Жизнь после смерти
Откровение говорит нам не просто о сохранении духовной субстанции — оно говорит о бессмертии личности, о сохранении в вечности личностной самотождественности человека.
Свящ. Писание нам говорит, что Бог не сотворил смерти: "Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть..." (Прем. 2: 23—24). Таким образом, с точки зрения христианской антропологии, смертность не есть существенное свойство человеческой природы; она имеет случайный характер, связана со злоупотреблением свободой. Блж. Августин говорит, что человек не умер бы, если бы не согрешил. С этой мыслью согласны практически все отцы Церкви.
В Свящ. Писании о телесной смерти говорится как о переходе человека из одного состояния в другое, из одной формы бытия в другую. Апостол Петр говорит: "...скоро должен оставить храмину мою..." (2 Пет. 1: 14), а в следующем стихе он называет свою смерть "отшествием". Примерно в тех же терминах говорит о телесной смерти ап. Павел: "...когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах..." (2 Кор. 5: 1), или "...имею желание разрешиться и быть со Христом..." (Флп. 1: 23), или "...время моего отшествия настало" (2 Тим. 4: 6).
В Свящ. Писании говорится о невозможности уничтожения души, например: "не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить..." (Мф. 10: 28); "Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы" (Лк. 20: 38).
Вышеприведенные цитаты, а также известная притча о богатом и Лазаре (Лк. 16: 9—31) являются убедительным опровержением мнения адвентистов 7-го дня и некоторых других протестантов, которые учат, что душа человека умирает вместе с его телом и потом воскресает вместе с телом в последний день.
Свящ. Писание говорит о том, что душа сохраняет сознательное существование и после смерти, до дня Второго Пришествия и всеобщего Воскресения. В 1 Тим. (6: 16) говорится, что Бог есть Единый имеющий бессмертие. Как совместить эти слова с учением о бессмертии души?
В христианстве бессмертие души понимается как дар милости Божией. По словам свт. Епифания Кипрского, "Создавшему возможно уничтожить бессмертное", т. е. Бог, если бы захотел, мог бы уничтожить Свои творения, обладающие свойством бессмертия. Но сам по себе тварный дух по своей собственной воле не может самоуничтожиться.
Частный суд
Частным судом называется суд, который проходит каждый человек индивидуально после телесной смерти. В Свящ. Писании Ветхого Завета в Сир. (11: 26-27) о частном суде говорится: «Легко для Господа — в день смертный воздать человеку по делам его... и при кончине человека открываются дела его». В Новом Завете сказано: «...человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9: 27). Косвенным свидетельством о частном суде после телесной смерти является также притча о богаче и Лазаре.
Мздовоздаяние после частного суда
Православная Церковь различает два разных состояния после частного суда — для праведников и для грешников, которым соответствуют два места нахождения — рай и ад.
В Послании Восточных Патриархов (чл. 18, "О мздовоздаянии после частного суда") сказано: "Веруем, что души умерших блаженствуют или мучаются по делам своим. Разлучившись с телом, они тотчас переходят или к радости, или к печали и скорби; впрочем, не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения, ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит по общем воскресении, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно". Иначе говоря, и страдание, и блаженство, которое человек может получить после частного суда, носит предварительный характер.
Состояние душ праведных после частного суда
В Свящ. Писании само место пребывания праведников после частного суда называется "раем" (Лк. 23: 43, 2 Кор. 12: 4); "Царством небесным" (Мф. 8: 11; о, 3; 5, 10); "Царством Божиим" (Мф. 6: 33, 1 Кор. 15: 50); "Домом Отца" (Ин. 14: 2); "Иерусалимом вышним" (Гал. 4: 26); "небесами" (Лк. 12: 33-34).
Место нахождения праведников есть пребывание со Христом, Который сказал ученикам: «...приду опять и возьму вас к Себе» (Ин. 14: 1-3). Разбойнику благоразумному Господь сказал: «...истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23: 43). В Первосвященнической молитве Господь говорит: «...хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою» (Ин. 17: 24). Aп. Павел говорит: «...имею желание разрешиться и быть со Христом...» (Флп. 1: 23).
Состояние праведников не есть состояние праздного ожидания и бездеятельности или некое подобие сна — это состояние деятельное, которое предполагает молитву, личностное общение и познание. О познании апостол говорит: «...теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор. 13: 12). О том, что состояние праведных предполагает их общение между собой, говорит Господь: «...многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» (Мф. 8: 11). Усопшие узнают друг друга, например, богач, Лазарь и Авраам. Это общение есть общение не только между собой, но и с Ангелами (Евр. 12: 22-24).
Состояние душ грешников после частного суда
Об этом нам очень мало известно. Место пребывания грешников после частного суда Евангелие называет, во-первых, «адом» (Лк. 16: 23, Деян. 2: 51). «Ад» (греч. — ᾅδης) буквально означает «место, лишенное света». В Писании оно также называется «преисподними местами земли» (Еф. 4: 9), просто «преисподней» (Флп. 2: 10), «тьмой кромешной» (Мф. 22: 13; 25, 30), наконец, «темницей духов» (1 Пет. 3: 19). В православном исповедании (Чл. 68) сказано, что грешники пребывают «в местах осуждения и гнева Божия».
Грешники, в отличие от праведников, не имеют покоя: «...червь их не умирает, и огонь не угасает» (Мк. 9: 44). Причиной этих мучений являются угрызения совести и неудовлетворимая страсть. Ап. Павел говорит об этом состоянии: «Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое...» (Рим. 2: 9).
Скорбь и теснота усиливаются ведением о блаженном состоянии праведников, сознанием невозможности выйти из места мучения, ибо «...утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут...» (Лк. 16: 26).
Это различие в состояниях между праведниками и грешниками и невозможность по своей воле перейти из одного состояния в другое было уже в ветхозаветном шеоле. Хотя в шеоле пребывали и праведники, и нечестивые (Пс. 88: 49; Иов. 30: 23), тем не менее находились они в различном состоянии.
После сошествия Христа во ад праведники были Им из шеола изведены (1 Пет. 3: 18-20).
Грешники в аду также общаются между собой и друг друга узнают. Например, в Ис. (14, 9-10) говорится о сошествии во ад царя вавилонского, где его узнали. Аналогичное повествование имеется в Иез. (31: 16-17) — сошествие во ад царя ассирийского и в Иез. (32: 21) — сошествие во ад царя египетского. Но несмотря на то, что общение возможно и для грешников, это общение, в котором нет Бога, не приближает их к Престолу Божию.
Второе пришествие Христово.
Воскресение мертвых: его действительность,
всеобщность и одновременность.
По втором пришествии Христовом произойдет всеобщее и одновременное Воскресение мертвых.
«Действием могущества Божия все тела умерших человеков, соединяясь опять с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны» /Пространный Катихизис/
Таким образом, воскресение – это не создание новых тел и не духовное воскресение, а воссоединение души со своим телом.
«Смерть вторая» есть осуждение грешников на Всеобщем Суде. Она не коснется «воскресших в первое воскресение»: это значит, что духовно возрождаемые во Христе и очищенные благодатью Божией в Церкви не подвергнутся осуждению, но войдут в блаженную жизнь Царствия Христова.
Изменение природы человека при воскресении мертвых
Для вхождения в жизнь вечную наша природа должна измениться, стать соответственной условиям будущей жизни. В этом смысле наша смерть и воскресение осуществляют великую идею перерождения человека, перехода из душевного бытия в духовное, от смерти к жизни, от тления к нетлению.
Об этой тайне преображения человеческой природы через смерть и воскресение учит апостол Павел: «скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело…Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное...» (1 Кор. 15: 35–54).
Грех исказил и раздробил нашу земную природу, поэтому, истлевая в земле и воссоздаваясь заново, человек, если он покрыл свои грехи покаянием и благодатью Божией, избавится от повреждений природы и воспримет ее преображенною и совершенною, без телесных и душевных ран.
Духовные силы и свойства человека, подавленные здесь, на земле, личной греховностью, тлением, «кожаными ризами», после воскресения обретут возможность для реализации в полную силу.
При воскресении душа каждого человека воссоединится со своим телом. Именно со своим, а не с каким-либо другим, однако в этом теле уже не будут действовать законы тления и смерти (см.: 1 Кор. 15: 53, также Рим. 8: 11).
1. В древности высказывались мнения (Оригеном и его сторонниками), что человек при воскресении приобретет совершенно новое тело (так Ориген толковал слова апостола Павла о том, что сеется тело душевное, восстает тело духовное). По его мнению, тело человека станет каким-то эфирным, прозрачным и к тому же сферичным, ибо сфера в античном представлении – нечто совершенное. ЭТО УЧЕНИЕ БЫЛО ОСУЖДЕНО ЦЕРКОВЬЮ: «Кто утверждает, что Тело Господа по Воскресении сделалось эфирным и приняло сферическую форму, каковыми телами в воскресении облекутся и все разумные твари, кто утверждает, что как Христос совлекся Своего земного тела, так и все разумные существа не будут иметь в воскресении подобных настоящим тел, да будет анафема». Это осуждение подтверждено решением V Вселенского собора (553 г.).
2. В истории Церкви возникали и противоположные учения, утверждавшие, что тело будет таким же, как и теперь, но только бессмертным. Прп. Максим Исповедник обличал таких лжеучителей: «если, как они говорят, что без всякого изменения, по образу теперешней жизни восстанет тело, составленное из взаимоборствующих соков, и будет поглощать пищу по страшном Божием пришествии после скончания мира сего, то и не знаю уж, что иное защищают они этими речами, как не вечность смерти и бесконечность гибели. Ведь коли смерть есть гибель тел такого состава, а составное тело всегда повреждается притоком пищи, развеиваемое потоком из-за природного взаимопротивостояния своих соков, из которых и состоит, то, значит, утверждая, что, благодаря им тело будет существовать после воскресения, эти лжеучители провозглашают, что смерть сохранится навсегда. Должно верить, что само тело восстанет по сущности и виду нетленным и бессмертным и, говоря словами апостола, вместо душевного – духовным (см.: 1 Кор. 15: 44), ибо ничего в нем не останется от входящего в его состав свойства меняться к гибели, как ведает Бог, Который превращает тело в нечто неизменное и драгоценное».
Возможно, что какие-то функции человеческой природы исчезнут или получат иное предназначение. Об этом говорит апостол Павел: пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое (1 Кор. 6: 13). Изменится способ бытия человека, и тем не менее естество человека после воскресения будет именно наше, которое мы имеем сейчас, но в преображенном виде. Ибо именно с этим телом мы совершали грехи и добродетели, потому именно с ним должны предстать на Суд Божий.
Часто возникает вопрос: каким будет земной возраст преображенных тел? Существуют разные мнения.
Одни считают, что это будет возраст человека в момент смерти. Причем предполагается, что если воскрес младенец, то он уже не будет беспомощным, ибо воскресшие тела получат особые силы и свойства. Также и пожилые люди избавлены будут от немощей и станут вполне дееспособными.
Другие предполагают, что все люди воскреснут в одном возрасте. В качестве образца предлагался земной возраст Господа Иисуса Христа – 33 года.
Страшный суд Христов
На Страшном суде обнаружится перед всеми реальное духовно-нравственное состояние каждого человека, которое выражалось во время земной жизни в его личных поступках, делах, словах, мыслях: совесть каждого человека откроется пред всеми, и обнаружатся не только все дела…, но и все сказанные слова, тайные желания и помышления.
На Страшном суде каждый человек узнает о своей будущей жизни, в глобальном же плане человечество будет разделено на два лагеря – на праведников и грешников, то есть людей, которые наследуют блаженство с Богом, и тех, которые обрекли себя на вечные мучения. Кто с чем сроднился, тот там и окажется. Никакие внешние атрибуты человеческой жизни (богатство, слава, социальное или церковное положение, научные и общественные заслуги и т. д.) не будут иметь значения, ибо нет лицеприятия у Бога (Рим. 2: 11).
После Суда никто не сможет упрекнуть Бога в несправедливости и немилосердии.
Состояние осуждения.
Степени мучений, их вечность
После Страшного суда часть человечества, может быть, весьма значительная, будет направлена на вечные страдания с диаволом и падшими духами: «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и Ангелам его… И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25: 41–46). В Священном Писании это окончательное осуждение называется смертью второй.
У святых отцов высказывается мысль, что страдания будут различными в соответствии с нравственным состоянием человека. Как существуют различные обители рая для праведников, так и существуют различные по степени мучений темницы ада. Возможен ли будет переход из одной темницы в другую – неизвестно.
В III веке Ориген выдвинул идею апокатастасиса. Согласно Оригену сила Креста Христова столь велика, что никакая злая воля не может ей противостать, даже лично диавол. Поэтому неизбежно должно произойти всеобщее восстановление поврежденного тварного мира, в том числе и падших духов, в блаженном богоугодном состоянии.
Святые отцы посчитали эту мысль ошибочной. Если некоторые разумные существа сознательно и свободно отвергли жизнь с Богом и уклонились во зло, то Бог предоставляет им возможность жить вне Себя, вне истинного блага и блаженства. Что и составляет сущность вечных мучений.
Блаженство праведных.
Степени блаженства.
Вечность блаженства
Те, кто удостоится оказаться на Страшном суде по правую сторону от Христа, услышат Его радостные слова: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25: 34).
Источником блаженства для праведников будет прежде всего Сам Бог, радость богообщения. Более того, в вечной жизни праведники будут уже неуклонны в доброделании и продолжат духовно совершенствоваться и наследовать все большую полноту блаженства.
Для вечного блаженство необходимо обновленное естество, очищенное от страстей и греха, и они его получат после воскресения.
Каковы же особенности преображенной человеческой природы?
1) Естество человека будет нетленным. Апостол Павел говорит: «Сеется в тлении, восстает в нетлении» (1 Кор. 15: 42). Это означает, что уже невозможно будет никакое распадение естества и смерть человека: «сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых... умереть уже не могут» (Лк. 20: 35–36), ибо в новом мире ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет (Откр. 21: 4).
Исчезнет потребность и в обыкновенной пище, так как Бог восполнит Своей благодатью ограниченность человеческой природы: «не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их» (Откр. 7: 16–17).
Прекратится и процесс деторождения. Как Ангелы не изменяют своего числа, так и люди после воскресения размножаться уже не будут: «чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения» (Лк. 20: 34–36).
2) Человеческое естество будет обладать благодатной силой: «сеется в немощи, восстает в силе» (1 Кор. 15: 42). Немощь нынешнего естества состоит в том, что оно не может выносить длительного напряжения, ему требуется отдых в той или иной форме, питание для подкрепления. Это заставляет нас отказываться от каких-то высоких целей, ибо «дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26: 41). Мы часто не можем осуществить свои духовные запросы потому, что естество немощно и ограниченно.
В противоположность этому в теле воскресения появится сила, то есть тело не будет знать никакого утомления, поэтому не будет нуждаться ни в сне, ни в отдыхе, ни в пище, ни в питии.
3) Человек из душевного станет духовным: «сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1 Кор. 15: 44). Что это значит? В данном случае слово «тело» означает не просто видимую часть природы, но все естество человека, потому что тело само по себе не может быть ни душевным, ни духовным. Душевное тело – это естество, ориентированное на удовлетворение душевных потребностей и страстей, то есть земных желаний и чувственных удовольствий. Духовное тело – это естество, направленное на духовные потребности, прежде всего стремящееся к Богообщению. Дух господствует в таком человеке, формируя принципиально иной тип жизни: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3: 16).
Человек хотя и сохранит материальность и вещественность, будет способен неограниченно перемещаться в пространстве без технических средств. На это прямо указывает апостол Павел: потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (1 Фес. 4: 17).
4) Человеческое естество будет обоженным, причастным славе Божией: «сеется в уничижении, восстает в славе» (1 Кор. 15: 43). Когда мы хороним тело, то видим его бесславно и безобразно. Тем не менее в Священном Писании прямо говорится, что Господь уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его (Флп. 3: 21). Значит, тело восстанет в славе Божией, то есть будет обожено и пронизано божественным нетварным светом, может быть, даже более, чем у Адама до грехопадения. Об этом свидетельствует Господь: «тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф. 1: 43).
Однако эта слава будет различной у разных людей в зависимости от степени их духовного совершенства. Апостол Павел сравнивает их славу со светом небесных светил: Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых (1 Кор. 15: 41–42).
Бесконечное Царство Христово
После Страшного суда, когда все разумные существа получат свои определения для дальнейшего вечного бытия, наступит новая эра тварного мира – бесконечное Царство Христа, или Царство Божие, о чем в Символе веры сказано простыми словами: «Егоже Царствию не будет конца. Об этом предсказывал Архангел Гавриил Пресвятой Деве Марии: Царству Его не будет конца» (Лк. 1: 33).