойного Слова Божия, если влаги Божией благодати не будет иметь. Поэтому нам велено так усердно об этом молиться: просите… ищите… стучите (Мф. 7, 7), — говорит Господь. Это убеждает нас усердно молиться Богу и просить благодати у Него, чтобы подал нам уши слышать слово Его и сердце уразуметь волю Его (Ис. 6, 10). Без этого ничего не сможем, так как глубоко растленное сердце имеем, так что, и услышав Слово Божие, не можем уразуметь и в сердце углубить, а уразумев, не можем творить, поэтому всякую минуту требуем благодати Божией, помогающей нам в деле благочестия.

* * *

Kогда огонь коснется ладана или иного какого благоуханного порошка, тотчас курение дыма бывает и восходит приятное благоухание. Так точно бывает, когда сердца человеческого коснется благодать Святого Духа: тогда пробуждается в таком сердце воздыхание и молитва истинная, как благоухание, от огня возбужденное, и восходит в высоту к Небесному Отцу, и обретает у Него благодать и милость.

* * *

Нагой человек сам себя стыдится, и другие его стыдятся и отвращаются. Так и душа, которая не имеет благодати Божией, покрывающей ее. Сатана, враг наш, как разбойник, обнажил нас, совлек с нас одежду благодати Божией и спасения. Потому прародители наши, лукавством его обнажившиеся, познали наготу свою, которую прежде падения своего не видели, и начали сами себя стыдиться, что было доказательством и свидетельством внутреннего их обнажения. Христос, Сын Божий, видя нашу наготу, от которой Бог и Ангелы Его святые отвращались, умилосердился над нами, пришел на землю к нам, нагим, бедным, убогим и нищим, облекся в плоть нашу и уподобился нам во всем, кроме греха, чтобы нас, нагих, замаранных и оскверненных, омыть Kровью Своею, и одеть чистой одеждой правды Своей, и так представить чистейшим очам Отца Своего Небесного.

* * *

Железо огнем умягчается, и чем более жжется, тем мягче бывает. Так и человек: от природы всякий человек, как железо, жесток, злость греха сердце ожесточила и, как железо, твердым сделала. Поэтому сердце, не обновленное благодатью Святого Духа, в святом Писании называется каменным. Исторгну каменное сердце от плоти их, и дам им сердце плотяно (Иез. 11, 19), — говорит Господь. Поэтому от природы всякий человек весьма непослушным и непокорным Богу бывает. Ничего не могут слова, угрозы и увещания, если Божия благодать не подвигнет: как железо холодное, молотом ударяемое, непреклонно и неизменно бывает. Но когда огонь благодати Божией коснется сердца и согреет, - начнет умягчаться; и чем более этим небесным огнем жжется, тем более умягчается, краснеет и чистейшим делается. Тогда такой от мира и всего, что в нем красивого, приятного, веселого и сладкого, отвращается и за ничто почитает то, что прежде великим и дорогим считал, и к одному небесному и вечному всем сердцем стремится, и на все, что Бог благоволит, охотнейшее послушание показывает.

* * *

Земледельцы ожидают раннего и позднего дождя на нивы свои, без которого нивы бесплодными бывают, сколько ни трудятся на них. Так и наш труд бывает тщетным, если не сойдет на нивы сердец наших дождь благодати Божией. Должны и мы трудиться, и ожидать дождя милости Божией, и молиться Богу, чтобы послал нам свыше росу благости Своей и напоил ею нивы сердец наших.

* * *

Что свет чувственный глазам нашим, то для души нашей Божия благодать. Kогда свет сияет, человек все хорошо видит: видит путь, ров, вредное, — и бережется этого, различает белое от черного и одну вещь от другой. Так, когда Божия благодать просвещает душу, душа все хорошо познает и видит; видит чудные Божии дела, промысел и судьбы Его, распознает добро от зла, добродетель от порока, и пользу душевную видит и ищет ее, видит вред и уклоняется от него.

* * *

Грешник, пока естественным разумом и мнимой своей мудростью довольствуется, думает, что он хорошо делает и путем правым идет, но когда заря Божией благодати воссияет ему, — узнаёт свой обман и заблуждение, сожалеет, кается и сокрушается, что время напрасно потерял, весь труд его бесполезен был, и плачется с пророком: исчезли, как дым, дни мои; дни мои, как тень, уклонились (Пс. 101, 4, 12).

* * *

Душа, лишившись благодатного Божия присутствия, как жизни своей, мертва не иначе, чем тело, лишившееся души, остается мертво. Такую душу побуждает Бог: встань, спящий, и воскресни из мертвых (Еф. 5, 14)… Kак тело мертвое не двигается, не чувствует и не делает ничего, так и душа, лишившаяся благодати Божией, не двигается, не чувствует и не делает ничего духовно, но когда тело оживет, начинает делать все. Так и грешник, когда силой и благодатью Божией оживет, начинается его духовное движение, начинает духовно чувствовать, духовно поступать. Душа, Божией благодатью оживляемая, производит духовные действия: видит Бога верою, осязает верою, слышит верою Бога говорящего, вкушает и обоняет любовью, и дела, Ему угодные, старается творить.

* * *

Проникни в глубину сердца своего, и увидишь, какое там зло и бедствие кроется. Это зло злыми помыслами, как злое дерево злыми своими плодами, себя показывает. Изнутри, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство (Мк. 7, 21 22), — говорит Христос. А что внутри, в сердце кроется, наружу, как из котла кипящего то, что вместиться не может, через внешние деяния извергается. Отсюда происходят ссоры, вражды, проклятия, злословия, хулы, лесть, обманы, насмешки, укоры; отсюда гнева плоды: мщение, зловоздаяние, кровопролитие, убийство; отсюда хищение, лихоимство, клятвопреступление, обида бедных, пролитие слез вдов и сирот. Сердце извергает смрадные запахи и плоды свои: студодеяния* (* Студодеяние — распутство, непотребство.), блудодеяния, прелюбодеяния, сквернословия, срамословия, слова и деяния постыдные, шутки бесстыдные, сладострастия скотские, одним словом, всякая мерзость и всякое зло из сердца исходит, как из земли посеянное семя возникает, и делом самим исполняется, если силой страха Божия не воспрепятствуется.

Но — что человеческое окаянство умножает — человек этого зла и не узнаёт, пока Бог благодатью Своей не просветит его. Многие нечто о себе мечтают; против них апостол говорит: кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя (Гал. 6, 3). Но такие, когда благодатью Божией осмотрятся, увидят, что они ничто, и признает всякий: я заблудился, как овца погибшая (Пс. 118, 176). И это бедствие и окаянство — всем людям общие. Это должны мы познавать и признавать — и так смиряться.

* * *

Без благодати Божией ничего благоугодного человек творить не может. Бог производит в нас и хотение и действие по Своему благоволению (Флп. 2, 13), — говорит апостол. И Христос говорит: без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5)… Ибо человек в духовных делах без Божией благодати как иссохшая ветвь, которая никакого плода принести не может. Kак ветвь, — говорит Христос, — не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне (Ин. 15, 4). Итак, Богу, производящему в нас и хотение, и делание доброе, подобает всякая хвала и слава, а человеку приличествует стыд на лице и смирение, ибо не только делать, но и хотеть без Бога ничего доброго не может.

* * *

Божия благодать есть жизнь душ наших. Без благодати Божией душа наша не может быть жива. Ибо как тело наше душой, так душа наша Божией благодатью живет. Молись всегда и воздыхай к Господу, чтобы подал тебе благодать Свою и в ней бы тебя сохранил. Благодати Божией каждую минуту требуем, потому часто воздыхай из глубины сердца: сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя (Пс. 50, 12 14).


Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского, ДарЪ, 2007


Святитель Феофан Затворник. О благодати.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский. О благодати.