«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).
Надо знать, что путь спасения – путь креста, а не льготной жизни.
«Дело спасения столь важно, что все дела мира сего, как бы они не казались великими и важными, в сравнении с этим делом, первейшим и важнейшим, суть как бы безделье или как тело без духа. Евангелие именует это дело - главным на потребу, а святые отцы называют дело спасения наукой из наук и искусством из искусств – судьбоносным делом всей жизни». / Из духовных наставлений прп. Симеона (Желнина), старца Псково-Печёрского/
Сотериоло́гия (др.-греч. σωτηρία «спасение» + λόγος «учение; слово») — богословское учение о спасении человека.
Предвечный совет. Прежде сотворения человека, произошел Божественный Совет Лиц Святой Троицы. Лица Святой Троицы предвидели грехопадение. Второе Лицо Святой Троицы – Бог Сын, ради спасения человечества изъявил согласие к Воплощению. «Жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне» (Евр. 10:7-10).
Первоевангелие. Первозданный Адам нарушил замысел Божий о нем, но Творец не меняет своего замысла - человек по-прежнему предназначен к общению с Богом, только теперь человек не в силах сам приблизиться к Богу. Необходим Тот, кто восстановит эту утраченную связь, кто спасет человека от власти диавола, греха и смерти.
Таинственные слова Бога, обращенные к диаволу «вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт 3:15) называют первоевангелием. Это предсказание о воплощении Бога Слова – Сын Божий родится от Девы и Св. Духа, без участия мужа, ибо естественный путь размножения отныне становится путем передачи греха.
Благая весть. Та, которая даст свою плоть Богу, родится в том народе, который сохранит веру в истинного Бога – Творца.
Пройдут многие тысячелетия, прежде чем этот народ произрастит из себя достойную стать Матерью Бога – Деву Марию.
Христос – новый Адам. Всё то, чего не сумел исполнить первый человек, выполнил за него воплотившийся Бог - Слово, ставшее плотью, - Господь Иисус Христос.
Спасение человечества во Христе
Грех – это болезнь. Грех в православном понимании — это не преступление или оскорбление в юридическом смысле, а болезнь человеческой природы, ее повреждение. Поэтому спасение мыслится как освобождение от болезни, исцеление и преображение человека.
Вся земная жизнь Спасителя, от Воплощения до Вознесения, имеет спасительное значение для человечества. Каждое событие земной жизни Господа является исполнением предыдущего и без него невозможно.
Почему Бог стал человеком? Только в Богопричастности человек становится здоровым. Чтобы исцелить поврежденную человеческую природу изнутри, Бог должен был получить доступ к ней. «Слово стало плотью», чтобы человеческая жизнь стала сопричастной жизни Божественной.
Зачем Богу надо было распинаться на Кресте? Смерть – это пустота, небытие. Смерть нельзя прогнать, её можно только заполнить изнутри. Чтобы войти в эту пустоту и изнутри заполнить ее, Бог принимает смертную человеческую плоть.
Смертию смерть поправ. Сатана не узнал тайну Христа – тайну Сына Божьего, ставшего человеком. Он считал Его просто праведником, святым, пророком, и полагал, что, как любой сын Адама, Христос подвластен смерти. В ту минуту, когда силы смерти возликовали, что им удалось победить Христа, предвкушая встречу с очередной человеческой душой в аду, они встретились с силой Самого Бога. Тело Христа стало победоносным поражением для смерти, проглотившей Его. Ад был взорван силой Божества и не смог больше удерживать в себе праведников, поглощенных им ранее.
Воскресший Христос. Христос распинает на Кресте больную (страстную, тленную и смертную) человеческую плоть и воскресает с новой плотью, преображенной, обладающей уже другими свойствами, какими отчасти обладало тело Адама до грехопадения.
Христос возносит наше тело одесную Бога. Но тело Воскресшего Христа совершеннее, он возносит его «одесную Бога», а значит, человеческое естество способно будет вновь существовать рядом с Богом.
Бог через рождение от Девы Марии облекается в человеческую плоть, освящает её Своим Божеством и таким образом исцеляет.
Свт. Василий Великий: «Христос приходит для того, чтобы, подобно опытному врачу, связать воедино (исцелить) распавшуюся человеческую природу».
Фундаментальный сотериологический принцип – Бог стал человеком, чтобы человек стал богом.
Священномученик Ириней Лионский: «Сын Божий стал сыном человеческим для того, чтобы человек сделался сыном Божиим».
Святитель Афанасий Великий: «Бог вочеловечился, чтобы человек обожился».
Цель пришествия Христа в мир - соединить человека с Богом таким образом, чтобы каждый из нас мог стать «причастником Божеского естества» (2 Пет. 1: 4). Только в соотношении с этой конечной целью может быть правильно понято учение о Спасение.
Для спасения недостаточно покаяния. Свт. Афанасий Великий: «Покаяние не выводит из естественного состояния, а прекращает только умножение греха».
Покаяние очищает от личного греха, помогает человеку бороться с этим грехом, помогает ему жить Богоугодно, но само состояние человека, его природы как таковой остается прежним. Он может меняться нравственно, быть лучшим, худшим, может даже достигать большой высоты святости, но природа его остается той же поврежденной, способной в любой момент «подставить ножку» человеку.
Жертва Христа исцеляет природу человека. Жертва Христа была нацелена не на очищение от личных грехов, а на то, из чего проистекают наши грехи, - на исцеление поврежденной грехом природы.
Бог воспринял поврежденную природу для того, чтобы исцелить её повреждения, уничтожить последствия первородного греха. Чтобы человек через это исцеление, мог войти в полное единение с Божеством, то единение к которому человек и призван, от начала своего сотворения: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне» (Ин. 15:4).
Православие исповедует целостный взгляд на человека. Православие утверждает, что всё, что есть в человеке, должно войти в Царствие Божие, всё должно быть увековечено, обожено, навсегда соединено с Богом, «… да будет Бог все во всем» (1Кор. 15:28).
Больное естество не может быть увековечено. В нас всё больно: тело болеет и умирает, душа тянется к греховным развлечениям, дух подавлен действиями страстей и лишь изредка дает о себе знать, каким-то необъяснимым дискомфортом страданий, угрызением совести, внутренней неудовлетворенности, беспокойства и тревоги.
Христос – Врач душ и телес. Христос лечит нас различными средствами.
Больной наш ум – орган познания Христос лечит и выправляет Своим непогрешимым Умом - Божественным учением, через познание которого «… мы имеем ум Христов» (1 Кор. 2:16).
Тело наше надо лечить телесным способом. И поэтому Господь в Таинстве Причащения дает нам Свое Тело, чтобы исцелить наше тело, чтобы приучить его жить в Божественной среде, в Божественном наполнении. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Ин. 6:54-56).
Христос – второй Адам. Христос восстановил в Самом Себе человеческую поврежденную природу, которую воспринял в Боговоплощении. Этим самым Он стал начатком нового человечества, вторым Адамом.
От первого Адама мы рождаемся по законам, присущим живой твари. От второго Адама-Христа так же имеется возможность рождения, но другого рождения и другим способом. Это рождение носит характер внутренний, духовный, ибо именуется рождением вторым, от воды и Духа, - духовным или свыше (Ин. 3:3,5).
Свт. Афанасий Великий: «Поскольку естество человеческое, претерпев изменения, оставило правду и возлюбило беззаконие, Единородный Сын Божий сделался человеком, чтобы в Себе Самом исправить сие, внушить естеству человеческому любить правду и ненавидеть беззаконие».
Прп. Максим Исповедник: «Он был не просто человек, а Бог вочеловечившийся для того, чтобы чрез Себя и в Себе обновить естество человека».
Господь Иисус Христос есть Человек безгрешный
В Иисусе Христе не было первородного греха. Это отличие Господа Иисуса Христа от нас по человечеству является следствием Его сверхъестественного рождения.
Вследствие грехопадения прародителей все рождающиеся люди находятся под властью первородного греха.
Если бы Христос родился естественным образом, то он также был бы заражен грехом и находился бы во власти смерти и диавола. Тогда каким же образом Он мог бы освободить от их тирании все падшее человечество?
Если бы Христос родился естественным образом, подлинное соединение Божества и человечества в Нем было бы невозможно. Божественная жизнь и грех — несовместимы, Бог не может соединиться со злом, зло и грех не могут стать содержанием Божественной личности, ибо «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1: 5).
Освободиться от греховного состояния собственными силами для человека невозможно, он попадает в замкнутый круг: для освобождения от греха человеку необходимо воссоединиться с Богом, но это воссоединение оказывается невозможным именно в силу его греховности.
Вследствие сверхъестественного рождения этот порочный круг разрывается, единым действием Бог и освобождает человечество от власти первородного греха и воссоединяет его с Собой. «Сын воплощается для того, чтобы восстановить возможность соединения человека с Богом. Первое препятствие к этому соединению - разлучение двух природ, человеческой и Божественной, которое устранил Христос самим фактом Боговоплощения». /Владимир Николаевич Лосский/
У Иисуса Христа не было личных грехов.
За все время Своей земной жизни Господь не совершил ни одного греховного действия и был свободен от всякой внутренней греховности. Враждебно настроенных по отношению к Нему иудеев Господь спрашивает: «Кто из вас обличит Меня в неправде?» (Ин. 8: 46). Накануне страстей Он говорит ученикам: «Идет князь мира сего и во Мне не имеет ничего» (Ин. 14: 30), то есть не имеет ничего темного, сродного себе.
Многократно призывая всех к покаянию, Христос Сам никогда не чувствовал нужды в покаянии. Нигде в Евангелии нет и намека на то, что Христос в чем-то раскаивался; чувство личной виновности не было свойственно Ему ни в какой степени.
О безгрешности Спасителя говорится в мессианском пророчестве Исайи: «Он не сделал греха и не было лжи в устах его» (Ис. 53: 9). Об этом же свидетельствуют и святые апостолы: «Он не сделал никакого греха» (1 Пт. 2: 22). «В Нем нет греха» (1 Ин. 3: 5). «Не знавшего греха Он сделал за нас жертвою за грех» (2 Кор. 5: 21).
Безупречные страсти.
Спаситель воспринял безгрешную человеческую природу, однако не в том состоянии, в каком она была присуща первозданному Адаму, но свободно подчинив Себя по человечеству последствиям грехопадения, дабы «во всем уподобиться братиям» (Евр. 2: 17). В святоотеческом богословии эти последствия греха называются естественными или безупречными страстями.
Св. Иоанн Дамаскин: «Естественные и безупречные страсти не находятся в нашей власти, они вошли в человеческую жизнь, вследствие осуждения за преступление. Это — голод, жажда, утомление, труд, слезы, тление, уклонение от смерти, боязнь, предсмертная мука, от коей — пот, капли крови... и подобное, что по природе присуще всем людям».
Уничижение Господа: добровольность и необходимость
Почему Бог не исцелил человеческую природу просто Своею властью, Своим Всемогуществом?
Попробуем разобраться.
Весь тварный мир является выражением свойств Божиих. Например, как мы о художнике, о писателе судим по его творениям, по его сочинениям, и говорим тут человек себя выразил, в этой музыке, лирике, этих картинах, так мы говорим, что и Бог выразил Себя в Своем творении. Не случайно ап. Павел пишет, что на основании рассмотрения творения Божьего, мы можем говорить о Премудрости Божией.
Один из законов тварного мира заключается в том, что любое разрушение чего-то требует для своего восстановления усилий, жертвенного подвига, часто страданий, а иногда и смерти. Любое благо приобретается усилием, спасение требует подвига. «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12).
Этот закон проистекает от Бога, и по этому закону восстановление человеческой поврежденной природы не могло совершиться без подвига, подвига, осуществленного в той человечности, которая была повреждена.
Этот подвиг для нас выразился в Боговоплощении в кèнозисе (греч.) (истощании, Самоуничижении Божества), наконец в кресте, в страданиях и смерти.
То, что даром дается, способно развращать, поэтому, Спасение человечества во Христе не могло совершиться автоматически, с насилием над человеческой природой, с устранением человеческой свободы.
Афанасий Великий пишет: «Бог спасает нас не без нас». Без нашего произволения, - подчинения человеческой свободы Божественной воле, невозможно спасение.
Спасение предполагает изменение образа бытия человеческой природы, но такое изменение не может быть навязано человеку извне, не может осуществиться помимо его собственного свободного выбора, ибо праведность, не обусловленная сознательным и свободным выбором, не имеет пред Богом никакой нравственной ценности.
Таким образом, подвиг исцеления человеческой природы: с одной стороны, является осуществлением незыблемого закона бытия, с другой стороны, является прямым указанием всем людям на то, что и мы можем исцеляться путем подвига сообразования своей воли с волей Божией, Ибо Царствие Божие нудится, т.е. усилием воли, понуждаем себя к труду в деле спасения достигается (Мф. 11: 12).
Крестная Жертва – центральное событие Спасения
Крестная смерть – это завершение кèносиса, т. е. истощания и самоуничижения Божества. «Он уничижил Себя Самого, приняв образ раба... смирил Себя, быв послушным даже до смерти и смерти крестной...» (Флп. 2: 6-8).
Крестная смерть – это предел послушания, ради которого Сын добровольно Себя уничижает, отказываясь от всякой Божественной власти.
Грехопадение состояло в преслушании. Адам нарушил Божественную заповедь, и это привело к рассогласованию воли человеческой с волей Божией. Искупление означает обратное движение, возвращение в то состояние, из которого выпал Адам, что возможно только на пути абсолютного послушания Богу. Путь послушания, который должен был пройти Господь по Своему человечеству, предполагал принятие всех последствий нашей падшести вплоть до смерти.
По человечеству Христос претерпевает все искушения, которые только может претерпеть человек и которые влекут человека ко греху. Все эти искушения Господь побеждает не только силою Своего Божества, но и при участии Своей человеческой воли, свободно подчиняющейся воле Божественной.
Явив абсолютное послушание Отцу, Христос приводит Свою человеческую волю в совершенное единение с волей Божией, преображает Свою человеческую жизнь в сопричастность Божественной любви и свободное подчинение Божественной воле.
«Воздержанием, долготерпением и любовью Христос отразил и преодолел все искушения. Он явил в Своей жизни всяческую добродетель и премудрость... Это восстановление человеческой воли во Христе закрепляется позже нетлением нашего естества, то есть воскресением», - пишет прот. Г. Флоровский.
Воскресение Христово увенчивает процесс подвига, который Бог-Слово воспринял на Себя. Воскресением побеждена в принципе, в самой основе, в той человеческой природе, которую воспринял Христос - смерть - то страшное и ужасное, что поразило человечество.