Мы находимся уже на полпути от Светлого Христова Воскресения, дня спасения мира, до Святой Пятидесятницы, дня рождения Церкви. Святая Церковь, как бы соединяя оба праздника незримой нитью, повествует нам о том, как Христос исцелил расслабленного в день иудейской Пятидесятницы. В этом повествовании мы слышим и о греховном параличе, и о долгом, очень долгом ожидании исцеления, и о безысходности, и о пришествии Спасителя, и о возрождении, и, наконец, о праведной христианской жизни.
В Иерусалиме жил человек, который почти четыре десятка лет был парализован (Ин 5:5). Он лежал в одном из притворов у купели, называемой Вифезда, и не было никого, кто мог бы ему помочь (Ин 5:7). Ангел Господень сходил иногда в воду, и первый, кто входил в купель, получал исцеление от недугов (Ин 5:3). Множество увечных, «больных, слепых, хромых, иссохших» (Ин 5:3) собиралось у купели, и расслабленный, как ни старался доползти до купели, никогда не успевал, и другой уже входил прежде него. Но человек этот, несмотря на всю безвыходность своего положения, не терял надежды и продолжал ждать милости Божией. И вот в день Пятидесятницы пришёл долгожданный Утешитель, Тот, Кто жизнь подал иссохшему телу, упование, и прибежище, и покров.
Христос пришёл в Иерусалим на праздник Пятидесятницы. Это праздник жатвы пшеницы, когда перед началом сбора урожая израильтяне приходили в Иерусалимский храм, принося Богу жертвы и славословия. Неслучайно, видимо, именно в этот день Христос пришёл в притворы Вифезды, исцеляя телесный и духовный паралич и прообразуя будущий урожай - Святую Церковь, собираемую в житницы Божии.
Найдя в толпе расслабленного, Спаситель немедленно обратился к нему с одним лишь вопросом: «Хочешь ли быть здоров?» (Ин 5:6). Даже видя всю бедственность положения парализованного человека, зная и всю длительность ожидания, и надежду, и терпение больного, Христос всё же даёт ему полную свободу выбора, ни в чём не насилуя его волю. «Хочешь ли быть здоров?» звучит как вызов тем, кто сжился со своей болезнью, кто сросся с нею, кто не желает отвернуться от греховной заразы, кто получает от удовольствие от греха; это вызов тому, кто «как собака лижет пилу и не может остановиться, пьянея от вкуса собственной крови» (Св. Исаак Сирин). «Хочешь ли быть здоров?», спрашивает Спаситель и, слыша в ответ: «Так, Господи!» (Ин 5:7), говорит: «Возми постель твою и ходи!» (Ин 5:8) Ему не нужны подробности и отговорки, что вот нет у нас помощника, некому нас наставить, некому научить... Властно звучит голос Господа: «Встань и собери свою постель! Время греховного паралича прошло.»
Прообразуя исцелением расслабленного начало евангельской жатвы и принеся истинный дар Отцу в праздник Пятидесятницы, Христос и бывшего расслабленного сподобил стать причастником общих торжеств. Вместо того, чтобы лежать «на одре болезни и на ложе озлобления,» исцелённый человек смог отправиться в храм Божий с дарами и славословиями (Ин 5:14); и, обретя Сына в Доме Отца (Лк 2:49), осознал, что исцеление его в первую очередь духовное. «Вот ты выздоровел, — говорит Христос, Не греши больше», то есть: «живи праведно». «Я очистил тебя от скверны, Я исцелил тебя от греха, Я убелил тебя паче снега и ввел тебя в Дом Божий—живи такой жизнью, для которой ты был создан, живи праведно, сохрани ризу крещения нескверную и непорочную.»
Как тот расслабленный, лежало всё человечество в параличе, поражённое болезнью первородного греха. Долгие тысячелетия пыталось оно найти исцеление, но не могло само добраться до Бога, и не было человека, который бы помог. И всё же не терял человек надежды, продолжал уповать на милость Божию и сподобился Божественного посещения.
Своим спасительным воскресением Христос всем жаждущим открыл путь к живоносной купели; всем, кто на вопрос Бога: «Хочешь ли быть здоров?» способен сказать: «Так, Господи!», открыт теперь путь к исцелению от духовной слепоты, хроматы и греховного паралича.
Собирая в житницы Божии благодатный урожай избавленных от смертельной болезни душ человеческих, Христос в день Пятидесятницы дал христианам и силу побеждать грех, бороться с ним и побеждать. Отец послал Духа Своего Утешителя, животворящего и укрепляющего нас. Основывая Свою Церковь, Христос укрепил её Своей Силой, Своим Духом и дал заповедь чистой христианской жизни.
Встречая сегодня каждого из нас в храме Божием, Христос обращается к нам словами Священного Писания: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.» Сохрани ризу крещения неоскверненну, вспомни и исполни обеты, которые ты давал у святой купели, чтобы не погибла душа твоя. Восстань от греховного паралича; открой глаза, отягчённые духовной слепотой и иди в храм Божий, воссылая хвалу Спасшему тебя.
Ответим же Спасителю вместе со всей Церковью:
Душу мою, Господи, во гресех всяческих / и безместными деяньми люте разслаблену, / воздвигни Божественным Твоим предстательством, / якоже и разслабленнаго воздвигл еси древле, / да зову Ти спасаем: // Щедрый, слава, Христе, державе Твоей.
Читайте Митрополит Антоний Сурожский. Неделя о расслабленном