Полноту служения Богу в совершенной форме проявила Пресвятая Дева Мария. Глубокая характеристика Богоматери дается в одной П.Иванова "Смирение во Христе", выдержки из которой приводятся ниже.

Гармоничный человек это тот, у сердца и воли которого нет разлада с Богом.

Такова была Святая Дева Мария.

Она говорила святые слова или молчала и сохраняла слова, слышанные Ею, в сердце Своем.

Она не пришла в мир проповедовать, как Ее Сын, и только однажды мы слышали Ее пророческий голос, когда узнала Она, что именно Она призвана быть Матерью Господа Своего.

В остальное время жизни любовь к Богу, исполняющая Ее, делает Ее почти невидимой: все мирское проходит через Нее, не задерживаясь ни на мгновение, ни на чем внешнем земном Она не останавливает Своих взоров; так же, как Ее Сыну, Ей негде преклонить голову. И после распятия Христа, Апостол Иоанн берет Ее в свой дом.

Пресвятая Дева Мария в жизни говорит только самое необходимое, даже меньше, чем необходимое.

Как мы знаем из Евангелия, слова Ее всегда кратки. Они не привлекают внимания к Ней, а всегда к Ее Сыну. Иногда только можно догадаться, что скрыто за Ее словами.

Через двенадцать лет после Благовещения мы слышим кроткий и как бы тихий голос Богоматери, когда Отрок, Сын Ее остался в Иерусалимском храме и Она долго, целых три дня, везде искала Его:

"Сын, что Ты сделал с нами! Я и отец с великой скорбью искали Тебя". Но Ее тихий голос немедленно гаснет при ответе, данном Ей Сыном: "Я в том, что принадлежит Отцу Моему".

И еще раз мы замечаем Ее, скромно дожидающуюся у дверей дома, где проповедовал Христос. Но и тут Она сейчас же как бы выпадает из нашего внимания, смущенная суровым ответом Проповедника: "Кто Матерь Моя, и кто братья Мои? Вот Матерь Моя и вот братья Мои, исполняющие волю Отца Моего Небесного".

Чувствуется некая безответность Богородицы, Ее забывчивость о Себе. При словах Сына Она умолкает, стушевывается, и думаем, что будет правильно, если прибавим - намеренно.

Тот, Кто был кроток и смирен сердцем, родился от кротчайшего и смиреннейшего существа. Понятно - Он должен был ратоборствовать, но Она только созерцала, беззвучно жила сердцем.

Она любила Бога и людей. Потому что любить Бога значит любить и сочувствовать людям.

Невидимо людской стон доходил до Ее сердца, не только стон, а малейшую жалобу человеческую слышала Она.

Об этом мы можем судить из того, что рассказано о браке в Кане Галилейской. Именно здесь познаем мы, какое было сердце у Родившей Иисуса Христа. Оно раскрывается перед нами, как чудо.

Если читать поверхностно, то внимание наше в этом месте Евангелия сосредоточивается на воде, сделавшейся вином, - первом перед учениками знамении Христа.

Но если вдуматься глубже, то видим, что на этом браке раскрывается тайна отношений между Богородицей и Господом, и мы как бы прозреваем в будущую небесную жизнь Пресвятой Девы Марии.

Инициатива милосердия принадлежит Ей. Она замечает, что на пиру недостает вина: "вина нет у них". В этих кратких словах, сказанных Сыну, уже заключена просьба. Конечно, по домашнему опыту Она знает, что Он может.

Однако Христос медлит: "Что Мне и Тебе, Жено? Еще не пришел час Мой". Он высок. Это самое малейшее и не необходимое для людей - как бы отклоняется Им.

Но Она настаивает. Сама Девственница, Пресвятая Мария заботится о свадебном веселии, ей почти недоступном.

Далее в тексте Евангелия как бы некоторая сокращенность. Это оттого, конечно, что Дева Мария не любит говорить. Просьба Ее сейчас же переходит в жалобу сердца. Она разговариват с Сыном сердцем, а не словами. Взор Ее выразил моление и взглядом же соглашается Ее Сын. И тогда с радостью говорит слугам: "Что скажет вам, то сделайте". Она умолила Его.

Как там, так и теперь: все слышит, все видит, всему сострадает.

И еще раз, последний в Евангелии, опять невидная стоит Богородица у Креста, на котором распят Ее Сын. Мы только на один момент замечаем Ее, когда Господь Иисус говорит, обращаясь к Иоанну: "Се Матерь твоя". И тотчас забываем о Ней, в страхе созерцая распятого за наши грехи. Но Она стоит здесь. Непорочная, с оружием, которое прошло Ее душу.

Ничем нигде не выражает Пресвятая Дева Мария Своих чувств вовне, разве только в оттенках голоса. Нигде Она не плачет, не восторгается, как Мария Магдалина у гробницы, или Мария, сестра Лазаря, пролившая миро на ноги Спасителя. И даже про распятие сказано просто: стояла среди других у Креста.

Святая Дева Мария была так скромна, так все скрывала в Себе, что не находили, что сказать о Ней. И все сказанное так мало и как бы незначительно, что, читая Евангелие, трудно даже представить себе Ее земное существование, найти Ее в жизни.

И при жизни Сына Она была в глубокой тени и по вознесении Его осталась в неизвестности.

Однако, имеющие теперь Единую Заступницу в Пресвятой Богородице, мы знаем, что жизнь Ее была лучшая из всех, какие только были на земле.

Что же говорит нам земная жизнь Девы Марии? Она говорит нам, что высочайший подвиг, - будучи исполненным любви к людям, - остаться незаметным. И это совершеннейшее смирение есть любовь.


К изложенному следует добавить следующие слова из записок Старца Силуана.

"Хотя жизнь Матери Божией как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что молитвою Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует".

А один священник-праведник так характеризует безмерное милосердие Богоматери.

"Бог любит нас до того, что умер за нас на кресте; но в сердце Господа есть также справедливость, которая есть атрибут Бога.

В сердце же Божией Матери нет ничего кроме милосердия... Сердце Девы так нежно к нам, что если б объединить сердца всех матерей, то это будет лишь кусок льда, по сравнению с Ее сердцем".

"О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, Ангельский Собор и человеческий род..." - торжественно поет Христова Церковь.

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Перепечатано из книги: Н.Е.Пестов. Современная практика православного благочестия. Книга 4. СПб, 1996.
К НАЧАЛУ ТЕКСТА К НАЧАЛУ ТЕКСТА
НА ГЛАВНУЮ

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]