Успенский, пост ("Госпожинки", "Оспожинки", "Спожинки") установлен в память о Божией Матери, проводившей Свою жизнь в посте и молитве. Пост установлен в преддверии Ее Успения.
Святой Симеон Солунский пишет, что «Пост в августе учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте.
Так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного — как подающего нам освящение, а другого — умилостивление и ходатайство за нас».
Успенский пост четко определен по церковному календарю: 14-27 августа (1-14 по ст.ст.) 28 августа празднуют день Успения Пресвятой Богородицы, завершающий пост.
Начало поста отмечается как день Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня.
Церковным уставом в эти дни строгость в трапезе предписывается такая же, как и в Великий пост:
- в понедельники, среды и пятницы — сухоядение;
- по вторникам и четвергам — варёная пища без масла;
- по субботам и воскресениям допускаются растительное масло и вино;
- в Преображение Господне (19 августа) можно употреблять рыбу, растительное масло и вино.
Это - монастырский устав (которого однако придерживались на Руси во время поста благочестивые миряне). Но пост должен быть посильным, поэтому каждый поститься по благословению духовника, в соответствии со своим здоровьем и родом деятельности.
Несмотря на такие строгости, Успенский пост издавна считался на Руси самым приятным и лёгким: ведь в августе созревает множество овощей и фруктов, ягод и грибов. Неудивительно, что этот пост называли "Лакомкой".
Как и в любом православном посту, в Успенском важна духовная сосредоточенность.
Зачем нужны посты?
Соблюдение христианином постов есть проявление любви к Богу и наглядное предпочтение духовного телесному. Человек изначально создан как единство души и тела, которые призваны совместно подчиняться духовному, небесному и Божественному. Грех внес дисгармонию, и потому бывает, что в естестве возникают страстные пожелания, при которых тело словно не хочет слушаться души, да и сама душа стремится к плотской жизни. Уврачевать это внутреннее расстройство и помогает пост, во время которого человек воздерживается от пищи животного происхождения, а также от пустого времяпрепровождения и земной суеты, посвящая себя духовному восхождению к Богу. Чтобы взойти к Богу, необходимо преодолеть свой эгоизм, а эгоизм проявляется в греховных страстях, поэтому, важно побеждать страсти, чему как раз и способствует пост.
Материалы сайта "Школа радости" об Успенском посте
Митр. Антоний Сурожский. Успенский пост — время радостиУспенский пост: смысл, традиции, ответы священников
Успенский пост: уйти от внешнего
Успенский пост: есть ли море, в котором нельзя утонуть?
Зачем и как поститься детям?
Стихи об Успенском посте
На Успенский постУспенский пост – недолгий, строгий, важный
Успенский пост идёт к концу...