Для чего Бог сотворил человека?

Бог есть Любовь и Благость. Он всегда пребывает в благости, любви и блаженстве, общаясь между Лицами Пресвятой Троицы. Будучи преизбытоком радости для самого Себя, Бог пожелал поделиться этой радостью и с иными существами которые могли бы это воспринять. Чем более совершенны тварные существа, тем более они могут блаженствовать с Богом.

Блж. Августин: «Ты создал нас для Себя, Господи, и душа наша дотоле томится и не находит себе покоя, доколе не успокоится в Тебе».

Прп. Макарий Египетский: «Как небо и землю сотворил Бог для обитания человеку, так тело и душу человека создал он в жилище Себе, чтобы вселиться и упокоеваться в теле его, как в доме Своем, имея прекрасною невестою возлюбленную душу, сотворенную по образу Его».

Свт. Василий Великий: «Человек – это тварь, получившая повеление стать Богом».

Предназначение человека

В личном плане каждый человек предназначен жить в единстве и любви со своим Создателем, достигать состояния богосыновства и усовершаться в нем. Для того чтобы это происходило, человек и наделен особым даром, образом Божиим.

В природном аспекте человек призван достигать состояния обожения. Обожение – это способность человеческой природы воспринимать нетварные божественные энергии и преображаться под их воздействием.

«Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества» (2 Петр. 1:3-4).

Человеческая природа

Бог создал человека из того же вещества, что и весь земной мир, и вдунул в лицо его дыхание жизни, то есть дал ему дух свободный, разумный, живой и бессмертный, по образу и подобию Своему; и стал человек с бессмертною душою. Этим «дуновением Божиим» или бессмертною душою и отличается человек от всех остальных живых тварей. Человек принадлежит к двум мирам: телом – к миру видимому, вещественному, земному, а душою – к миру невидимому, духовному, небесному.

Прп. Иоанн Дамаскин: «Человек имеет нечто общее с неодушевленными существами, причастен жизни неразумных и обладает мышлением разумных. С неодушевленными человек имеет сходство в том, что обладает телом и состоит из четырех стихий; с растениями в том же самом и, кроме того, в том, что имеет способность питаться, расти, производить семя и рождать; а с неразумными - во всём упомянутом и вдобавок в том, что имеет влечения, т.е. доступен гневу и хотению, что наделен чувством и способностью движения по внутренним побуждениям. С существами бестелесными и духовными человек соприкасается посредством разума – рассуждая, составляя понятия и суждения о каждой вещи, стремясь к добродетелям и любя то, что составляет вершину всех добродетелей - благочестие; потому человек есть малый мир».

Первозданное совершенство

Первозданный человек был прекрасным творением Божиим, ибо Господь сотворил все добро зело (Быт. 1: 31).

Тварное совершенство Адама означает, что он изначально обладал всей полнотой человеческой природы: имел чистый ум, свободную волю, непорочную душу, совершенное тело. Все его природные качества и силы были неповрежденными, здравыми и соответствовали тому назначению, для которого человек был создан.

В Адаме не было ни тени греха.

Прп. Иоанн Дамаскин: «Бог сотворил человека непорочным, правым, любящим добро, свободным от печалей и забот, украшенным всякою добродетелью, изобилующим всеми благами, как бы некоторый второй мир — малый в великом, - как нового Ангела, поклоняющегося Богу... Oн создал его по природе безгрешным и по воле свободным».

Прп. Макарий Великий: «Стихии мира подчинялись человеку как владыке. Ни огонь его не преодолевал, ни вода не потопляла, ни зверь ему не вредил, ни ядоносное животное не могло оказать над ним своего действия».

Свт. Игнатий Брянчанинов: «Тело первого человека было в совершенном согласии с душою, а душа находилась в совершенном согласии с духом. Борьба между составными частями человека тогда не имела места. Дух пребывал постоянно горе, при Боге; увлекал туда с собою душу; она влекла туда с собою тело». «Нетрудно и естественно было телу, неспособному не только к наслаждениям греховным, но и плотским, способному единственно к наслаждениям духовным, силою врожденного ему стремления пребывать при Боге, Им питаться и наслаждаться, Им жить. Ошибаются те, которые признают плотские пожелания неотъемлемыми свойствами тела человеческого, а удовлетворение их естественною необходимостию. Нет! Человеческое тело низошло к телам скотов по причине грехопадения. Зачем бы и воскресать телам человеческим для блаженной вечности, в которой имеют место одни наслаждения духовные?» «Так возвышенны были непорочность и бесстрастие первозданных, что они не нуждались в одежде; и были оба наги, и не стыдились. Они вышли из рук Создателя в состоянии зрелости и вместе неувядающей юности, красоты и силы, неподверженные никаким недостаткам, никаким изменениям ни в возрасте, ни в здравии. Тело Адама не горело в огне, не тонуло в воде, не опалялось солнцем, не подвергалось влиянию стихий». «Тело Адама, легкое, тонкое, бесстрастное, бессмертное, вечно юное, отнюдь не было узами и темницею для души: оно было для нее чудною одеждою. Наконец — это изящное тело было способно, по совершенству своему, для жительства в раю, где в настоящее время обитают отшедшие отсюда праведники только душами своими. Они соделаются способными взойти туда телами по всеобщем воскресении, когда самые тела соделаются духовными.»

Изначальное тварное совершенство Адама не было абсолютным. Оно было лишь неким природным основанием для его дальнейшего восхождения к Богу и осуществления своего нравственного призвания: <>«Будьте совершенны как совершенен Отец ваш Небесный (Мф. 5: 48).

Свт. Григорий Нисский: «Наше естество было создано Богом как некий сосуд, способный к принятию совершенства».

Тварная ограниченность естества преодолевалась Адамом с помощью божественной благодати, к которой он приобщался через непрестанное богообщение и созерцание славы своего Создателя.

Свт. Ириней Лионский: «Созданный и устроенный Богом человек соделывался по образу и подобию несозданного Бога, преуспевал мало-помалу и восходил к совершенству. Надлежало, чтобы человек прежде всего получил бытие, получивши возрастал, возрастая мужал, мужая укреплялся, укрепляясь усовершался, усовершаясь прославлялся, прославляясь удостаивался видеть Бога».

Тварное совершенство не является застывшей глыбой абсолютных качеств. Оно динамично и может проявлять себя по-разному. Например, растение на всех этапах своего существования обладает тварным совершенством: и как семя, в котором гармонично соединены все необходимые элементы, и как росток, где пропорции растения полностью соответствуют условиям полноценного развития, и как цветок, и как плод.

Другой пример — человеческая природа Иисуса Христа. Он был совершенным Младенцем, совершенным Отроком, совершенным Юношей, совершенным Мужем. При этом Его человеческая природа непрестанно изменялась, как и у всех людей.

Адам обладал не только тварным совершенством, но и многими божественными достоинствами: бесстрастием, нетлением, святостью, свободою и бессмертием. Однако эти качества свойственны были ему уже не по природе, а по благодати, к которой он был приобщен в самом акте творения и в которой возрастал через дальнейшее богообщение, — ибо по природе святостью, бесстрастием, нетлением и бессмертием обладает один Бог. Будучи образом Божиим человек был приобщен к этим дарам, но в случае отпадения от Бога он мог их утратить.

Прп. Симеон Новый Богослов: «Бог в начале, когда создал человека, создал его святым, бесстрастным и безгрешным, по образу и подобию Своему, и человек точно был тогда подобен Богу, создавшему его. Ибо святой, безгрешный и бесстрастный Бог и творения творит святые, бесстрастные и безгрешные. Но поелику неизменяемость есть свойство одного безначального и несозданного Божества, то созданный человек естественно был изменяем, хотя имел способ и возможность, при помощи Божией, не подвергнуться изменению».

Первозданный человек был безгрешным не в том смысле, что он по естеству не мог грешить, а в том, что в начале своего райского существования он по свободной воле жил вне греха. Грех не имел места в его богозданном естестве, но мог стать достоянием его свободной воли.

Свт. Иоанн Дамаскин: «Бог создал его по природе безгрешным и по воле свободным. Я говорю: «безгрешным» — не потому, что он не был восприимчив ко греху — ибо только Божество не доступно греху, — но потому, что возможность греха заключалась не в его природе, а скорее в его свободной воле». При содействии божественной благодати, он имел возможность пребывать и преуспевать в добре, а равно и, в силу своей свободы, при попущении Божием, оставить добро и оказаться во зле.

Безгрешность и святость Адама были не абсолютны, но относительны, они не были необходимыми свойствами его естества, но принадлежали его свободной воле. Человеку — существу хотя и прекраснейшему, но несамобытному и ограниченному — для богоугодного существования необходима была непрестанная помощь от Бога. «Ибо мы Им живем и движемся, и существуем» (Деян. 17: 25, 28). Всякое творение Божие, каким бы совершенным оно ни было, не способно к автономному, внебожественному существованию, ибо это противоречит самой природе тварного мира, созданного Богом и укорененного в Нем.

Прп. Макарий Египетский: «Бог, сотворив тело, назначил ему не из собственного естества его получать жизнь, пищу, питие, одежду и обувь; но все нужное для поддержания жизни определил ему заимствовать отвне, так что тело, сотворенное нагим, само по себе, без внешних пособий, то есть без пищи, пития и одежды, жить не может, и если бы оно оставлено было само себе, без всякого внешнего подкрепления, то скоро разрушилось бы и погибло. Так точно и душа, не имея сама в себе божественного света, но будучи сотворена по образу Божию, не из собственного существа заимствует себе пищу и питие духовное, и небесную одежду, то есть истинную жизнь свою, но от Бога, от Духа Его и от света Его».

Свт. Григорий Палама: «Человек в раю был причастником Божеского естества (2 Пет. 1: 4), причастником тех величайших благодеяний, которыми Бог по милости пополнил недостаток нашего естества».

Свт. Григорий Богослов: «Нетварные божественные энергии, преображавшие тварное естество Адама, были животворящей сердцевиной первозданного человека, залогом бессмертия, силой, возводящей его к Создателю. Желая окончательно укрепить свободную волю человека в добре, Господь дает закон для упражнения свободы; законом же была заповедь: какими растениями ему пользоваться и какого растения не касаться».

Свт. Василий Великий: «За соблюдение этой заповеди Господь обещает человеку безсмертие жизни и наслаждение вечных благ».

Составлено на основе книги прот. Вадима Леонова "Основы православной антропологии". М. Изд. МП, 2016