Мария Сеньчукова

Хочешь получше узнать какой-нибудь далекий край — пообщайся с людьми, которые там живут и трудятся. Поэтому, путешествуя по Якутской епархии, я стараюсь не меньше, чем на удивительную для жителя средней полосы природу, смотреть на людей — служащих здесь священников, которых тепло принимает паства. В Алданском благочинии мне довелось пообщаться с молодым иеромонахом Фаддеем (Булгаковым).



- Матушки, может быть, вам что-нибудь нужно? — заботливо спрашивает Алданский благочинный иеромонах Макарий (Золотавин) обитательниц дома престарелых в поселке Ленинский, беседуя с ними в часовне в честь Казанской иконы Божией Матери.

- Нет, батюшка, что вы! У нас все есть! — шумят они. — Вот бы батюшке Фаддею машину. А то ему к нам ездить тяжело.

- Он нам как сын родной! — уточняет одна из бабушек.

Отец Фаддей стоит рядом и застенчиво улыбается. Он пострижен в монашество в августе 2011, рукоположен в марте 2012, и уже окормляет новый дом престарелых.

- Я к ним иногда приезжаю не по расписанию, — говорит он мне чуть позже про своих бабушек. — Когда по дому начинаю скучать.

Отцу Фаддею двадцать три года. Родом он из Ставропольского края.

***

Одна моя знакомая, тогда еще совсем светская девушка, как-то раз попала в трапезную в семинарии, и краем уха послушала разговоры семинаристов.

«Ты представляешь, — восхищалась она, — они же совсем пацаны, им двадцати пяти еще нет — а совсем взрослые люди — ответственные, рассудительные! У многих уже семьи есть или назревают! А кто-то вообще к монашеству готовится!»

Нынче широко распространен инфантилизм, поэтому возраст в глазах многих девальвировался, хотя на самом-то деле двадцать пять и даже двадцать — это достаточно для принятия взрослых и ответственных решений. Но возраст рукоположения — вопрос болезненный и острый. Каноны запрещают рукополагать молодых людей до тридцати лет, но про это требование архиереи часто «забывают», особенно, когда духовенства не хватает. Могут ли быть оправданы ранние иерейские хиротонии? Этот вопрос как-то и не возникает, когда общаешься с отцом Фаддеем. Канон для человека, а не человек для канона.

***

- Мы себя считали верующими людьми. Но крестились не сразу, а когда мне было десять лет. Правда, сразу всей семьей. Мне сразу очень понравилось в церкви, особенно, как священник служит. Мама потом находила изрезанные мной буханки хлеба, на которых я «проскомидию совершал», и ругалась: «Зачем хлеб перепортил?!»

Отец Фаддей смеется. Смех — это хорошо. Смех свидетельствует о критическом восприятии действительности, в том числе и самого себя.

А потом он очень просто добавляет.

- Я очень хотел быть священником и служить литургию.

- Священником — понятно. А почему потянуло к монашеству?

- Мне очень нравилось житие преподобного Серафима Саровского. И я даже хотел получить его имя в постриге. А получил имя священномученика Фаддея (Успенского). Тоже замечательный святой. Надо будет в Тверь съездить, поклониться.



***

- Я вот раньше недоумевала: монашеский постриг — что это? Не просто ведь обряд. Среди семи таинств его нет, но многие богословы, знаю, считают его таинством, — говорила мне одна сотрудница Якутского епархиального управления незадолго до моей поездки в Алдан. — А потом я присутствовала на постриге. Владыка троих постригал. Один из них — самый младший — был будущий отец Фаддей. И мне все стало понятно.

- Таинство?

- Таинство.

***

Отец Фаддей, как и многие другие священники, приехал в Якутию с владыкой Романом. Семинарию заканчивал уже в Якутске.

- А как родители посмотрели на отъезд в такую даль?

- А они не знали, что я совсем уезжаю. Думали, я просто так, посмотреть.

- А потом?

- А потом уже ничего не поделаешь.

***

Несмотря на свою молодость, отец Фаддей имеет много послушаний, и бабушки из поселка Ленинский — не самое сложное. На его плечах — заботы о двух приходах: Рождества Богородицы в поселке Нижний Куранах и Пророка Илии в поселке Томмот. Воскресная школа, строительство нового храма — все на нем.

Кроме того, в выделенной ему квартире пока нельзя жить, да к тому же есть сложности с ее оформлением. Пока отец Фаддей живет в приходском доме отца Макария.

Да и доходов никаких.

Какая машина, милые бабушки! Тут на одном бензине за первую же зиму разоришься — мотор должен греться круглосуточно.

- На самом деле, это — очень хорошо, — неожиданно останавливает мои начавшиеся было причитания по поводу трудностей и бедности. — Поддерживает в тонусе.

И снова улыбается.

Мне делается неловко. И хочется пожелать молодому священнику иеромонаху Фаддею сохранять это настроение как можно дольше.