Чтобы понять процесс воцерковления человека, необходимо в первую очередь, насколько возможно приблизиться к пониманию того, что есть в своем существе созданная Богом Церковь (см. Мф. 16, 18). Какова природа Церкви, её назначение, устроение, цель и лежащие на ней задачи в Божьем Домостроительстве человеческого спасения. Достаточно ли познакомиться с церковными знаниями, богослужением, ввести в свою жизнь церковные таинства, молитву, пост или нужно что-то ещё?

Наилучшее понимание того, что есть подлинное воцерковление, даёт наличие практического опыта церковной жизни.

Противоположным воцерковлению по духу, направленности, смыслу и содержанию является понятие обмирщение, как страстная захваченность и вовлеченность в мирскую жизнь с её сугубо земными (материальными, карьерными, самоутвержденческими) интересами в духе мира сего, далеко уводящими людей от церковной, богоугодной жизни по заповедям, в Евангельском духе любви.

Опасность обмирщения христианского общества, оскудение качества веры, благочестия и любви сегодня как никогда налицо.

Под воцерковлением мы разумеем не набор знаний и различных церковных внешних действий, а реальное преображение духа, нрава, отношений и образа жизни человека сообразно Евангельскому образу личности Иисуса Христа.

Воцерковить значит ввести в организм Церкви, усвоить человека благодатному духу жизни Церкви, помочь обрасти нравственными и духовными связями с остальными людьми церковной общины, сделаться христовыми по своему духу, нраву, отношениям, и через то живой клеточкой богочеловеческого организма Христовой Церкви.

Церковно-приходская община имеет в себе четыре важнейших свойства Церкви, (единство, святость, соборность и апостоличность), по которым она и принадлежит ей. Воцерковить – значит ввести в жизнь церковной общины, дабы усвоиться свойствам церковного организма, стать их носителем.

Единство – как целостность личности и непоколебимость в исповедании веры в Бога и Церковь;

Святость, как хранение целомудрия и нравственной чистоты в отношениях, поведении и жизни.

Соборность, как единомыслие и единодушие церковной общины в исповедании, делах и служении. Апостоличность как соработничество Христу в распространении веры и свидетельствовании богоугодной христианской жизни.

Главный смысл христианской жизни (по мнению протоиерея Василия Зеньковского), состоит в том, чтобы через воцерковление приблизиться к Богу, научиться подлинной жизни во Христе, освободиться от власти греха, через благодатное восполнение дарами Церкви, возрасти в любви к Богу и образу Божию в каждом человеке.