Важнейшие черты образа Божия в человеке: свобода, бессмертие, творчество, владычество, духовность, стремление к совершенству, совесть, любовь, ум, личность, добродетельность. Рассмотрим некоторые из них.

Свобода

Свобода Бога — абсолютна. Свобода человека — условна. Человек привязан к земле, нуждается в пище, воздухе, сне, общении, он зависит от внешних впечатлений, ему нужен Бог.

Степень ограниченности в свободе зависит от меры святости человека:

✦ Если человек сознательно и свободно стремится к осуществлению воли Божией, то он получает благодатные силы и возможности.

✦ Если же его выбор отклоняется от воли Божией, то и возможности для реализации уменьшаются в той мере, насколько намерение противоречит воле Божией.

Свобода понимается святыми отцами в двух аспектах.

1. Свобода личности – это способность личности сознательно самоопределяться, делать выбор и принимать решение, не подчиняясь внешнему принуждению или воздействию, но исходя из внутренних побуждений своего «Я».

Свобода личности – неотъемлемый дар Божий: «дары и призвание Божие непреложны» (Рим. 11: 29).

Отличительное свойство свободы состоит в том, чтобы желаемое избирать свободно.

Поэтому «в своих несчастьях не вини Бога, устроившего естество нерабским и независимым. Вини свое неразумие, вместо хорошего избравшее худое». /Свт. Григорий Нисский /

2. Свобода природная – это возможность беспрепятственно реализовать свой свободный личный выбор.

Природная свобода обретается только в Боге. Она есть дар благодати.

Истинная свобода — свобода от греха. «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3: 17).

Полная утрата природной свободы будет в аду после Страшного суда, где человек, не лишившись личной свободы, будет совершенно бессилен осуществить свои намерения, и это будет одной из причин вечных мучений.

Свобода и ответственность.

Свобода – это великий дар и призвание, но осуществление его налагает на человека огромную ответственность и таит много опасностей.

Свобода и любовь.

Человек создан Богом, чтобы жить с Ним в любви. Любовь возможна только там, где есть свобода. Человек создан свободным, чтобы быть способным любить.

Свобода и воля.

Свобода – это характеристика личности человека. Безличностные существа и стихии (животные, растения, силы природы и т. д.) не имеют свободы.

Воля – это природный инструмент личности для реализации своих целей.

Свобода личности реализуется в природном аспекте через волю, поэтому в повседневной речи слова «свобода» и «воля» часто объединяются в выражении «свобода воли».

В богословском контексте это выражение обозначает личное свободное самоопределение человека и осуществление его решения, то есть речь идет о человеке одновременно и в личностном, и в природном аспектах.

Свобода и благодать.

Духовное возрастание человека возможно только при его добровольном сотрудничестве с Богом (синергии). «Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15: 5).

Высший пример синергии явила Собой Божия Матерь, когда на обращение Архангела Гавриила Она ответила: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1: 38).

Для достижения духовного совершенства человеку необходимы помощь Божья, личное волеизволение, благодатные средства Церкви, нравственные усилия.

Бессмертие

Бог вечен. Его бессмертие абсолютно. Всякая же тварная природа ограничена, несамодостаточна, а значит, по своей сущности не может существовать вечно.

Некоторые тварные существа (люди и Ангелы) в силу их богообразности причастны бессмертию Бога по Его милости.

Однако бессмертие – это еще не вечное блаженство. Получив дар бессмертия, личность через свою сознательную деятельность наполняет его конкретным содержанием: вечной радостью или бесконечным страданием.

Творчество

Бог – совершеннейший Творец, ибо Он способен порождать собственные неповторимые идеи и реализовать их при любых условиях, даже из ничего.

Человек способен к творчеству потому, что имеет в себе образ Божий. Подобно Богу он может порождать возвышенные идеи и реализовывать их, и плоды его творчества способны преображать мир.

Однако, как и все богообразные свойства, способность к творчеству полноценно осуществляется лишь в той мере, насколько человек находится в единстве со своим Создателем.

Если единство с Богом нарушается, то творчество становится ущербным, извращенным и безобразным. В этом случае человек или не способен породить плодотворные идеи, или не в состоянии их реализовать, или же, реализовав, производит вместо совершенства разрушение. Творческий потенциал может быть извращен или нейтрализован богоотступничеством.

Истинное творчество в христианском понимании есть акт синергии Бога и человека, поэтому в его проявлениях всегда присутствует нечто божественное: смысл бытия, красота, премудрость, вечность, добро, любовь, – т. е. божественные свойства.

Для любого человека первейшим предметом творчества является он сам, его личность и природа. «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3: 16).

Только преобразив себя, человек может преображать внешний мир.

Владычество

Владычество есть одно из проявлений образа Божия в человеке, данное ему для того, чтобы он, совершенствуясь в Боге, преображал весь подчиненный ему мир, приобщая его к радости вечного бытия.

«Сотворим человека… и пусть они владычествуют – означает, что где сила власти, там и образ Божий». /Свт. Василий Великий/

Человек, будучи богоподобным, призван к богоподобному же владычеству над всем видимым творением Божиим. Он предназначен не только к внешнему, но прежде всего к внутреннему, духовному господству, для чего ему были даны все средства и возможности. Будучи созданным из земли, он заключает в себе все тварные начала бытия в удивительном созвучии.

Человек есть единственное личное богообразное существо в чувственном мире; он является олицетворением этого мира пред Богом, предстоятелем и ходатаем за него. Поэтому его духовно-нравственное состояние – как совершенство, так и нравственное падение, и деградация – тотчас отражаются на подчиненном ему мире.

Человек призван «возделывать и хранить» рай, т.е. преображать мир и возводить к обожению. «Властвуй над своими мыслями, чтобы стать властителем над всеми существами». /Свт. Василий Великий /

Совесть

Одно из важнейших проявлений образа Божия в человеке — совесть, нравственный закон, который через внутреннее извещение свидетельствует об исполнении или попрании человеком богоустановленных принципов жизни.

Совесть — это диалог с Богом, «голос Божий в человеке».

Слово «совесть» (от со-весть), не только в славянских, но и во всех языках индо-европейской группы несет идею вести — внутреннего знания от Духа Божия, как ведения, вразумления, которое постоянно присутствует в человеке.

«Когда Бог сотворил человека, то Он всеял в него нечто божественное, как бы некоторый помысл, имеющий в себе, подобно искре, и свет, и теплоту; помысл, который просвещает ум и показывает ему, что доброе, и что злое: сие называется совестью, а она есть естественный закон». /Преподобный авва Дорофей/

На Страшном суде Божием даже язычники, которые не слышали о Христе, не останутся безответными, ибо они имеют нравственный закон в себе и должны стремиться жить в согласии с ним. (см. Рим. 2: 14–16)

Совесть и стыд

Совесть и стыд – два взаимосвязанных явления. Согласно пословице: «Есть совесть, есть и стыд; а стыда нет – совести нет».

Стыд – это глубокое личное переживание, порождающее тревогу, смущение, уныние, недовольство собой и ряд других негативных ощущений, от которых можно избавиться только искренним покаянием, отказом от греха и исправлением его последствий.

Составлено на основе лекций прот. Вадима Леонова и его книги "Основы православной антропологии". М., 2013.