Происхождение Великого поста

Великий Пост был учрежден древней Церковью в воспоминание пребывания Самого Господа Иисуса Христа в пустыне в течение сорока дней, перед тем как явиться народу и проповедовать Царствие Божие, затем пострадать, быть распятым, умереть на Кресте и наконец воскреснуть в третий день. В Ветхом Завете эти события были уже возвещены Исходом евреев из Египта, под предводительством Моисея. Великий Пост нас готовит к встрече Пасхи, Торжества из Торжеств. Сам Спаситель нам указал, как поститься перед Отцом Небесным (Мф.6,16-17).

Смысл поста

Это время покаяния, молитвы и воздержания от некоторой пищи, а также и развлечений. Пост никогда не был простым подчинением внешнему правилу, он является, главным образом, призывом к внутреннему изменению, способствующему проявлению духовной жажды Бога, ведущей к полному воздержанию от пищи перед причащением, как образ ожидания трапезы Господней.

Великопостное время особенно отмечается двумя молитвами:

Покаянный тропарь:

Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен: но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию.

Открой мне двери к покаянию, Жизнеподатель, ибо дух мой с раннего утра стремится к святому храму Твоему, нося весь оскверненный телесный храм; но Ты, как Милосердный, очисти его по неизреченной Твоей милости.

Молитва св. Ефрема Сирина:

Господи и Владыко живота моего!
Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Господи и Владыка жизни моей, Дух праздности, уныния, властолюбия и празднословия отклони от меня.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй мне, рабу Твоему.
О, Господин Царь, дай мне видеть мои согрешения и не осуждать брата моего, ибо Ты благословен во веки веков. Аминь.

Порядок шести недель Великого поста

Великий пост длится шесть недель, которым предшествует подготовительный период, включающий в себя воскресные дни, называемые Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне, Неделя мясопустная (о Страшном Суде) и Неделя сыропустная (Прощеное воскресенье).

Первая седмица (неделя) поста посвящена покаянию, что выражает знаменитый канон св. Андрея Критского, читаемый в первые четыре дня на Повечерии. В субботу первой седмицы на литургии св. Иоанна Златоуста совершается память св. великомученика Феодора Тирона, предупредившего во сне патриарха Евдоксия о том, что Юлиан Отступник осквернил продукты на рынках кровью принесенных в жертву идолам животных. Св. Феодор велел приготовить "коливо" из злаков с изюмом, орехами и цукатами, которое и вкушали христиане, чтобы избежать употребления оскверненной пищи.

Каждый воскресный день поста является некоторой ступенью в возрастании христиан на пути к Пасхе.

В первое воскресенье празднуется Торжество Православия (в частности, иконопочитания), затем, в воскресенье св. Григория Паламы, мы отмечаем его учение о благодати и нетварных энергиях, в третье воскресенье (Неделя Крестопоклонная) - Честной Крест и наше сораспинание со Христом, в четвертое воскресенье мы вспоминаем св. Иоанна Лествичника и его знаменитую "Лествицу" - книгу о восхождении нашем к Богу, в четверг пятой седмицы особой службой, называемой "Стояние Марии Египетской" (обычно совершается в среду вечером), отмечается подвиг покаяния и отшельничества св. Марии Египетской, а в субботу совершаем Похвалу Божией Матери.

Пятое воскресенье посвящено Марии Египетской. Шестая неделя заканчивается Лазаревой субботой. Вечером совершается всенощная накануне Вербного воскресенья - праздника Входа Господня в Иерусалим, с которого и начинается Страстная седмица.

Литургия св. Василия Великого

Во все воскресные дни Великого Поста совершается литургия св. Василия Великого, архиепископа Кесарийского (329-379), которая отличается от обычной литургии св. Иоанна Златоуста (344-407) более длинными и насыщенными евхаристическими молитвами. Эта литургия совершается также в Великий Четверг и в Великую Субботу, накануне и в день Рождества Христова и Богоявления, а также в день св. Василия Великого 1/14 января.

Литургия Преждеосвященых Даров

Во время Великого Поста не совершается таинство Евхаристии, кроме как в субботу и воскресенье; однако совершается литургия Преждеосвященных Даров в соединении с вечерней, по средам и пятницам, в четверг пятой недели и в первые три дня Страстной седмицы.

Это типично постное богослужение, и очень рекомендуется верующим в нем участвовать хотя бы один раз за время поста, чтобы действительно прочувствовать и пережить великопостное богослужение. Преждеосвященные Дары освящаются накануне, на воскресной литургии, после которой они специально хранятся, чтобы христиане могли причаститься ими в будние дни, т.е. в среду или в пятницу. Это богослужение состоит из вечерни, которая во второй части похожа на обычную литургию, только без евхаристического канона. Эта служба составлена св. Григорием Двоесловом (540-604), она свидетельствует о привязанности древних христиан к причащению. В наши дни эти службы совершаются утром, по русскому обычаю 19 века. Перед вечерней служатся обычно Третий, Шестой и Девятый часы и Изобразительные, с молитвой св. Ефрема Сирина и поклонами. Чтобы причаститься надо соблюсти, как обычно, евхаристический пост.

Страстная Неделя

Великий пост заканчивается накануне Лазаревой субботы, предшествующей Вербному воскресенью. В Великие Понедельник, Вторник и Среду совершается литургия Преждеосвященных даров.  Эти дни носят эсхатологический характер, т.е. они обращены к теме конца мира. На часах читается полностью Четвероевангелие. В Великий Четверг отмечается установление Спасителем Таинства Евхаристии, в Пятницу - Распятие и Погребение Господа нашего Иисуса Христа и в Субботу - благоговейное молчание твари у гроба Спасителя в ожидании Воскресения. Все христиане стараются побывать на этих службах, особенно на литургии в Великий Четверг и на утрене с чтением 12 Евангелий (обычно служится вечером в Великий Четверг). В Великую Пятницу днем совершается вечерня с выносом Плащаницы, а вечером - утреня с чином Погребения Спасителя, совершается крестный ход с Плащаницей. В Великую Субботу служится литургия св. Василия Великого в соединении с вечерней - самая торжественная в году, в центре храма находится Плащаница, и, наконец, в ночь с Субботы на Воскресенье совершается полунощница, Пасхальная утреня и литургия.

Пасхальная ночь

Пасхальное ночное богослужение начинается обычно после 23 ч., с полунощницы. После этой короткой службы под конец пения канона священник уносит Плащаницу в алтарь и располагает ее на Престоле, где она будет лежать до Вознесения. Затем следует крестный ход. Возвращаясь в храм, священик приветствует народ восклицанием "Христос Воскресе!", на что народ отвечает: "Воистину Воскресе!" Врата иконостаса остаются открытые всю Светлую неделю, изображая опустевший, отверзшийся после Воскресения гроб Господень. Затем совершается пасхальная утреня, по народному "заутреня", с пением пасхального канона св. Иоанна Дамаскика. После утрени совершается литургия св. Иоанна Златоуста, на которой причащаются все говевшие во время поста. После литургии освящается артос, который будет храниться перед иконостасом всю Светлую седмицу, до его раздаяния и потребления в Светлую субботу после литургии. По старинному обычаю в Великую Субботу верующие приносят в храм для освящения разные пасхальные яства: кулич, сырную пасху, изображающую Голгофу с орудиями страстей Господних, крашеные яйца, в память св. Марии Магдалины, пришедшей возвестить императору Тиварию о Воскресении Христовом. В течение сорока дней Пасхи верующие приветствуют друг друга троекратным лобызанием со словами: "Христос Воскресе", на что отвечают: "Воистину Воскресе!"