Смирихся, и спасе мя Господь (Ср.: Пс. 114: 5)
На пути спасения человеку предстоит вести непрестанную борьбу со своими страстями, которые, овладев душой, лишают ее свободы. По учению святых отцов, добродетель — одно из самых главных оружий воина Христова. Смирение же — величайшая из добродетелей. Им побеждаются гордыня и тщеславие, от него трепещет и с позором бежит враг рода человеческого, и, наконец, оно влечет за собой новую добродетель — послушание.
Поучаясь на примере святых отцов, станем и мы подвизаться и понуждать свою душу к труду!
Пример удивительного смирения и любви к ближним аввы и пресвитера Пинуфия
В Египте, недалеко от города Панефиса, в общежитии спасался авва и пресвитер Пинуфий. Его очень уважала братия за священство и долгие лета, прожитые в кротости и смирении. Видя, что от постоянного к нему доброго внимания он не может более упражняться в смирении и послушании, авва тайком от всех ушел в крайние пределы Фиваиды. Переодевшись в мирскую одежду, он пришел в киновию тавеннских монахов, зная о ее строгости и надеясь здесь потрудиться душой. Долго Пинуфий находился у ворот, кланяясь всем братьям и прося его принять. Однако, думая, что старик поступает в монастырь не по чувству благочестия, а ради пропитания, его приняли с большим презрением. Как неспособному к тяжелому труду, ему вверили сад и приставили надзирающим младшего из братии. Здесь-то и открылись все возможности для упражнения в смирении. Авва ревностно повиновался приставленному к нему брату, выполняя самую грязную и трудную работу, от которой отказывались остальные. Причем большую часть таких работ он делал ночью, дабы не быть узнанным.
Так прошло три года. Прежние братья Пинуфия искали его по всему Египту, не желая расставаться с любимым наставником. И вот однажды в Тавеннский монастырь пришел человек из Египта, знавший старца. Едва смог он узнать Пинуфия, который имел уничиженный вид. Авва окапывал землю у оливковых деревьев, нося на плечах навоз для их корней. Узнав своего доброго наставника по лицу и знакомому голосу, брат упал ему в ноги. Братия сначала недоумевала, откуда такая честь тому, кто считался у них последним. А когда им сказали, что в монастыре все это время подвизался авва Пинуфий, чье имя было в большой славе между ними, то все принялись просить прощения, что держали авву за новичка.
А Пинуфий рыдал… О том, что по зависти диавола больше не имеет возможности упражняться в смирении. Братия же против воли старца увезли своего наставника в прежнюю киновию.
МНИМОЕ СМИРЕНИЕ
На пути стяжания сей добродетели человека подстерегает большое искушение — мнимое смирение. Суть этого обманчивого состояния раскрывает схиигумен Савва: «Мнимое смирение — это ложное, поддельное, напускное смирение. Оно выявляется в словах самоуничижения и смиреннообразии, то есть смиренном виде.
Страдающие мнимым смирением обычно говорят и очень часто повторяют, что они грешны, и даже выявляют некоторые свои погрешности как бы в доказательство своих слов о своей греховности, но внимательный собеседник, опытный в духовной жизни, сразу определит, что перед ним человек, страдающий манией смиренности.
Мания смиренности — это одна из разновидностей скрытой гордости.
Человеку, не опытному в духовной жизни, трудно отличить мнимое смирение от истинного. Иногда притворство обуреваемых этой страстью бывает таким искусным, что, действительно, нужны очень опытный глаз и испытание, чтобы, как говорится, раскусить человека. А иногда притворство и обман их сразу обнаруживаются, особенно теми, кто близко и хорошо их знает.
Вот, например, мнимо смиренный в присутствии многих скорбит о своем ничтожестве, называет себя и грешным, и окаянным, и ненормальным... дурачком, и другими нелестными именами. Присутствующие думают: "Спаси его, Господи! Какой он смиренный!.. Даже не стыдится при всех обзывать себя так". Но стоит только согласиться с ним и сказать: "Да, да! В тебе есть это!", как он тут же изменится и даже может возразить: "А ты откуда знаешь?" Но чаще он умолкает, затаив злобу и вражду на своего обличителя. Отныне он считает благодетеля своего врагом. Перестает здороваться, отворачивается, косится, при случае не прочь отомстить».
Какие блага дарует смирение человеку
Вот что говорят святые отцы о пользе этой добродетели и ее удивительной силе противостоять врагу рода человеческого:
«Возлюби смирение во всех делах своих, чтобы избавиться от неприметных сетей, какие всегда находятся вне пути смиренномудрых» (Преподобный Исаак Сирин).
«Навык смирения как бы отсекает душевную раздражительность. Смирись и увидишь, что твои беды превратятся в покой, так что ты и сам удивишься, почему же раньше так мучился и скорбел» (Преподобный Силуан Афонский).
«Возлюби смирение, и оно покроет все грехи твои.»
(Преподобный Антоний Великий).