Прп. Иоанн Лествичник: «Мы, христиане – не плотоубийцы, а страстоубийцы».
Свт. Феофан Затворник: «Надо все делать во славу Божию, наперекор живущему в нас греху».
Что есть искушение?
Искушение — есть испытание человека на верность Богу и Его заповедям; испытание человека на нравственную устойчивость в добре, попущением греховного соблазна; испытание, в котором обнаруживаются (выявляются и раскрываются) истинные свойства души человека — хорошие (при нравственной устойчивости) ИЛИ плохие (при нравственной неустойчивости).
Искушению предшествует «помысел», который может развиться в мысленное услаждение грехом (как некое лакомство греховным чувством и воображением), затем наступает греховное желание, а затем и греховное действие.
Таков процесс греха по учению отцов Церкви. Человек должен стараться не допустить его свершения, изгнать его из сердца, быть всегда на страже (как воин на передовой) и стремиться жить по воле Бога, Его Заповедям, дабы подвигаться вперед на «завоевание Неба».
Искушение является также средством нравственного совершенства (Иак. 1:12), и потому христианину подобает ожидать искушений, которые для него неизбежны, причем ни делать его, ни искать сам не должен, чтобы не случилось с ним падения, как с апостолом Петром (Ин. 13: 37-38; Марк. 14: 16-32).
О коварстве греха
Архиепископ Иоанн (Шаховский): «Грех манит тем, что он «похож на свободу»; но это мнимая свобода, «поддельная правда», замаскированная и оправдывающая себя ложь, неверная радость, ложный простор, сиюминутное утешение; он «вроде благодати», но это не благодать… Ведь и блуд «сродни любви», но любви ложной и смертельно-губительной, ибо блудники Царства Божия не наследуют. Человек самообольщаясь, обманывает себя. Это и есть грех».
Св. прав. Иоанн Кронштадтский: «Грех быстр, как молния, и может заразить душу, не бодрствующую, в одно мгновенье своим пагубным ядом (т.к. одно мгновение рассеяния с самоугодным настроением, может для человека обернуться годами, а для нераскаянных грешников и вечными страданиями), но внимающему непрестанно и имеющему в сердце страх Божий он не причинит вреда, ибо такого охраняет благодать Божия и святой Ангел хранитель».
Высказывания св. Иоанна Кронштадтского:
«Видеть грехи свои в их множестве и во всей их гнусности — действительно есть дар Божий, подаваемый как следствие усердной молитвы. Сознание грехов затмевается, надо его прояснять, чувство заглушается, притупляется, нужно его пробуждать;
воля тупеет, обессиливает для исправления, надо ее принуждать; Царство Небесное силою берется (Мф. 11: 12). Покаянию помогает сознание, память, воображение, чувство, воля. Как грешим всеми силами души, так и покаяние должно быть вседушевное. Покаяние только на словах, без намерения исправления и без чувства сердечного сокрушения о грехах и окаянстве своем - называется лицемерным. Покаяние должно быть искреннее и совершенно свободное, а никак не вынужденное временем и обычаем или лицом исповедующим. Исповедь должна быть сердечная, глубокая и полная».
Устроение человеческой души по отношению к страсти
По прп. авве Дорофею («Душеполезные поучения»)
Действует по страсти тот, кто произволяет ей и приводит её в исполнение.
Сопротивляется ей тот, кто не действует по ней, но и не отсекает ее, но борясь, как бы минует страсть, однако имеет ее в себе.
А искореняет страсть тот, кто подвизается и противостоит ей противоположной добродетелью, через непрестанный труд по её усилению.
Основные правила для борьбы со страстями
Для успешной борьбы с каждой страстью необходимо твердо помнить и придерживаться следующих основных правил.
Избегать поводов и причин возбуждения и питания в душе страстей.
Отсекать страсть в самом начале её проявления.
Легко вырвать с корнем малую былинку и очень сложно искоренить большой сорняк, ставший как дерево. Борьба с грехом начинается с борьбы с умственными помыслами - прилогами. Грех, прежде чем осуществиться делом, зарождается в помыслах, поэтому необходимо пресекать его в первомыслии. Это осуществимо молитвой к Богу, самоукорением, самоосуждением, покаянным сердечным чувством и волевым усилием над собой в противостоянии греху.
В борьбе со страстями не следует унывать. Если и случится падение, то раскаявшись, вновь и вновь восставать, и шествовать ко Христу, преодолевая греховные наклонности и привычки.
Никогда не следует в самонадеянности полагаться только на свои силы и волевые качества, но упование свое возлагать на Господа.
Успешно искореняется каждая страсть деланием добрых дел, противоположных страсти. Каждая страсть имеет противоположную добродетель. Поэтому каждая страсть и искореняется противоположной ей добродетелью: например, себялюбие – любовью ко всем, гордость – смирением, малодушие – терпением, чревоугодие и пьянство – воздержанием, плотская страсть – целомудрием и чистотой, гнев – кротостью, сребролюбие и корыстолюбие – милостыней и нестяжательностью и т.д.
Подумай…
Прп. Нил Синайский: «Исследуй конец всякого поступка прежде его начала…»
Прежде чем позволить себе поступить по тому или иному возникшему в душе греховному влечению (желанию), подумай о последствиях этого греха и тебе откроется его нравственный характер и плод (горький или сладкий).
Подумай о последствиях греха для тебя самого…
Подумай о другом или других участниках греха…
Подумай о предстоящей тебе исповеди…
Подумай о предстоящем и неизбежном – частном, а затем и страшном Божьем Суде.
Помни предупреждение свт. Иоанна Златоуста: «Совершая тот или иной грех, что ты при этом приобретёшь и что потеряешь? Потери при этом несказанно большие…».
Пособие к избежанию греха
Свт. Тихон Задонский
Первое. Молитва частая, смиренная, прилежная, с сокрушением сердца. «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение», — говорит Христос (Мф 26:41).
Второе. Память смертная: «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» (Сир. 7:39). По смерти суд Христов: от суда — или в муку вечную, или в блаженство вечное будет определение. За подвиг веры, которая Христа умершего и воскресшего из мертвых превозносит, и с помощью Него против греха подвизается, — блаженство вечное; за грех — мука вечная.
Третье. Избегать злых бесед; слух и зрение беречь, храниться от соблазнов.
Четвертое. Беречься и от самых малых грехов, поскольку малые ведут к большим.
Пятое. Помнить, что грех — временная сласть, а за него вечная мука будет.
Шестое. Иметь Бога всегда перед собою, «жить в Богоприсутствии», - помышлять, что Он везде присутствует, все видит и знает, и каждому воздает по делам его, может согрешающего в тот же час поразить праведным судом.
Седьмое. Приводить на память примеры наказаний за грехи, как-то: бывший всемирный страшный потоп; сожженные Содом и Гоморру; израильтян, пораженных в пустыни, задавленных Силоамской башней и прочее.
Восьмое. Помышлять, что за грехи наши Христос Сын Божий мучен был и умер. Тебе ли делать то, за что Христос такие страсти претерпел, и грехами снова Сына Божия распинать (Евр. 6:6)? Как это страшно...
Девятое. Смотреть и на ныне бываемые казни Божии за грехи.
Десятое. Читать или слушать часто и прилежно святое Божие слово и ему внимать.
Одиннадцатое. Не смотреть, что люди делают, но что закон Божий учит и в Церкви проповедуется.
Двенадцатое. Прочитывать жития святых, против греха подвизавшихся, и им в том подражать.
Как грех, так и добродетель начинает развиваться с помыслов. Святоотеческий совет: «займи ум твой богоугодным делом и избежишь греха; праздный ум мастерская диавола».
В преодолении греховных помыслов старайся, чтобы ум твой всегда был занят богоугодным деланием:
а) Памятованием о Боге, а не воспоминанием (что часто бывает), соблазняющих тебя лицах, предметах или роде деятельности.
б) Богомыслием (размышлением над словами Священного Писания, его откровений, тайн и смыслов), чтоб избежать праздномыслия, празднословия и праздного времяпрепровождения.
в) Молитвенным Богообщением.
г) В молитвенно-покаянном духе самонаблюдением и самоанализом - в противостоянии различным соблазняющим к греху начинаниям.
Прот. Артемий Владимиров: «Важно жить с покаянием о греховном прошлом (с множеством допущенных грехопадений, упущений в доброделании, уклонений от следования Божьим Заповедям, своём недостоинстве, скудоумии, бесплодии…) и крепким намерением – жить по заповедям в настоящем и в будущем!»
Свт. Феофан Затворник: «Блажен человек, который, возлюбив путь веры и добродетели,
- стыдится угождать влечениям чувственности,
- умные очи его ясно различают добро и зло,
- он всегда зрит Бога пред собою,
- любит всех как своих родных братьев,
- со страхом и трепетом служит Богу и ближним всеми делами своими,
- и которого не могут отклонить от правого пути никакие угрозы, ни даже смерть».