От правильного понимания человеком, что есть жизнь и в чем ее смысл, зависит и понимание того, для чего и как жить. Вопросы эти поднимались человечеством на протяжении многих веков. Сколько людей, столько и мнений. Для одних, например, материалистов жизнь – это формы существования белковых тел, для других жизнь – это борьба за лучшее место под солнцем, для третьих жизнь – это игра, лотерея в поисках земного счастья. На Западе люди вообще произвели так называемую «философию жизненного успеха», навязывая современному обществу «культ преуспевающего (успешного) человека» в погоне лишь за земными благами.

Для христианина, духовно-настроенного человека, жизнь – есть дар Божией благости, милости и любви, длящийся во времени с непрестанным Участием Бога в нас; с множеством Откровений, чудесных явлений, потрясений и вразумлений от Него, для нашего уверения в Нем, ответственного отношения ко всему заповеданному Им, нашего покаяния, из-за несоответствия Его призванию и непрестанного труда преображающего человеческую жизнь и природу, с правосудным ответом от Него на частном и Страшном Суде.

Столь же разнообразно и понимание смысла жизни. Одни его видят в продолжении рода; другие – в работе и творчестве; третьи – в приумножении материальных благ и получении удовольствий.

Но если посмотреть на жизнь с точки зрения ее конечности, то все иллюзии пропадут. Всех людей ожидает смерть – и это достоверно известно каждому. В могилу человек не возьмет с собой никаких материальных плодов своего труда: ни гениальные научные разработки, ни власть, ни банковские счета. Для бессмертной души необходимо совсем другое. Чтобы понять истинный, глубинный смысл жизни надо много потрудиться для обретения познания христианской веры – главного на потребу души. «Вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17), которое должно исследовать. «Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти во век» (Ин. 8:51).

Для этого верующему человеку надо познакомиться с Божественным Откровением, церковным Преданием и вероучением и ему станет ясно, что смысл жизни надо искать в благе не для тела, а для души – в ее добродетельных качествах, с которыми она пойдет к Богу. «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5:10). Ведь душа бессмертна, и наслаждаться приобретенным даром благодати сможет вечно. «Благодатию вы спасены через веру, и это не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение – созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:8 -10). Однако, чтобы душа смогла наслаждаться не только здесь, на земле, необходимо ее просвещать, воспитывать, обучать, чтобы духовно возрастать и совершенствоваться, чтобы она смогла вместить ту радость, которую Господь предуготовил всем любящим Его.

Именно в искательстве добра и творении его, постепенном, но неуклонном взращивании в душе всей полноты любви, на которую она по своей природе способна, в поступательном продвижении души на пути к Богу – в этом обретается единственный истинный, непреходящий смысл существования человека. Это тот фундамент, который никогда не даст трещину, на котором можно построить величественное здание человеческой жизни. И это величие будет не временным, а вечным – величием внутренней духовной красоты, просветления образа Божия в человеке. И научившись самому важному – настоящей любви, проявляясь и преумножаясь в ней – человек сделается способным воспринять и истинную Божию Любовь, став причастным к неизреченному блаженству вечной жизни.