Принцип веры: изучение, усвоение и интерпретация антропологических знаний возможны лишь при наличии веры в истинность Божественного Откровения, хранимого Церковью. Если человек не верит в истинность Священного Предания, то его рассуждения об антропологическом учении Церкви теряют смысл, ибо без веры человек не способен к правильному пониманию духовного опыта Православия.
Принцип богооткровенности: формулировка, систематизация и интерпретация антропологических знаний должны осуществляться в предельном соответствии с Божественным Откровением (Св. Преданием и Писанием), хранимым в Церкви.
Всякое знание интерпретируется в сознании человека, начиная с этапа понимания и далее непрерывно вплоть до практического использования. Это неизбежно, но если в ходе этих интерпретаций утрачивается содержательное зерно, идея, заимствованная из Божественного Откровения, то допущена неприемлемая ошибка.
Принцип целостности: человек — существо сложное и изменчивое, но при всем его разнообразии и сложности в антропологических исследованиях необходимо сохранять и удерживать целостное видение человека, в определенном смысле — целомудрие. Без этого возникает риск, что наши утверждения и выводы потеряют согласованность и станут набором пестрых противоречивых фраз.
Принцип сотериологичности (душеспасительности): антропологическое знание должно содействовать духовному возрастанию и спасению человека.
Этот принцип следует из понимания того, что Бог есть Любовь. Значит, все, что исходит от Него, есть благо для человека и всей вселенной. Поэтому Божественное Откровение по своей сути всегда полезно и спасительно.
Если наши антропологические выводы, пусть даже в их основании лежали непреложные христианские истины, окажутся губительными для человека и окружающего мира, то это значит, что в ходе исследований мы допустили фатальную ошибку. Божественное Откровение и все корректные его интерпретации не могут нести зло или вред человеку и миру.
Христианская антропология
в ряду иных богословских и научных дисциплин
Православная (религиозная) антропология как самостоятельная богословская дисциплина выделилась из догматического богословия в середине XX века. В содержательном плане она частично пересекается с аскетикой, патрологией, агиологие*, нравственным, пастырским и литургическим богословием Церкви, православно-мировоззренческой психологией и педагогикой.
Религия – это особый мир, особая жизнь, особое мироощущение, мировосприятие и мировоззрение, в котором есть место Богу, и происходит сообразование человеческой жизни с ним, как высшим, надмирным существом (по разному воспринимаемым религиозными людьми и наделяющими Бога разными свойствами).
Мировоззрение — это краеугольный камень, который лежит в основе всей деятельности человека. Каким мы видим мир? В какой системе координат мы живём? Куда мы, наконец, стремимся? А самое главное — зачем?Богословские - название, прилагаемое к научным дисциплинам, исследующим отдельные направления учения Церкви о Боге и богопочитании (Догматическое Богословие, Нравственное Богословие, Литургическое Богословие и т. д.).
Аске́тика – раздел православного богословия, предметом которого является изучение процесса возрождения, исцеления падшего человеческого естества в процессе осуществления христианского подвижничества.
Патроло́гия (от греч. πατήρ и греч. λόγος) — учение об отцах Церкви, их взглядах на виды церковных учений о Боге, о Христе, о человеке, о первородном грехе, о Церкви, о спасении…
Патри́стика — философия и теология выработанные Отцами Церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения. Патристика внесла огромный вклад в формирование этики и эстетики позднеантичного и средневекового общества.
Педагогика – руководство детьми в их воспитании, обучении и образовательном развитии с учётом истинного антропологического знания.
Православная психология и психотерапия — психологические теории практики, соответствующие православной доктрине, признаваемые Церковью.
К основополагающим принципам православной психологии относятся:
• Используемые разнообразные психологические методики, которые преломляются через православное мировоззрение.
• Человек понимается в контексте единства тела, души и духа — чёткой связи между ними, нарушение которой ведёт к болезням.
• Смысл человеческой жизни: развитие добродетелей и преодоление страстей.
• Смерть — это переход души в иное состояние.
• Признание воздействия на человеческую душу со стороны ангелов и падших духов.
• Истинное исцеление не может происходить без процесса воцерковления, без богопознания, самопознания, поста, молитвы, покаяния; противостояния страстям и без возрастания в добродетели.
Жизнеприложимость христианской антропологии
Значимость христианской антропологии — не только в целостном системном изложении церковного учения о человеке. Знание христианских антропологических основ принципиально важно для любой православной гуманитарной деятельности, чтобы правильно организовать ее в соответствии с Божиим замыслом о человеке.
Ее содержание может быть действенным и за границами церковной жизни, способным в некоторой степени повлиять и на научные, философские, психологические, педагогические, медицинские и социальные представления о человеке, а так же содействовать духовному переосмыслению культуры (литературы, искусства и всех сфер человеческой жизнедеятельности).
О взаимосвязях антропологии
с богословием, аскетикой, психологией и педагогикой
Антропология, с одной стороны, является преемницей нравственного богословия в вопросах осмысления христианского поведения и образа жизни, а с другой — дает богословское обоснование положениям нравственного богословия.
Например, проблема добра и зла, которая поставлена философской этикой и воспринята также нравственным богословием, напрямую обращена к догматике и решается на основе христианской онтологии (первозданного состояния человеческой природы), в которой нет понятия субстанциональности (изначального существования) зла. Отсюда нравственное богословие решает эту проблему как перевод из двуполярного философского мира добра и зла в однополярный, где есть только Добро и Благо как Божественное Откровение и Творение, но нет ничего, что могло бы ему противостоять как онтологическое (изначально сущностное) зло. Это же позволяет и православной антропологии решать проблему происхождения греха в человеке, понимать природу греховного поступка, порока, страсти как искаженного, противного добру и Богу, проявления благой природы.
С другой стороны, глубокий анализ страстей, содержащийся в православной антропологии, с привлечением психологии, аскетики, пастырского опыта позволяет по-иному и более продуктивно ставить вопрос о губительном значении греха в нравственной жизни человека и путях его преодоления.
У свт. Григория Синаита есть важное для нас высказывание: «Если мы не уведаем, какими нас создал Бог, то не познаем и того, какими нас создал грех». Эту мысль можно выразить ещё и так: «Если мы не уведаем, какими нас создал Бог, то не познаем и того, как нас исказил грех».
Догматическое богословие (основанное на Божественном Откровении, в т.ч. и антропологическом, - о человеке), говорит нам о том:
- каким был первозданный человек в раю по свойствам, дарованным ему от Бога;
- каким был изначальный Замысел Божий о человеке (его назначение, цель, смысл и призвание), и
- какой стала человеческая природа и личность после грехопадения (что потерял и что приобрёл человек при этом).
Пример: все мы опытно могли испытать на себе, - как изменяется духовно-нравственное и психофизиологическое состояние человека после того или иного греховного поступка (обмана, воровства, клеветы…).
Нравственное богословие говорит о том, каким должен стать прежде падший человек, восходящий от силы в силу в аскетическом подвиге Богоуподобления.
Аскетика как путь к устроению личности, а через нее и мира (прот. В. Зеньковский), говорит и учит нас о том, как этого достигать посредством подвига поста, молитвы, покаяния, борьбы со страстями и возрастании в добродетели. Педагогика – детоводство, с учётом истинного знания о человеческой природе, говорит о том, при каких условиях, каких пед. принципах и методах это постепенно достигается.
А психология учит о том, что важно учитывать при этом наследственно-семейные, психо-возрастные и индивидуальные особенности детей.
Схема, отражающая взаимосвязи православной антропологии
с богословием, аскетикой, психологией и педагогикой
Первым и непреложным основанием православной антропологии, её Первообразом является Богочеловек Иисус Христос (1), - высший идеал Человека, Учителя и пример сыновнего послушания Небесному Отцу, на который должны равняться все христиане.
Вторым основанием православной антропологии является слово Божие (2); Евангельским учением Спасителя, которое истинно, премудро, непреложно, неизменно и пребывает во век. «… Его слушайте…», было сказано Богом Отцом в момент Христова Преображения (см. Мф. 17:5; Лк. 9:35). «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16).
Третьим - догматическое учение Церкви (3), руководствующее нас в уразумении истин православной веры, необходимых для благочестивой жизни, христианского воспитания и обучении детей.
Система воспитания определяется нашими антропологическим знанием, представлениями о человеке (4). Вне человека в человеке ничего изменить нельзя, поэтому очень важно понимать, кто такой и что такое человек, что в нём онтологически (изначально) задано и в каком направлении это необходимо воспитывать и развивать. Педагогика – детоводство, руководство детьми в их развитии с учётом истинного знания о человеческой природе. «Для того чтобы воспитать человека всесторонне, необходимо прежде познать его всесторонне» К. Д. Ушинский.
Нравственно-аскетическое учение Церкви (5) говорит нам о том, каким должен быть богоподобный (обновленный) человек и как практически этого достигать, поэтому в православной педагогике существуют принципы, сопряженные с нравственным и аскетическим учением Церкви.
Каждый педагогический принцип (6) воплощается через следование педагогическим правилам (7) и методическим приёмам (8).
Таким образом: Христос – идеал Учителя и Сына, послушного Отцу Небесному. Слово Божие – является антропологическим откровением и педагогическим руководством в деле воспитания, совершенствования и спасения. Догматическое учение говорит о том, каким был первозданный человек по сотворении и каким стал по грехопадении. Нравственно-аскетическое учение Церкви говорит нам о том, каким должен быть богоподобный (обновленный) человек и как практически достигать этого посредством духовно-трезвенной жизни: поста, молитвы, милостыни, церковных таинств и борьбы со страстями под пастырским руководством. А православная педагогика (душой которой является психология), через принципы, правила и методические приемы поэтапно руководствует в этом своих воспитанников.