Кожаные ризы

После грехопадения и непосредственно перед изгнанием первозданных людей из рая Господь одевает их в кожаные одежды: «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные (χιτῶνας δερματίνους) и одел их» (Быт. 3: 21).

Здесь говорится одновременно и о наказании Божием, и о проявлении Его любви к согрешившему человеку.

1. Кожаные одежды – шкуры животных.

Кожаные одежды – это шкуры животных, которые были даны Богом для защиты людей от неблагоприятных погодных условий и для покрытия их наготы.

Эта мысль характерна для западнохристианской традиции; на православном Востоке её поддерживали св. Ефрем Сирин и свт. Иоанн Златоуст.

2. Кожаные одежды – смертное, страстное, духовно-бесчувственное естество.

Кожаные одежды – это изменившееся естество человека, которое, при падении утратило тонкость и духовность, стало грубой плотью, более похожей на естество животных, чем Ангелов.

Такое истолкование было широко распространено у святых отцов на православном Востоке.

Свт. Григорий Нисский: До грехопадения единый хор разумной природы, Ангельской и человеческой, созерцал единого Главу хора и пел в гармонии с Главой. Но грех разрушил эту вдохновенную гармонию хора. Человек не мог уже свободно общаться с Богом и Ангелами. Отделенный от Ангельского мира грубостью плоти, человек стал жить «скотоподобно» – по плотским законам подобно животным.

Из-за греха нарушена была гармония мира, и в элементах человеческого тела возникло противоборство, в силу чего тело стало грубым, тленным, подверженным страданиям и смерти.

3. Кожаные одежды – завеса, преграда, защита, отделяющая человека от мира невидимого.

Грубая плоть ограждает людей от непосредственного влияния духов злобы. Падшие духи приносят греховные помыслы и ощущения, но люди не видят их.

Свт. Игнатий (Брянчанинов) в «Слове о смерти»: Тело сходно с пеленами младенца. «Обернутое пеленами тело младенца получает правильность, без пелен члены его, по мягкости своей, могли бы получить уродливые формы: так и душа, облеченная в тело, закрытая им от мира духов, постепенно образует себя изучением закона Божия и стяжавает способность различать добро от зла».

Таким образом, облечение в кожаные одежды – грубую плоть – это не столько наказание согрешивших праотцев, сколько проявление заботы о человеке.

Вот почему снять с людей эти защитные одежды стало важнейшей целью диавола. На протяжении всей человеческой истории он многократно, в рамках различных религиозных традиций, предлагает всевозможные методики «духовного совершенствования»: «выход в астрал», гипноз, аутотренинг, медитативные техники, специальные дыхательные упражнения, наркотики, алкоголь, различные галлюциногены и др.

Церковь негативно относится к этим методам именно потому, что они раскрывают человека для воздействия падших духов, окружающих людей после грехопадения. Лишившись покрова благодати Божией, человек становится легкой добычей врагов, цель которых – духовная гибель человека. Часто такие духовные опыты заканчиваются суицидом.

4. Кожаные одежды – образ Воплощения Христа.

Прп. Анастасий Синаит: «В Превечном Совете существует план спасения падшего человека посредством Боговоплощения. И, одеянный в дебелую, но богодарованную плоть, Адам прообразовательно символизирует Господа нашего Иисуса Христа, воспринявшего вместе с этой дебелой плотью все человеческое естество».

Кожаные ризы смертной плоти даны человеку Богом.

Это опровергает дуалистическое учение манихеев о «благом и злом богах» (благой бог создал душу, злой – тело).

Тление

Будучи тварным, человеческое естество не способно к бесконечной регенерации. Без благодатной помощи ресурс человеческой природы начинает истощаться, тем самым наше естество становится тленным.

Свв. отцы использовали слово «тление» в двух значениях.

Во-первых, тление означает подверженность естества страдательным состояниям (болезни, скорби, усталости от труда, физической боли и так далее).

После грехопадения в жизнь человека вторгаются телесные и душевные болезни, труд теряет творческую радость. Родовая жизнь, поражаемая различными страстями, искажается. Рождение детей становится для женщины мучительным и сопряженным с опасностью для здоровья и даже для жизни (Быт. 3: 16).

Во-вторых, тление означает разрушение, распадение целого на составляющие элементы.

Понятие тления может относиться не только к телу человека, но и к душе. Тление души выражается в дезинтеграции присущих ей естественных сил – разума, воли и чувства.

Смертность и смерть

В богословских сочинениях слова смертность и смерть часто употребляются как синонимы, что в определенных случаях вполне допустимо, хотя это не тождественные понятия.

В святоотеческих творениях синонимами слова «смертность» являются «тленность», «болезненность», «страдание», «страстность» (понимаемая как совокупность так называемых неукоризненных страстей: голод, жажда, потребность в отдыхе и иные ограниченности природы, неудовлетворение которых приводит к страданиям).

Смертность – это не грех, но в человеке и видимом мире она стала реальностью вследствие греха. Т.е. «смертность» указывает на свойство или возможность существа при определенных условиях умереть, а «смерть» – на фактическое разобщение с источником жизни.

Смерть есть актуализация смертности, однако наличие смертности в естестве еще не означает безусловную предопределенность к смерти.

Слова «смерть» и «смертность» святыми отцами используются как синонимы только тогда, когда речь идет о смертности, которая с абсолютной неотвратимостью приводит к смерти вне зависимости от нравственных стремлений человека.

Такая смертность возобладала над родом человеческим только после грехопадения Адама, и она обусловлена греховным состоянием естества.

Существо, в котором действует смерть, утрачивает свою целостность и разлагается на составные элементы бытия – в святоотеческой традиции этот процесс называется тлением.

Смерть потенциальна для всех тварных существ в силу их происхождения из ничего и несамодостаточности: ни одно из них не имеет источника жизни в самом себе (ср.: Ин. 5: 26). Однако пока нет греха, смерть не может актуализироваться, ибо только сделанный грех рождает смерть (Иак. 1: 15).

До грехопадения смерть не могла реализоваться в несогрешивших тварных существах, находящихся под благодатью Божией.

Почему Бог, который есть Любовь попустил смерть?

Смерть, по премудрому Промыслу Божию, несет в себе благо для согрешивших людей.

1) Позволив существовать смерти, Бог установил предел греховного существования человека, так что грех не обрел вечность, а зло не стало бессмертным. Смерть растворяет животную природу нашу и таким образом, с одной стороны, прекращает действие зла, и с другой, избавляет человека от болезни, освобождает его от трудов, полагает конец его печалям и заботам, и оканчивает его телесные страдания.

2) Память о неотвратимой смерти побуждает людей готовиться к вечности: помни о конце твоем, и вовек не согрешишь (Сир. 7: 39).

3) Через смерть и воскресение человек обновляется для будущей вечной жизни с Богом: Как сосуд, когда после сотворения его окажется в нем какой-либо недостаток, переливается или переделывается, чтобы он сделался новым и неповрежденным, так бывает и с человеком чрез смерть: ибо он, некоторым образом, разрушается, чтобы при воскресении явиться здоровым, то есть чистым, праведным и бессмертным.

Смерть, впрочем, как и рождение человека есть Тайна спасения человека.

Составлено на основе работ прот. Вадима Леонова по православной антропологии.