Светское понимание личности
Личность — это человек как общественное и природное существо, наделенное сознанием, речью, творческими возможностями. /Энциклопедический словарь/
В психологии:
✦ Любой человек, обладающий сознанием.
✦ Человек, обладающий таким уровнем психики, который делает его способным управлять своим поведением и психическим развитием.
В современной культуре слово "личность" имеет три смысла:
✦ личность как системообразующая характеристика внутренней жизни человека (то внутреннее, что организует и объясняет внутреннюю жизнь и поведение человека);
✦ личность как особь с особенностями (с определенной совокупностью привычек);
✦ личность как звание (личностью – не рождаются, личностью - становятся!)
Богословское понимание личности
Личность - есть несводимая к природе, свободная, открытая, творческая, уникальная, целостная в смысле как неделимости, так и нерушимой идентичности, непознаваемая аналитическими объективирующими методами онтологическая основа человека, определяющая образ бытия его индивидуализированной природы.
«Образ Божий» и «личность»
«Образ Божий» и «личность» – понятия взаимосвязанные, но не тождественные.
Образ Божий есть неотъемлемая данность, постоянно содействующая сближению человека с Богом. Он всегда имеет духовно-положительную направленность и является онтологическим основанием для личности.
Личность – это проявление образа Божия в человеке и, как все иные проявления образа Божия (разум, творчество, свобода, бессмертие и др.), может иметь различную нравственную направленность и изменяться по ходу существования человека – как совершенствоваться, так и деградировать.
Понятия «образ Божий» и «личность» взаимосвязаны друг с другом.
Бог есть Личность, и человек есть личность, потому что он наделен образом Божиим.
Личностное бытие – это проявление образа Божия, то есть взаимосвязь понятий выстроена по типу причины и следствия.
Личность – самое ценное в человеке
Каждый человек важен для Бога не как элемент тварной природы, но именно как уникальная личность, способная воспринимать благо и дарить любовь.
В Священном Предании Церкви понятие личности соотносилось со словами «сердце», «владычественное», «ум», «внутренний человек», «самовластие», «дух», «душа».
Личностный мир человека – совокупность отношений к себе, к миру, к другому, желаний, свободных выборов, а также ответственность за всё это. Личностный мир человека принадлежит только ему, и носит всегда субъективный и индивидуальный характер.
Основные характеристики человеческой личности
Личность есть одно из проявлений образа Божия в человеке.
В обыденном языке четко разграничены два уровня отношения к человеку:
✦ как к уникальной личности (о человеке как личности ставится вопрос «кто?»),
✦ как к природному существу (о человеческой природе мы спрашиваем «что?»).
Личность не существует сама по себе вне конкретной природной субстанции.
Личность получает бытие вместе с душой и телом человека и им не предсуществует. То есть зачатие и рождение всякого человека относится не только к естеству, но и к личностному началу.
Личность, получив от Бога начало бытия, далее неуничтожима, несмотря на все природные изменения, что сообщает каждому человеку вечный, непреходящий смысл жизни.
Человеческая личность («Я») не просто пребывает в естестве человека, но четко осознает себя «владыкой», «хозяином», «собственником» своей природы, содержит и формирует ее неповторимым образом. Это выражается в фразах: «мое тело», «моя душа» и т. п.
Личность задает уникальный способ существования своей природе, который проявляется как в мелочах (почерк, походка), так и в глобальной духовной перспективе (жизнь с Богом или сближение с падшими духами).
Именное личностное начало делает человека узнаваемым в разные периоды его жизни, несмотря на постоянные природные изменения (возрастание, старение, преображение, воскресение).
Отношения личности и природы в человеке динамичны и могут принимать разные формы.
В соответствии с замыслом Божиим человек как личность должен овладеть своей природой и усовершенствовать ее так, чтобы она не только ни в чем не препятствовала, но и содействовала осуществлению его предназначения. Предельный идеал в этом для человека – Божественное бытие, где каждая Ипостась обладает всей полнотой единой Божественной природы.
Возможен и другой тип взаимодействия личностного и природного в человеке.
Личность может поработиться своей природе, так что постепенно все более переключается на обеспечение природных потребностей и не реализует свое божественное предназначение. Насколько личность обусловлена природными потребностями, настолько она и деградирована.
Развитие личности проявляется во всё большем овладении своими природными свойствами и управлении ими.
В повседневной жизни это выражается прежде всего в способности преодолевать свое «хочу» (или «не хочу») в пользу божественного «надо» (то есть воли Божией).
Личность абсолютная и тварная
В богословии различают понятия личности абсолютной и тварной. Абсолютные личности – это Отец, Сын и Святой Дух. Тварные личности – это люди и Ангелы.
Абсолютные Божественные личности совершенны, неизменны, вечны. Тварные личности призваны к совершенству, изменяемы, имеют начало, но далее неуничтожимы.
И после смерти, и в раю, и в аду в человеке сохраняется личностное начало.
Личность нуждается в общении с другими личностями
Личность раскрывается, изменяется и обогащается в диалоге.
Человек имеет онтологическую потребность в общении с другими личностями: Богом, Ангелами и людьми. По этой же причине человек стремится к созданию семьи.
Личность жаждет слышать и быть услышанной.
Высшая форма межличностного общения – любовь
В любви личность всецело отдает себя любимому и в то же время всецело обретает его. В любви двое становятся единством без утраты личностной уникальности. Более того, личность получает возможность раскрыться в новом пространстве – личностном пространстве другого. Любовь – это главное средство для познания личности.
Понятия «образ Божий», и «личность» не подлежат формальному определению
Поскольку образ Божий и личность человека «укоренены» в Боге, Который не подлежит определению, то и данные понятия не охватываются человеческим словом. Однако отсутствие строгих определений отнюдь не лишает нас возможности конструктивно использовать эти термины при антропологических рассуждениях. По сути, в христианской антропологии слова «образ Божий» и «личность» – это во многом слова-знаки, указывающие на таинственную глубинную реальность в человеке.
Личный свободный выбор
Своеобразие личности более всего раскрывается в диалоге и в поступках, основанных на личном свободном выборе
Личный свободный выбор – исходная точка всякого человеческого поступка. В этих действиях происходит актуализация личности, обнаруживается ее содержание.
Например, если человек захотел пить, то это естественное проявление его природы. Но как личность он выбирает напиток и удовлетворяет возникшую естественную потребность (пьет воду, чай, вино…).
В поступке человек принимает на себя ответственность перед Богом, людьми и окружающим миром. На основании совершенного им выбора, принятого решения он будет судим пред Богом.
ИМЯ
Необходимым атрибутом личности является ИМЯ – словесное наименование, которое ассоциируется с конкретной личностью.
Имя – это не личность, оно не содержит в себе личностное начало, но оно позволяет обратиться к личности и вступить с ней в диалог.
Имя вторично по отношению к личности. В идеале имя должно содержательно соответствовать именуемой личности.
После грехопадения в силу помрачения человеческого сознания люди не способны давать такие богоугодные имена. И все же общение с личностью происходит посредством имени, пусть даже и весьма произвольного.
Именно личность получает от Бога таланты, распоряжается ими и будет отвечать за свой выбор и поступки перед Создателем.
В отношении каждой личности Бог имеет Свой неповторимый замысел, который, однако, не является предопределением.
В его реализации каждая личность абсолютно свободна и ответственна перед Богом.
Атрибуты личности
Самосознание – способность созерцать самого себя как разумное существо, отличное от других, как неповторимое, неделимое «Я».
В определенном смысле личность – это и есть осознающее себя в своей уникальности свободное сознание. Субъективно опознание себя как личности происходит путем рефлексии.
Самоопределение – способность осознавать себя в пространстве бытия, наблюдать движение своего «Я» во времени, в истории.
Свобода – независимость личности (даже от Бога) при принятии решений.
Выбор – способность предпочитать, выбирать, принимать решения и реализовывать их.
Вера – способность самоопределяться без опоры на личный опыт, теоретические рассуждения и природные основания.
Ответственность – готовность принимать на себя последствия принятых решений и совершенных поступков.
Кроме этого, личностную обусловленность имеют большинство категорий из нравственной сферы жизни человека: добро, зло, истина, справедливость, доверие, сомнение, надежда, любовь, благоговение, страх и др.
Неотъемлемыми атрибутами личности являются также творчество, владычество, бессмертие, целостность, неделимость, уникальность и др.
Личностная терминология
Излагая учение о человеке, удобно использовать три подхода: личностный, природно-личностный и природный, которым соответствуют три термина – «личность», «индивидуальность» и «индивид».
Личность
В.Н. Лосский: личность есть несводимость человека к природе.
Личность = конкретный человек (индивидуальность) – общая человеческая природа.
Если мы хотим осознать личностное начало в человеке, то должны как бы не замечать в нем общие для всех людей природные характеристики и увидеть в нем то начало, которое отличает его от других людей, делает его неповторимым.
Индивидуальность
Конкретный человек, рассматриваемый как целостный природно-личностный субъект, в своем неповторимом своеобразии.
При индивидуальном подходе, в отличие от личностного, человек должен быть описан целостно с учетом как личностных характеристик (самосознание, самоопределение, свобода и др.), так и природных свойств (разум, воля, чувства, телесное устроение и т.д.
Индивидуальность = личность + общая человеческая природа.
Индивид
Человек, рассматриваемый в общем природном или социальном аспекте как единичный представитель какой-либо однородной группы людей, без учета его уникальных личностных характеристик. Например: человек, мужчина, женщина, студент, покупатель, клиент и т. д.
Если какое-либо рассуждение не учитывает личностную специфику конкретных людей, то в этом случае люди рассматриваются как индивиды (пример такого высказывания: «для жизни человеку необходим дом, семья, работа и пища»).
Индивид = конкретный человек (индивидуальность) – личность.
«Лик», «лицо», «личина»
Павел Флоренский предложил описывать ключевые состояния личности с помощью терминов «личина», «лицо», «лик».
«Личина» – личность, которая живет вопреки богообразности; «лицо» – личность на пути стяжания подобия Божия; «лик» – личность, достигшая подобия Божия в такой мере, что для других ее богообразность становится явной.
Данное терминологическое различение представляется очень важным и удобным для описания развития или деградации личности человека.