Сергей Худиев
В эти рождественские дни мы обращаемся к главной тайне нашей веры — Боговоплощению. Это слово означает, что Бог стал Человеком, Одним из нас, во всем Подобным нам, кроме греха. Тот, Кто создал пространство и время, галактики и туманности, стал Младенцем на руках Свой Пречистой Матери.
У язычников было представление о богах — могучих, таинственных надчеловеческих существах, присутствие которых повергало в трепет. С ними было связано слово numen — «священный» (буквально «тот, перед кем склоняются»). Их просили о помощи, им воскуряли фимиам. Но эти боги были мелкими — иногда даже просто мелочными, они отражали вполне человеческие недостатки. Эти «боги» могли конфликтовать между собой и устраивать кровавые битвы за лидерство. Они не были ни всеведущими, ни всемогущими, ни благими — но лишь усиленной версией человеческой знати. Более того, многие считали, что иногда «продвинутый» маг, знакомый с соответствующими заклинаниями, мог заставить богов исполнить его волю. Боги могли буквально оголодать, если люди долгое время не приносили им жертв.
У ветхозаветного народа Божия, Израиля, было совсем другое представление о священном. Они верили в Единого и Единственного Бога. Не «одного из» богов — но Единственного Бога, Который существует на самом деле. Бог, Который ни с кем не борется за власть над мирозданием — и менее всего с безгласными идолами, которым поклоняются язычники. Весь мир принадлежит Ему. Он сотворил небо и землю — то есть все существующее — Своим Словом. Идея, что Он может нуждаться в мясе жертв, что Его можно подкупить, в Библии просто высмеивается: «ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор, знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною. Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее» (Пс.49:10–12).
Бог является абсолютным Владыкой мироздания и человеческой истории. Даже бедствия, которые постигают народ Божий, отражают не слабость «нашего» Бога в сравнении с «их» богами — как подумали бы язычники — а суд Божий по отношению к Его неверному народу. И этот суд — еще одно отличие Бога Библии. В отличие от языческих божеств, Он Праведен. Он любит правду и ненавидит беззаконие. Для Него очень важно, чтобы люди поступали друг с другом справедливо. Чтобы с самыми слабыми и уязвимыми членами общества — бедными, пришельцами, сиротами и вдовами — обращались по-человечески. Чтобы у работников не удерживали плату. Чтобы муж не поступал вероломно против жены юности своей. Грех не просто омрачает отношения между людьми, он глубоко оскорбляет Бога, создавшего человека по Своему образу.
И еще одно было открыто древнему Израилю: Бог пошлет Спасителя. Первоначально слово «спаситель» означало сильного лидера, народного вождя, которого Бог наделял силой и смелостью, чтобы спасти народ Божий от тех или иных врагов. Но со временем стало приходить понимание, что люди нуждаются в избавлении от чего-то гораздо более глубокого и зловещего — от греха. Как говорит псалмопевец, «Да уповает Израиль на Господа, ибо у Господа милость и многое у Него избавление, и Он избавит Израиля от всех беззаконий его» (Пс.129:7–8).
В самом деле, если Бог — Тот, Кто создал весь мир и нас самих, Тот, в чьих руках наша временная и вечная участь, то самое важное, что только есть — это отношения с Богом. А эти отношения глубоко разрушены грехом. Как еще в глубине Ветхозаветной истории говорит Моисей, «Имя Господа прославляю; воздайте славу Богу нашему. Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды [в Нем]; Он праведен и истинен; но они развратились пред Ним, они не дети Его по своим порокам, род строптивый и развращенный» (Втор.32:3–5).
Вся история человеческого рода — это история трагического конфликта между грешным человеком и Святым и Праведным Богом. Конечно, человек не может причинить вреда Богу — но он может причинить страшный вред себе. Бог сражается, чтобы спасти Свое мятежное творение от окончательной гибели — как, например, родители могут сражаться, чтобы спасти сына-наркомана. Один бывший рок-музыкант и наркоман, обратившийся к Богу, написал книгу с характерным названием — «Спаси меня от меня самого». Человек, виновный и испорченный, выбирает пути, ведущие его к еще большей вине и еще большей порче и, наконец, к окончательной гибели.
И вот Бог приходит спасти человека. Он делает это, входя в человеческую ситуацию изнутри. Он становится Человеком для того, чтобы ответить на все человеческие нужды. Господь наш Иисус Христос, как свидетельствует Писание и как учит Церковь, есть одновременно и Совершенный Бог и Совершенный Человек. Как человек, Он проживает жизнь в полном послушании Отцу — Он молится там, где мы сквернословим, ищет Божьего там, где мы ищем своего, любит и прощает, где мы ненавидим и злобствуем, свидетельствует об истине там, где нам кажется более удобной ложь, и, наконец, смиренно отдает Свою жизнь на Кресте, чтобы опять принять ее в Воскресении. Если мы обратимся к Нему в покаянии и вере, наши грехи будут омыты Его кровью и наша неправедность будет поглощена Его праведностью. Как сказал об этом святой Иоанн Златоуст, «Христос заплатил гораздо больше того, что мы были должны, и настолько больше, насколько море бесконечно в сравнении с малою каплею». Христос создает Церковь — не просто собрание единоверцев, но Живое Тело, Организм, в Котором через время и пространство струится Его жизнь. Это прощение и эту жизнь мы воспринимаем в установленных Им Таинствах.
Потому что спасение и жизнь вечная, которую приносит в наш мир Христос, предназначены не для какого-то абстрактного человечества — они предназначены для конкретных людей, вас и меня. От нас зависит принять этот дар — а для этого нужно в покаянии и вере приступить к Таинствам созданной Им Церкви.
Рождество Христово — очень подходящее время для того, чтобы это сделать.