Состав человеческой природы:
ДИХОТОМИЯ или ТРИХОТОМИЯ?

Все богословы согласны с тем, что человеческая ипостась является сложной, она заключает в себе различные природы. Но сколько этих природ? В этом отношении богословы делятся на два лагеря – трихотомистов и дихотомистов.
Дихотомисты признают в человеке две природы: душу и тело.
Трихотомисты признают в человеке три природы: дух, душу и тело. Они считают, что дух отличается от души не менее радикально, чем душа отличается от тела.

Дихотомия

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». (Быт. 2: 7). «Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии». (1Кор. 6:20).

Св. Климент Александрийский: «Душа и дух – наименования одной и той же сущности».

Многие отцы Церкви понимают под духом Дух Божий.

Трихотомия

«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте. И ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа». (1 Фес. 5:23)

Св. Иустин: «Тело есть жилище души, душа — жилище духа».

Свщмч. Ириней Лионский: «Совершенный человек состоит из плоти, души и духа; дух — спасает и образует, плоть — соединяется и образуется, а душа — когда следует духу, возвышается, а когда угождает плоти, ниспадает в плотские и мирские похотения».

Сотворение человека, состоящего из души и тела, и вдуновение благодати – это моменты, которые надо различать лишь логически, в действительности — это единый акт сотворения, в котором одновременно сотворяются тело и душа, и одновременно сотворяемый человек запечатлевается благодатью Духа Святого и усыновляется Богу.

Трехсоставность человека: дух, душа и тело - одно из богоподобных свойств.

Жизнь тела человеческого заключена в душе, ибо тело животворит душу.

Жизнь души заключена в духе, которым она от Бога живится: «Духом святым всякая душа живится и чистотою возвышается» - (из богослужебного песнопения на Утрени).

А дух человеческий должен обильно насыщаться Святым Божиим Духом, который дается преизобильно, кто сколько может вместить.

Тело человека создано Богом «из праха земного» (Быт.2:7); оно принадлежит земле: «земля еси и в землю отыдеши» (Быт.3:19).

Телесной жизнью человек не отличается от животных. Телесная жизнь состоит в удовлетворении потребностей тела. Потребности тела многоразличны, но все они сводятся к удовлетворению двух основных инстинктов: 1) самосохранения и 2) продолжения рода.

Для общения с внешним миром тело человека наделено пятью органами чувств: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием. Весь этот аппарат человеческого тела необыкновенно сложен и премудро устроен, но сам по себе он был бы лишь мертвой машиной, если бы его не оживотворяла душа.

Значение тела
в составе человеческой природы

Последствия грехопадения в природе человека («кожаные ризы»): дебелость тела (плотность, грубость), смертность, тление (болезни, страдания…), необходимость выбора (искажение воли), страстность (укоризненные страсти).

Отношение к телу

Античная философия (Платон): «тело – темница» или «тело – гроб».

Христианство: человек в полном смысле – существо, состоящее из тела и души. Цель аскезы – не борьба с телесностью, а освобождение души и тела через достижение бесстрастия.

«Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.Если же делаю то́, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех... Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7:19-24)

Прп. Иоанн Лествичник: «Некто, увидев необыкновенную женскую красоту, весьма прославил о ней Творца и от одного этого видения возгорел любовью к Богу и пролил источники слез... Даже в падшем состоянии человеческое тело столь прекрасно, что может возводить человека к прославлению Творца».

Функции тела

Тело есть: жилище души, ее материальный носитель, инструмент, орудие души, один из уровней человеческой личности, граница личности, реализация творческих способностей человека, связующее звено между видимым и невидимым.

«Душа» - невидимая часть человеческой природы, которая роднит нас с ангелами. Душа, говорится в Священном Писании, есть главное сокровище в человеке. Прп. Ефрем Сирин: «Душа много любезнее Богу всех созданных им тварей». «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16:26).

Прп. Иоанн Дамаскин: «Душа есть сущность живая, простая и бестелесная; невидимая телесными очами; бессмертная, одаренная разумом и умом, не имеющая определенной фигуры; она действует при помощи тела и сообщает ему жизнь, возрастание, чувство и силу рождения... Душа, есть существо свободное, обладающее способностью хотения и действования; она доступна изменению со стороны воли».

Душа – это жизненная сила любого живого существа. Душа есть и у животных, но она вместе с телом была произведена землей. «И сказал Бог: да произведет вода душу живую... рыб, пресмыкающихся. И сказал Бог: да произведет земля душу живую... скотов, гадов, зверей... по роду их: и стало так» (Быт.1:20–24). И только о человеке сказано, что после создания тела его из праха земного Господь Бог «вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт.2:7).

Хотя душа человеческая во многом сходна с душою животных, но в высшей своей части она несравненно превосходит душу животных, именно благодаря сочетанию ее с духом, который от Бога. Душа человека является как бы связующим звеном между телом и духом, представляя собою, как бы мост от тела к духу.

Три основных состояния души: естественное, вышеестественное (сверхъестественное), нижеестественное.

Прп. Исаак Сирин: Человек в естественном состоянии способен познавать окружающий мир; в сверхъестественном состоянии способен познавать Бога; а в нижеестественном познает грех и страсть.

Три силы души: разумная, желательная и раздражительная; соответствуют понятиям: рассудок, воля и чувство.

Разумная сила души - это не ум, а интеллект, т.е. способность анализировать, рассуждать, делать заключения, выводы. Разумная сила души служит целям приспособления человека к окружающему миру. В своих рассуждениях она опирается на чувственный опыт, память и воображение. После грехопадения разумная сила души еще называется естественным, или плотским, разумом. С ее помощью человек рассуждает, мыслит, анализирует, создает понятия, представления, определения.

Раздражительная сила - это эмоционально-чувственная сфера человеческой души. Она является источником энергии для всех действий человека.

Желательная сила (пожелательная или вожделевательная) - служит для реализации намерений и стремлений человека. Это деятельная сила и нами она осознается как личная воля человека.

Органом тела, с помощью которого душа производит свою мыслительную работу, является мозг. Центральным органом чувства принято считать сердце. Оно является мерилом того, что нам приятно или неприятно. Сердце естественно рассматривается, как некий центр жизни человека, центр, в котором вмещается все, что входит в душу совне, из которого исходит все, что обнаруживается душою вовне. Желаниями человека руководит воля, которая не имеет для себя вещественного органа в нашем теле, а орудия для исполнения ее предначертаний, это наши члены, приводимые в движение при помощи мускулов и нервов. Результаты деятельности нашего ума и чувства, порожденные сердцем, оказывают то или иное давление на волю, и наше тело производит то или иное действие или движение.

Душа и тело тесно связаны друг с другом. Тело, с помощью органов внешних чувств, даёт впечатления душе, а душа, в зависимости от этого, управляет телом. Ввиду такой связи души с телом, их жизнь называют «жизнь душевно-телесная».

Однако, необходимо различать: жизнь телесную, как удовлетворение потребностей тела, и жизнь душевную, как удовлетворение потребностей души. Жизнь телесная состоит в удовлетворении требований инстинктов самосохранения и продолжения рода. Жизнь душевная состоит в удовлетворении потребностей ума, чувства и воли: душа хочет приобретать знания и испытывать те или иные чувства.

Происхождение человеческих душ

Богословские мнения (теологумены).

1) Мнение о предсуществовании человеческих душ.

Ориген: Все человеческие души были сотворены Богом одновременно равными по достоинству. Наказание из-за отказа созерцать Бога - ссылка душ в тела ангелов, людей или демонов (объясняет различие условий жизни людей).

Учение Оригена не согласуется со Священным Писанием, не способно объяснить факт Боговоплощения, связано с учением о всеобщем восстановлении – апокатастасисом; осуждено на V Вселенском соборе (553 г.) как ересь: учение умаляет искупительный подвиг Спасителя.

2) Мнение о творении человеческих душ - «креационизм» (от лат. creatio- творение, создание).

Каждая человеческая душа по отдельности творится Богом из ничего. Мнение преобладает в святоотеческой литературе. Объясняет разнообразие душ.

Креационизм не объясняет способ перехода греховной порчи от Адама на весь род человеческий, не объясняет наследование детьми от родителей различных душевных свойств и способностей.

3) Мнение о рождении человеческих душ - «традуционизм» (от лат. traductio—перемещение).

Человек наследует душу от родителей. Легко объясняет способ распространения последствий грехопадения от предков к потомкам.

«Традуционизм» не объясняет случаи несходства между родителями и детьми, находится в противоречии с понятием «простоты» души (её неделимости и неразрушимости).

«Креационизм» и «традуционизм» не противоречат друг другу: от родителей человек получает душу и тело; но личностью (неповторимой и уникальной) человек становится вследствие Богоугодной подвижнической жизни в согласии с волей Божией и преображающем его действии Божественной благодати.

Каждый человек – это неповторимая личность, новая форма образа Божия.

Тело и душа – это еще не полный человек. Над телом и душой стоит еще что-то высшее, а именно дух, который часто выступает в роли судии и души и тела и дает всему оценку с особенной, высшей точки зрения. Дух – это средоточие нашей личности, это то, что имеет характеристики нашего «я».

Блаженный Августин: «Ты создал нас для Себя, Господи, и мятется сердце человеческое, пока не успокоится в Тебе».

Свт. Феофан Затворник: «Дух, как сила от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога, и в Нем Одном находит покой. Неким духовным сокровенным чутьем удостоверяясь в своем исхождении от Бога, он чувствует свою полную зависимость от Него и сознает себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им».

Дух в человеке проявляется в трех видах: 1) страх Божий, 2) совесть и 3) жажда Бога.

1. «Страх Божий» – это не страх в обычном понимании этого слова: это благоговейный трепет перед величием Божиим, неразрывно связанный с неизменною верою в истину бытия Божия, в действительность существования Бога, как нашего Творца, Промыслителя. Спасителя и Мздовоздаятеля.

Все народы имеют веру в Бога. Еще древний писатель Цицерон, за две тысячи лет до нашего времени сказал: «нет ни одного народа, до такой степени грубого и дикого, чтобы не было в нем веры в Бога, хотя бы он и не знал Его существа».

2. Второе, чем проявляет себя дух в человеке, это – совесть. Совесть указывает человеку, что право и что не право, что угодно Богу и что неугодно, что должно и чего не должно делать. Но и не только указывает, а и понуждает человека исполнять указываемое, причем за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Совесть – внутренний судья – блюститель закона Божия. Совесть – голос Божий в душе человека.

3. Третье проявление духа в человеке свт. Феофан назвал «жаждою Бога». Ничем тварным и земным наш дух удовлетворяться не может. Какими бы земными благами не обладал человек, ему хочется чего-то большего. Человеческому духу от природы свойственно искать Бога, стремиться к соединению с Богом, жаждать Бога.

Таковы проявления духа в человеке, которые и должны быть руководящим началом в жизни каждого человека, т.е. жить в общении с Богом, жить по воле Божией и пребывать в любви Божией, а это значит, исполнять свое назначение на земле и наследовать вечную жизнь.

Составлено для слушателей взрослых групп Воскресной школы Спасо-Парголовского храма.