Понятие об антропологии

Антропология (от др.-греч. ἄνθρωπος — человек; λόγος — наука) — совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах. [Якимов В. Антропология // Философская энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.]

Понятие о православной антропологии

Православная антропология — учение о человеке, построенное на основе Священного Писания, мистических прозрений отцов церкви и самостоятельного понимания ученых богословов.

Православная антропология — это богословская дисциплина, в рамках которой системно излагается богооткровенное учение Церкви о природе и личности человека, его предназначении и принципах существования.

Предмет, цель и источник православной антропологии

Предмет православной антропологии: бытие человека в свете Божественного Откровения.

Цель православной антропологии: собрать, системно изложить и раскрыть содержание антропологического учения Церкви; указать человеку путь спасения от того, что искажает его подлинный образ, и направить человека по пути духовного возрастания и единения во святом духе со своим Творцом, по образу Которого он создан.

Источник православной антропологии: Священное Писание и Священное Предание (святоотеческое наследие) Православной Церкви.

Разделы православной антропологии

1) Онтология. Человек первозданный (в райском состоянии его природы до грехопадения).

2) Амартология. Человек падший (состояние его природы после грехопадения вне рая).

3) Сотериология. Человек с обновляющейся по благодати природой во Христе и лоне Церкви.

4) Эсхатология. Человек в вечности (благодатию обновленный, облагодатствованный до обожения или святости).

1. Онтология. Человек первозданный

1. Человек до грехопадения — человек «в чистом виде», первозданный, соответствующий замыслу Бога.

В рамках данного раздела выясняется онтологический статус человека. Даются ответы на вопросы о происхождении, смысле существования, предназначении, естественном состоянии и совершенстве первозданного человека. Он описывается в природном и личностном аспектах бытия, излагается учение об образе и подобии Божием.

Человек — венец мироздания, конечная цель творения вселенной. Бог создал человека от избытка любви.

Человек создан иначе, чем все пр. твари, после Троического совета, по образу Божию (Быт. 1: 26) и с возможностью (и заданием) достигнуть подобия Божия.

Предназначение человека в том, чтобы жить вечно в блаженном единстве с Богом; обожиться самому и привести к обожению весь тварный мир. В силу своего предназначения человек гораздо выше и ценнее всего мира.

Дух. Душа. Тело.

Человек целостен и вместе с тем троичен: он состоит из духа, души и тела.

Тело человека – сложный, совершенный и гармоничный аппарат души для общения с внешним миром. Тело — не зло, а храм души и Духа Божия (1 Кор. 6:19). В будущем веке тело наше будет с нами, только преображенное и одухотворенное.

Душа человека – низшая духовная сущность. Душа, пребывая в теле, использует его как орудие. Душевная жизнь состоит в удовлетворении потребностей ума, чувства и воли: душа хочет приобретать знания и испытывать те или иные чувства.

Дух человекаДух – высшая часть души, заключающая в себе способность к Богообщению, Богопознанию, Богоуподоблению и Богопрославлению. Три проявления духа: совесть, жажда Бога, страх Божий. Как сила от Бога исшедшая, дух ведает Бога, ищет Бога, и в Нем Одном находит покой.

Образ и подобие Божие в человеке

Образ Божий – это богодарованное начало, позволяющее человеку жить в единстве с Богом и наделяющее его божественными свойствами. Образ Божий неопределим в тварных категориях, поскольку ниспослан каждому человеку от неописуемого словом или мыслью Бога.

Важнейшие черты образа Божия в человеке: личность, свобода, бессмертие, творчество, владычество, ум, духовность, совесть, любовь, добродетельность, стремление к совершенству и др.

Образ Божий неуничтожим.

Образ дан, а подобие задано: человек призван к совершенству через Богоуподобление в добродетели.

Каким должен был быть человек по Замыслу Божию

Дух призван в единстве с Богом править душой и телом.

Душа, управляясь совестью, творила волю Божию с максимально возможным совершенством, получая высшее наслаждение в Боге.

Тело — послушное орудие, служило духу и душе, подчинялось им.

Человек подчинен Богу, а весь мир – человеку.

Человек сотворен бессмертным по духу и душе, а тело, всецело подчиненное им, тоже должно было проникаться бессмертием.

Таким бы человек и оставался, если бы не произошла величайшая трагедия — грехопадение человека, которое изменило первозданное («добро зело» - очень хорошее) положение вещей.

2. Амартология. Человек падший.

Человек после грехопадения (амартология) — раздел, где описывается духовная «механика» деградации человека, разрабатываются амартологические термины: «грех», «страсть», «тление», «смерть» и т. д., выстраивается их взаимосвязь, описывается их влияние на жизнь человека. Если в предшествующем разделе рассуждения по большей части имеют статичный характер, то есть представляют собой утверждения, констатирующие те или иные богооткровенные истины о человеке, то здесь даются описания динамичные, объясняющие, как и почему человек ниспадает с одной ступени на другую.

Происхождение зла и греха в мире

Бог не сотворил зла, Он сотворил все «добро зело».

Зло и грех вошли в мир благодаря злоупотреблению даром свободы. Его ввел в мир возгордившийся и вследствие этого падший ангел – сатана.

Грех в человеческом мире стал проводником зла приводящим человечество к гибели: духовной, нравственной и физической. Гордость и непослушание первых людей помрачили и извратили первозданную человеческую природу, привели тварный мир к его расстройству, болезням, скорбям, страданиям и смерти (о которой предупреждал прародителей Бог: «день, в который вкусите плод от запретного древа, смертью умрете»).

Первородный грех и его следствия

Первородный грех - грех первых людей, передающийся их потомкам, наследующим от них поврежденную грехом человеческую природу.

Грех прародителей называется первородным, потому что он был первым грехом в первом роде людей – наших прародителей Адама и Евы.

Суть первородного греха в гордостном противлении воле Божией, выраженном в непослушании.

Последствия: разрыв связи с Богом, нарушение цельности и иерархии человеческой природы, расстройство мироздания, катастрофы, болезни, страдания, смерть и адские мучения.

Повреждение человеческой природы после грехопадения. Нарушение цельности и иерархии.

Тело стало господствовать над душой и оказалось подвержено болезням и смерти.

Способности души извратились. Ум отделился от сердца и стал бессердечным, а сердце неразумным.

Человек утратил ведение Бога и духовного мира. У большинства людей и по сей день духовная жизнь подменена душевной.

Греховные страсти

Первородный грех повредил человеческую природу и породил греховные страсти. Греховная страсть – это влечение души в область греха помимо воли человеческой; это болезнь души, через постоянное повторение сделавшаяся как бы ее природным свойством (второй натурой), так что душа произвольно стремится ко греху.

Корень всех страстей, их общее содержание — самолюбие. Три проявления самолюбия: сластолюбие, сребролюбие и славолюбие.

8 главных страстей: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость.

После грехопадения человек попал в бедственное положение: ему предстояло прожить в трудах и скорби всю жизнь, затем умереть и попасть в ад, где вечно пребывать в мучении из-за отделения от Бога. Из этого положения сам человек выйти не мог.

Но Бог — благ, милосерден и человеколюбив. Он совершил наше спасение через искупительную смерть на Кресте («…СВЕРШИЛОСЬ!»), открыл нам путь ко спасению, в надежде, что мы пойдем этим путем за Ним (уподобляясь Ему в добродетели).

3. Сотериология. Человек во Христе.

Человек во Христе (сотериология) — раздел, где дается описание процесса возрождения человека через восстановление единства с Богом. Здесь изложение также ведется в динамичных категориях: становление, развитие, преображение (в историческом плане после Воскресения Иисуса Христа второе и третье состояние в жизни человечества представлены одновременно).

Иисус Христос – Новый Адам.
Христос-Богочеловек. Христос-Спаситель

Жертва, способная искупить человечество, должна была быть: во–первых, смертью человека, во–вторых, — вышечеловеческой.

Иисус Христос стал совершенным человеком – новым Адамом, во всем подобным людям, кроме греха, в то же время являясь Богом. Добровольная смерть Богочеловека на Кресте искупила и оправдала всякого человека.

Результат Боговоплощения

Спасение не является отменой следствий грехопадения. Мы продолжаем быть подверженными нападкам греха и страстей, болеем и умираем.

Для того, чтобы обрести спасение, человек должен сам потрудиться «в поте лица своего». Здесь проявляется великая «педагогическая» справедливость Божия и уважение к свободе: не хочешь — не спасайся.

По согласному мнению Св. Отцов, результат Боговоплощения — несравненно выше просто возвращения в состояние Адама до грехопадения. Человек получает не просто прощение, избавление от смерти, мир с Богом и исцеление, но и гораздо более, — обожение.

Дело спасение – двуединый богочеловеческий процесс и не может быть осуществимо без участия самого человека. Для спасения со стороны человека необходимы две вещи:
1) правая вера
2) благочестивая, богоугодная жизнь.

Хранительницей православной веры является Церковь, которая преемственно передает ее человечеству. Благочестивой жизни мы научаемся через Евангельский образ Христа, Матери Божией и житийные примеры святых.

Спасение невозможно без Церкви

В лице Иисуса Христа спасено всё человечество. Но для того, чтобы спасся каждый конкретный человек, ему необходимо общение Святого Духа.

Церковь есть «вместилище», «жилище» Духа Святого. Дух Святой в Церкви проявляет себя: в Таинствах, в Слове Божием, в догматическом и нравственном учении.

Этапы духовного роста человека

1. Обращение ко Христу: принятие веры, изменение жизни (покаяние), принятие Крещения - просвещение.

2. Следование за Христом: очищение, преображение, обожение.

Страсти и добродетели

4. Эсхатология. Человек в вечности.

Эсхатология — раздел, в котором раскрываются конечные цели и смыслы бытия человека как бессмертного существа. Описывается его будущая жизнь в вечности в той мере, в какой это было открыто людям в Божественном Откровении.

Второе пришествие. Страшный суд.

Частный суд – это суд человека после его телесной смерти. Страдание и блаженство после частного суда, носит предварительный характер.

Второе пришествие – это возвращение Иисуса Христа на землю, когда мир в его нынешнем состоянии прекратит свое существование. По втором пришествии Христовом произойдет всеобщее и одновременное Воскресение мертвых.

Результатом Страшного суда будет вечное мздовоздаяние — блаженство праведных и мучения осужденных злых. После Страшного суда наступит новая эра тварного мира – бесконечное Царство Христа, или Царство Божие.

Составлено на основе работ прот. Вадима Леонова по православной антропологии.