«Сердце подлинное есть необъятная бездна»
/Прп. Макарий Великий/

«Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Притч. 4: 23).

«Се, стою у двери (сердца) и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». (Откр. 3: 20)

«Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21).

«Сын мой! отдай сердце твое Мне!» (Притч. 23: 26)

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим…» (Мф. 22:37).

Сердце

1. Центральный орган кровообращения, находящийся в левой стороне грудной полости.

2. Символ средоточения чувств, переживаний, настроения человека; символ отзывчивости, доброты, любовных чувств, привязанности.

3. В переносном смысле – душевный мир человека, его переживаний, настроения и чувства, с определением характера и душевных качеств человека.

В Священном Писании понятие «сердце»
имеет восемь значений и различных смыслов:

1. Это скрытая середина центра, ядро чего либо, глубинная сокровенная сущность человека.

2. Нематериальное Божественное начало в человеке, душа как противоположность плоти, внутренний мир человека, то есть внутренний человек, о котором мы читаем в книгах святых отцов.

3. Сам человек, как носитель определенных физических и психологических свойств.

4. Орган религиозных чувств, орган познания Бога.

5. Орган чувств, вместилище эмоций, центр сосредоточения любви в человеке.

6. Орган желания и воли.

7. Орган мыслительной и разумно-познавательной способности человека.

8. Организм человека, его физические и физиологические свойства.

Библия о сердце

Сердце – средоточие человеческого существа:
✦ всевозможных (добрых и злых) помышлений,
✦ религиозно-нравственных и интуитивных чувств,
✦ эмоциональных переживаний (от любви до ненависти),
✦ общения человека с Богом и людьми,
✦ высшего знания — Богопознания,
✦ восприятия разного рода духовных воздействий,
✦ источник жизни.

Сердце испытывает разные эмоциональные состояния и переживания

Священное Писание выделяет сердце: радостное, поющее, любящее, веселое, горящее, храброе, утешенное, тоскливое, ослабевшее, печальное, скорбное, трепетное, негодующее, вопиющее, благодарное, сокрушенное, смиренное.

Об отношении Бога к сердцу человека

Бог человеческое сердце: знает, испытывает, открывает, направляет, озаряет, очищает, утверждает, пишет Свой закон на нем, дает новое сердце.

Черты невозрожденного сердца: надменное, глупое, лукавое, мятежное, коварное, злое, ожиревшее, ожесточенное, кующее злые замыслы, заблуждающееся, омраченное, обманутое, нераскаянное, неверное, увлеченное идолами, исполнено зла, далеко отстоит от Бога.

Черты возрожденного сердца.

Возрожденное сердце: ищет Бога, отвечает Богу, надеется на Бога, любит Бога, славит Бога, радуется в Господе, радуется о спасении, благодарно Богу, повинуется Закону Божию, говорит истину. Оно твердо, чисто, просто, искренне, мужественно, смиренно, ходит в непорочности, любит других.

Сердце испытывает многообразие чувств: веселится, радуется, скорбит, терзается, негодует, рвется от злобы, горит трепетным предчувствием. В нем гнездится: гнев, прелюбодейная страсть, зависть, надменность, смелость, страх. Его сокрушают поношения, но оно воспринимает и утешения.

Сердце может: каменеть, охлаждаться, леденеть, гореть.

Сердце может быть: глухим, слепым, бесчувственным, теплохладным.

Сердце уповает на Бога и сокрушается о грехах; может быть вместилищем кротости и смирения.

Сердце — центр чувств

Сердце — центр внутренней жизни, оно сосредоточивает в себе все духовные и душевные переживания человека, как положительные, так и отрицательные.

Преп. Hикoдим Святогорец: «Сердце является центром всех чувств и сил души».

Сердце – носитель страстей и добродетелей

В сердце происходит борьба за выбор – поступка доброго или злого.

Ф.М. Достоевский: «То дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей».

Сердце может быть чистым или нечистым.

«Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей!» /Пс. 50:12/

Св. праведный Иоанн Кронштадтский: «Сердце - око существа человеческого; чем оно чище, тем быстрее, дальше и яснее видит».

Преп. Симеон Новый Богослов: «В чистоте сердца проявляются все добродетели».

Средства к очищению сердца: сердечное покаяние, исполнение заповедей, молитва, пост, причащение Св. Таин.

Предназначение сердца

Пример: детская пирамидка, в которой колечки надеваются на центральную ось. Центральная ось необходима: без нее всё развалится.

Человек — многоплановое существо. Чтобы его непростая природная структура имела целостное существование, необходима центральная ось – единый гармонизирующий орган, имеющий свое «представительство» на всех уровнях человеческого бытия и влияющий на их функционирование. Таким органом в человеке является сердце.

Таким образом, сердце есть:
✦ средоточие жизни в человеке, первоисток его мыслей, чувств, переживаний и желаний, в котором фокусируется человеческая личность;
✦ задатчик ритма телесной, душевной и духовной жизни, характера и направленности всей жизнедеятельности человека.

Сердце — центр жизни — физической, духовной и душевной.

Свт. Феофан Затворник: «Сердце есть центр существа человеческого, фокус всех его сил духовных, душевных и телесных, и через него человек входит в связь со всем существующим».

Сердце как физиологический орган обеспечивает через кровообращение все человеческое тело питательными веществами и жизненной силой. Исполняя эту работу, оно одновременно и принимает в себя, и износит из себя кровь.

Душевно-духовное сердце впитывает в себя все впечатления внешнего мира, таинственно объединяет их в себе, переживает их и реагирует на них через изменение настроения, желания, эмоции, помыслы, побуждая человека к определенным поступкам, и т. д.

После грехопадения сердце человека «вдыхает» внешние впечатления, а «выдыхает» помыслы и желания, часто суетные, нередко греховные — собственное «хочу».

Такое сердце не может в полной мере реализовать своё предназначение.

Сердце — орган преображения
и совершенствования человека.

Личный опыт жизни, собираемый в сердце, освящается благодатью Божией. Но для этого божественная благодать должна беспрепятственно входить в сердце.

Подлинное преображение возможно лишь в случае, если человек имеет благодатное единство с Богом.

Через общение с Богом сердце обретает благодатную силу, чтобы использовать её для преображения человеческой природы.

Сердце можно уподобить плавильной печи.

В печь попадают предметы разного рода и преображаются под действием огня. Если сердце человека горит божественным пламенем, то всё греховное в нем постепенно сгорает, а всё доброе очищается и становится бесценным вечным сокровищем души.

Если же сердце объято пламенем страстей, то оно воспринимает только то, что поддерживает огонь, а всё доброе отвергает. Такое сердце становится преддверием ада. Оно производит греховный пепел и шлак, порождая предчувствие вечных мук.

Сердце и Бог

Свт. Феофан Затворник: «Сердце не только обеспечивает жизнь человека на земле, но имеет и высшие духовные функции. Оно есть орган богопознания и точка соприкосновения с Богом».

Сердце — духовная сокровищница человека

Сердце является вышеестественным центром, поскольку вышеестественную благодать Божию, даруемую нам во Святом Крещении, мы приемлем в сердце.

Господь говорит: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21), и апостол Павел: «посла Бог Духа Сына Своего в сердца ваша вопиюща: Авва, Отче!» (Гал. 4: 6), и в другом месте: «любы Божия излияся в сердца наша» (Рим. 5: 5).

Чистое сердце способно воспринимать непосредственное личное обращение Бога к человеку и понимать Его без слов.

Высший ответ, который может дать человеческое сердце Богу, — это любовь.

Сердце и ум

Сердце — орган богопознания. Способы богопознания ума и сердца различны.

Ум созерцает Бога, получает от Него Откровение и наполняется мудростью. Сердце духовно чувствует и переживает встречу с Богом, получает благодать и преисполняется любовью к Нему.

Ум формирует сознание человека, а сердце — подсознание (внутреннюю жизнь души).

Ум порождает мысли, сердце — помыслы*. (*Помыслами называются образы в сочетании с мыслями.) «От сердца исходят помышления» (Мф. 15: 11-19).

До грехопадения ум и сердце пребывали в единстве.

Ум Адама, преисполненный божественными созерцаниями, наполнял сердце духовной радостью; а оно, наполненное благодатным чувством, поддерживало ум в непрерывном богообщении.

Грехопадение разрушило этот союз, но по мере прохождения этапов духовной жизни он может постепенно восстановиться, и тогда человеку открывается подлинное, ранее не осознаваемое содержание его сердца. Ум, пребывая в сердце, увидит безобразие внутреннего человека, так что человек поневоле смирится и восплачет о своей греховности…

Прп. Никодим Святогорец: «И как не восплакать ему, ведь он увидит сердце свое связанным столькими страстями, увидит, что весь его внутренний человек — это не храм Божий, а вертеп разбойников. И видя плач и сокрушение, Господь освободит его от страстей и бесов».

Внутренний человек

«Сокровенный сердца человек» (1 Пет. 3: 4).

«По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием» (Рим. 7: 22; 2 Кор. 4: 16; Еф. 3: 16).

По мысли святых отцов, внутреннего человека образуют ум и сердце в своем единстве. Характер их единения, степень их духовного совершенства и просвещенности благодатью определяет состояние внутреннего человека.

Внутренний человек — это таинственное духовное сокровище, семя будущей вечной жизни. В течение жизни земной он должен развиться, преобразиться, стать соответствующим для жизни с Богом. «Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4: 16).

Сердце и грех

Сердце способно не только познавать Бога и воспринимать окружающий мир, но и становиться вместилищем грехов, страстей и демонов и через это служить источником греховных стремлений души.

Преп. Никодим Святогорец: «Сердце бывает и центром нижеестественным, поскольку все нижеестественные страсти, все хульные, гордостные и лукавые помыслы и все злые желания рождаются в сердце и находятся там».

Сердце, это как средоточие креста. Это – то, где начинается путь либо к жизни, либо к смерти. Сердце – твердыня, которая может противостоять любому натиску извне, ибо буквально «ничто», как говорит Господь, «не может осквернить его». Но из сердца же, вопреки всему доброму, могут исходить и потоки скверны.

Прп. Макарий Великий: «Сердце — малый сосуд, но там есть львы, там есть ядоносные звери, там есть змеи, там пропасти, но там также и Бог, там Ангелы, там жизнь и Царство, там сокровища благодати, там есть всё».

Воспитание сердца

Св. прав. Иоанн Кронштадтский : «При воспитании и образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, - на сердце больше всего нужно обращать внимание. Сердце - жизнь, но жизнь, испорченная грехом. Нужно очистить этот источник жизни, зажечь в нем чистый пламень жизни так, чтобы он горел, и не угасал, и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни»

В чем состоит родительская любовь к детям?

Прот. Максим Первозванский: «Женщина в большей степени живет сердцем, мужчина умом, так они устроены. Даже в семье у мужчины больше ума и меньше сердца, а у женщины гораздо больше сердца, и оно превалирует над умом. Поэтому женщина не занимает в семье положение главы: голова – это муж. Но нужно помнить, что сердце без ума слепо, а ум без сердца холоден».

Св. прав. Иоанн Кронштадтский: «Родители и воспитатели! Остерегайте детей своих со всею заботливостью от капризов пред вами, иначе дети скоро забудут цену вашей любви, заразят свое сердце злобою, рано потеряют святую, искреннюю, горячую любовь сердца, а по достижении совершенного возраста горько будут жаловаться на то, что в юности слишком много лелеяли их, потворствовали капризам их сердца. Каприз - зародыш сердечной порчи, ржа сердца, моль любви, семя злобы, мерзость Господу»?

Сердце - это та целостность, которой все воспринимается, отражается, переживается, все заключается и от него выражается. От него всё исходит и к нему вновь возвращается.

Сердце – седалище совести и нрава. Нравственные потребности записаны в сердцах людей (см. Рим. 2:14) и имеют силу постоянно действующего закона внутри человеческой природы. В нраве находят свое отображение общие свойства природы человека, постоянные стремления его ума, чувств и воли, а также преобладающие привычки и навыки. Каков нрав у человека, такова и его нравственность. А какова нравственность, таковы и отношения, состояние сердца и совести, ибо они зависимы от духовно-нравственного состояния человека. При добром нраве — совесть добрая, чистая и чуткая, а при злом нраве — совесть делается подобной такому нраву.

Прп. Симеон Новый Богослов: Сердце – это орган духа; «никто из нас не может иметь сердце пустым, но... всякий имеет в сердце своем одно из двух: или благодать Духа Святого посредством веры и добрых дел, или лукавого диавола за неверие, нерадение о заповедях Божиих и делание злых, греховных дел».

Прп. Макарий Великий (Египетский): «Сердце владычественно и царственно в целом телесном сочленении. И когда благодать овладевает пажитями сердца, тогда царствует она над всеми членами и помыслами человека. Поэтому очищенное сердце есть «господственный орган» и «престол благодати».

Прп. Симеон (Новый Богослов): В чистоте сердца проявляются добродетели – не одна, не две, не три, не десять, а все добродетели вместе, как одна».

Св. прав. Иоанн Кронштадтский: «Что такое сердце чистое? Kроткое, смиренное, нелукавое, простое, доверчивое, нелживое, неподозрительное, незлобивое, доброе, некорыстное, независтливое, непрелюбодейное».

Исаака Сирина спросили: каким образом узнает человек, что сердце его достигло чистоты? Старец ответил: когда считает всех людей добрыми, и никто не кажется ему нечистым и оскверненным. Тогда он поистине чист сердцем.

Чистота сердца – это вершина духовной жизни человека. И нельзя овладеть этой вершиной, пока не воспитан разум и не воспитана воля. Вот почему святые отцы и предлагают начинать путь духовного возрождения с контроля над помыслами, словами, затем воспитание воли в доброделании и уже затем приближаться к образованию своего сердечного нрава.

Составлено для взрослых учащихся Воскресной школы Спасо-Парголовского храма.