Святитель Игнатий Брянчанинов. Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери.

Божия Матерь, Приснодева Мария - Высшее Существо из всех сотворенных разумных существ, несравненно высшее самых высших Ангелов, Херувимов и Серафимов, несравненно высшее всех святых человеков. Она - Владычица и Царица всей твари, земной и небесной. Она - Приснодева. Имя Мария дано Ей по велению Божию и значит Госпожа.

Святитель Амвросий.

Она был Девою не только по плоти, но и по духу: в сердце смиренна, в словах Богомудренна; говорила нескоро, всегда занималась чтением; в трудах была неутомима; в беседах целомудренна, как бы всегда беседовала с Богом, а не с людьми. Никого не обижала, напротив, желала всем добра; никем не гнушалась, и даже самого убогого человека не презирала, ни над кем не смеялась, во всем видела только добро. Все слова, исходившие из уст Ее, изливали благодать; все дела дышали девственною чистотою. Ее наружный вид был образом внутреннего совершенства, и выражал незлобие и совершенство.

Святой Игнатий Богоносец пишет св. Евангелисту Иоанну:

У нас проходит о Ней слава, что сия Дева и Матерь Божия исполнена всех даров благодатных и всех добродетелей. Говорят, что Она в гонениях и бедах всегда весела, в нуждах и нищете - не скорбит, на огорчающих Ее не только не гневается, но благодетельствует им; в благополучии кротка; к бедным - милосердна и помогает им, как и чем может; крепко защищает веру против ее врагов и нашему еще юному благочестию Наставница и Учительница всем верным на всякое доброе дело. Более всего любит смиренных, потому что Сама исполнена смирения пред всеми и все Ее видевшие превозносят Ее похвалами. Неистощимо Ее терпение, когда насмехаются над Нею учители иудейские и фарисеи.

В исторических описаниях св. Епифания и Никифора Каллиста:

Она говорила очень мало, только о нужном и добром, и слова Ее были сладостны. Охотно выслушивала других и отдавала всякому должное почтение. В своих беседах предлагала только нужное и приличное. Никогда не смеялась и не приходила в возмущение. Обхождение Ее было кроткое и без гнева.

Рост Ее был средний; цвет лица, как цвет зерна пшеничного; волосы русые и несколько златоцветные; очи ясные, взор острый, зеницы подобны плоду масличному; брови немного наклоненные и темные; нос не короткий; лицо не совсем круглое и не острое, а несколько продолговатое; так же руки и пальцы продолговатые.

В Ней не было никакой гордости, а простота без малейшего притворства; не было никакой изнеженности, а во всем совершенное смирение. Ее одежды были простые и не выкрашенные, чему доказательством служит Ее покрывало. Одним словом, во всех делах Ее божественно сияла преизобильная благодать.

Все современники, удостоившиеся счастья видеть Пресвятую Богородицу во время земной Ее жизни, удостоверяют, что Ее внешность была запечатлена дивной красотой. Одежда Ее была всегда чужда роскоши и скромная... речь кроткая, льющаяся прямо из незлобивого сердца; обращение безыскусственное и простое. Вся красота Ее божественной души отпечаталась на Ее лице, но эта красота наружности была только прозрачным покрывалом, сквозь которое светились все добродетели непорочной красоты ума и души. Она Пресвятая Дева не только плотию, но и духом... в Ее лице сосредоточены все сокровища благодати... Все предстоят со страхом и трепетом пред Престолом Господа, как слабые творения пред Всесильным Творцом, а Пресвятая Богородица предстоит пред Ним с Материнским дерзновением, и многое может молитва Матери к Сыну и Богу нашему.

Перепечатано с книги: Золотой святыни свет. Воспоминания матушки Надежды - последней монахини Марфо-Мариинской Обители Милосердия. Автор-составитель Е.Неволина. М., 2004.