Понятие об образе Божием
Человек появился не случайно, не в ходе эволюции, а в результате дарования Богом Своего образа Своему творению.
И сказал Бог: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1:27).
Из всех существ видимого мира ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕК сотворен по образу Божию.
Свт. Василий Великий: "Человек есть разумное творение Бога, созданное по образу своего Творца".
Святые Отцы видели богообразность в:
✦ в царственном достоинстве человека, в его превосходстве над другими творениями видимого мира;
✦ в бессмертии души,
✦ в способности души к богопознанию;
✦ в разуме и свободе;
✦ в духовности.
Образ Божий — это богодарованное начало, позволяющее человеку жить в единстве с Богом и наделяющее его божественными свойствами.
Образ Божий в человеке не может быть уничтожен, его невозможно сделать нравственно негативным, можно лишь ослабить его влияние в человеке через совершение грехов.
Как выявить богообразные свойства в человеке?
Если рассматриваемое свойство человека имеется в Боге и отсутствует в неразумном тварном мире, — то это одно из проявлений образа Божия; если же его нет в Боге, но оно присутствует в тварных существах, не имеющих образа Божия, — то это свойство тварной природы.
Чтобы приблизиться к уяснению понятия «образ Божий», святитель Григорий Нисский предлагает пример с зеркалом. Зеркало, когда устроено искусно и сообразно с потребностью, тогда на чистой своей поверхности в точности показывает черты видимого в нем лица.
То же произошло и с душою: приготовив себя сообразно с потребностью и отринув от себя всякую вещественную скверну, она отразила в себе чистый Образ ничем не поврежденной Красоты.
Изучая феномен зеркального отражения, можно сделать несколько важных наблюдений.
✦ Человек отражается в зеркале, и это отражение правомерно считать образом человека.
✦ Зеркальное отображение имеет двойную принадлежность: конкретному человеку и конкретному зеркалу.
✦ Отражаясь в зеркале, человек не утрачивает чего-либо в своей природе, но и не приобретает.
✦Даже если зеркал будет множество, отражаясь в них, человек остается неизменным.
✦При отражении человека природа зеркала также не изменяется. Отражение – реальное явление, но оно не есть часть природы зеркала.
✦В разных зеркалах один и тот же человек отражается по-разному в силу уникальных свойств каждого зеркала (кривизна, неровности, шероховатость, качество отражающего слоя и т. д.).
Человек может не только отражаться, но и отражать, т. е. быть в определенном смысле зеркалом для Бога.
Тогда в отношении образа Божия в человеке справедливы нижеперечисленные соображения.
1. Каждого человека можно уподобить духовному зеркалу, в котором отражается Бог.
Отражение Бога в человеке — это и есть образ Божий.
2. Образ этот принадлежит Богу, так как это Его «отражение» (как и мы, смотрясь в зеркало, говорим: «это я»). В то же время отображение Бога в человеке принадлежит и человеку, ибо именно человек есть носитель образа Божия.
То есть образ Божий имеет двойную принадлежность.
3. Отражаясь в человеке, Бог не утрачивает чего-либо в Своей природе и не приобретает: несмотря на то что людей необозримое множество, отражаясь в них, Бог остается неизменным.
4. Отражение Бога в человеке не устраняет его тварности, не изменяет онтологический статус человеческой природы, т. е. она всегда остается человеческой даже при восхождении на высшие ступени святости.
Образ Божий — реальное явление, но он не есть часть природы человека — это ни дух, ни душа, ни тело, но высочайший божественный дар.
5. В каждом человеке Бог отражается неповторимым образом, в силу уникальных свойств каждой личности.
На основании Предания Православной Церкви об образе Божием можно сказать следующее:
1. Образ Божий в человеке позволяет преодолеть пропасть трансцендентности между Творцом и творением, ибо именно по причине своей изначальной богообразности люди способны познавать Бога и вступать в общение с Ним.
2. Образ Божий является онтологическим основанием для общения человека с другими личностями: Богом, ангелами и людьми.
3. Образ Божий является сущностной характеристикой человека и отличает его от всех иных созданий в чувственном мире.
4. Образ Божий, реализовавшись в каждом конкретном человеке при рождении, далее уже неуничтожим. Он не может быть устранен личным грехом или «похищен» смертью.
Самое существо души нашей — образ Бога.
И по падении в грех душа пребывает образом! И вверженная в пламень ада душа грешная, в самом пламени ада, пребывает образом Божиим!
5. Образ Божий является внутренним духовно-положительным полюсом в жизни человека, указывающим на Первообраз и возводящим к Нему.
При чистоте образа Божия человек становится удобопреклонным к добру.
6. Энергийный аспект: образ Божий позволяет человеку участвовать в божественной жизни. Он имеет внутреннюю благодатную преображающую силу. Он воздействует на человека, формирует его и призывает ко благу (например, через голос совести).
7. Сила образа Божия может быть значительно ослаблена греховной безобразной жизнью и, наоборот, воссоздана через Крещение, покаяние и доброделание.
8. Наличие образа Божия усматривается в божественных качествах или высших проявлениях человека.
Они именуются чертами (проявлениями) образа Божия. Однако эти черты и сам образ Божий — не одно и то же, подобно тому как свет и тепло есть проявления (качества) солнца, но сами по себе солнцем не являются.
Черты эти обнаруживаются в человеке настолько, насколько он живет в соответствии с волей Божией.
9. Человек, живущий в соответствии с образом Божиим, преображается и совершенствуется; этот процесс именуется достижением ПОДОБИЯ БОЖИЯ.
10. Образ Божий, запредельный для телесных чувств, слова и разума, можно «увидеть» в другом человеке посредством христианской любви.
Любовь к человеку в истинном, евангельском смысле есть стремление к самому ценному в нем — к образу Божию, поэтому любовь к Богу и к ближнему — по сути два проявления единого стремления к Богу. В себе же самом человек может узреть образ Божий через покаяние.
11. Как отражение в зеркале не есть часть природы зеркала, так и образ Божий — не часть человеческой природы, но неотъемлемое свойство человека.
Образ Божий не заключен в какой-либо части человеческого естества, но принадлежит всему человеку в целом.
12. В каждом человеке образ Божий реализуется неповторимо по причине уникальности человеческих личностей.
Бог есть Троица, и в человеческой богообразности святые отцы усматривали тройственность. В человеке есть ум, слово и дух. Ум — Отец, Слово — Сын, Дух Святой — дух.
В строгом смысле Образом Божиим является Сын Божий, а каждый человек создан по образу Сына Божия и является «образом Образа», то есть слово «образ» относится ко второй Ипостаси Пресвятой Троицы, а выражение «по образу» – к человеку.
Данное различение представлено в Священном Писании в посланиях апостола Павла. Он говорит о Сыне Божием как образе Отца (см.: 2 Кор. 4: 4; Флп. 2: 6; Кол. 1: 15; Евр. 1: 3) и о людях как подобных образу Сына: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями» (Рим. 8: 29).
Поскольку все люди имеют образ Божий, то каждый человек достоин почтения вне зависимости от личных и нравственных качеств.
Климент Александрийский: «Когда вы видите брата или сестру, вы видите Бога».
Св. Нил Синайский: «Каждого человека мы должны почитать как бога после Бога».