Незадолго до Своих Крестных страданий Господь наш Иисус Христос возвел трех учеников, и далее бывших свидетелями Его тайн, - Петра, Иакова и Иоанна - на гору Фавор, для молитвы. Это проиходили в предрассветное время. На Фаворе апостолы увидели Божественное Преображение Христа, явление Его величия и славы. Лицо Спасителя стало подобным свету молнии, одежды - белыми как снег. Он стоял, окруженный сиянием, как солнце лучами. Спасителю явились два пророка: Моисей и Илия - и беседовали с Ним. Толкователи Священного Писания говорят, что это была беседа о Голгофской жертве, о предстоящих Христу страданиях, о том, что грехи человеческие будут искуплены кровью Сына Божьего.

Три апостола пережили явление Божественного света, как ни с чем не сравнимую великую радость. Казалось, само время остановилось в созерцании Божественного света. Изумленные апостолы пали на землю. Дальше Евангелие повествует о том, что всех осенило светлое облако, и из него послышался глас: "Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте". Видение кончилось. Вместе с Иисусом Христом они спустились с горы и к утру вернулись в Капернаум.

Преображение - это зримое явление Царства Божьего на земле, явление Божественных энергий, Света Божества. Святитель Григорий Палама, развивший учение о невещественном Фаворском Свете, писал: "Мы веруем, что Он явил в Преображении не другой какой-либо свет, но только тот, который сокрыт был у Него под завесой плоти; этот же Свет был Свет Божеского естества, поэтому и Несотворенный, Божественный. Так, и по учению Богословствующих отцов, Иисус Христос преобразился на горе, не восприявши что-либо и не изменившись во что-либо новое, чего до того не имел, но показав ученикам Своим только то, что у Него уже было, отверзши очи их и сделавши их из слепцов зрячими".

Своим Преображением Спаситель позволил людям воочию лицезреть преображение, которое ожидает человека в Царствии Божием. Этот свет преображенного человеческого естества изображается на иконах святых нимбами. Слова апостола Иоанна о том, что "Бог есть свет", вовсе не удачная метафора, а знание, опытно приобретенное на горе Фавор.

"Бывают в духовной жизни мгновения, которые так прекрасны, так дивны, - говорит митрополит Антоний Сурожский, - что хотелось бы, чтобы время, жизнь, вечность на них остановились и никогда ничего другого не случалось бы... Но мы должны помнить, что это переживание нам дано для того, чтобы принести в темный, скорбный, холодный мир сияние Преображения".

А епископ Иларион (Алфеев) пишет: "Именно потому Церковь празднует Преображение Господне, что оно может стать и нашим преображением, что и для нас могут открыться двери к созерцанию Божественного света - созерцанию которого за прошедшие века удостаивались столь многие. Но чтобы этот свет не был поглощен нашей человеческой греховной тьмой, мы должны жить в соответствии с Евангелием, и через наши добрые дела, через весь наш облик люди узнавали Христа. Ведь о Христе и христианстве судят прежде всего по нам, верующим, членам Церкви. Вокруг нас живет немало людей, которые, может быть, уже давно пришли бы в Церковь, если бы на жизненном пути не повстречали христианина, который не был достоин этого высокого звания и который, вместо того чтобы излучать свет и сияние Божества, источал смрад греховных страстей".

Перепечатано из книги: Тростникова Е.В. Праздники Православной Церкви. М., 2008.


Тропарь, кондак и величание
Икона Преображения
Детям о Преображении Господнем
Зачем на Преображение освящают овощи и фрукты в церкви