Как быть тем, которые еще от ранней юности своей успели глубоко погрязнуть во всевозможных страстях и похотях, которые успели уже закоснеть в греховной и порочной жизни, для которых известные грехи и пороки стали как бы «второй природой», войдя в привычку? Не погибли ли они окончательно? Возможно ли им получить прощение от Бога и стать на путь истинно-христианской жизни — путь христианского совершенства?
На этот тяжелый для совести многих вопрос св. Церковь дает замечательный и глубоко-утешительный ответ, празднуя в 5-ую неделю Великого поста память Преподобной матери нашей Марии Египтяныни, которая силою покаяния из величайшей грешницы стала ангелоподобной праведницей, «ангельское естество» подвижническим житием своим «удививши».
Изумительно-трогательное житие преп. Марии, которое положено Церковным Уставом прочитывать в храме за Богослужением во время так называемого «Андреева стояния», трудно читать без слез умиления. Как поистине безмерно милосерд Господь к искренно-кающимся грешникам, казалось бы, уже безнадежно погибшим, и сколь велика сила истинного и искреннего покаяния!
Это житие живо и ярко свидетельствует нам, что нет греха, которого бы не простил нам Господь, если только мы по-настоящему и искренно каемся, а потому путь истинно-христианской жизни — заповеданный нам путь христианского совершенства — ни для кого не закрыт.
Как пример такого действенного покаяния, не без особого умысла взята именно преп. Мария Египетская, бывшая прежде блудницей. Хотя в наше время многими ни во что вменяется этот постыдный грех, однако, надо знать, что блуд — это один из самых тяжких грехов. В первые века христианства, когда жизнь христиан отличалась особенной чистотой, было время столь строгого отношения к этому греху, что за впадение в блуд согрешившие этим совсем извергались из Церкви, наравне с отпавшими от веры и совершившими убийство, как негодные члены, осквернявшие чистоту ее. И до ныне, по Апостольским и Соборным правилам, согрешившие блудом не могут быть удостоены высокого служения священнического, которое, по учению великого отца Церкви св. Иоанна Златоуста, выше ангельского, а священнослужители, впавшие в блуд после своего рукоположения, признаются недостойными совершать священнодействия и извергаются из сана.
И вот, несмотря на такую тяжесть и преступность этого скверного греха, преп. Мария, «блудами первее преисполнена всяческими, Христова невеста... покаянием явися, ангельское жительство подражающи», ибо своим глубоким и искренним покаянием, запечатленным поистине сверхчеловеческим подвигом, она «посрамила врага запеншаго» и «безстрастие небесное стяжала» (из канона пр. Марии).
Как утешительно слышать и знать это!
Сколь бы низко ни пали мы, всегда есть возможность возстать, получить прощение от Бога и сподобиться Его высоких благодатных даров. Надо только искренно захотеть этого, а главное по-настоящему покаяться. Это ведь еще не покаяние, если мы приходим на исповедь к священнику, перескажем ему свои грехи (а иногда просто выслушаем его наставление, повторяя: «грешен», «грешна»), прослушаем прочтенную им разрешительную молитву, а потом, без всякого зазрения совести, спокойно продолжаем свою прежнюю греховную жизнь. Настоящее покаяние должно быть всегда соединено с твердым намерением загладить свои грехи и коренным образом исправить свою жизнь.
Только к такому, настоящему покаянию и призывает Св. Церковь, всеми способами располагая нас к нему Великим постом, — а одно чисто-формальное покаяние, лишь механически-приносимое нами на исповеди перед священником, не только нас не спасет и не принесет нам никакой пользы, но может послужить в еще большее осуждение, как греховный и преступный обман не только духовника и самого себя, но и Всеведущего Бога.
Искренность своего покаяния мы должны засвидетельствовать не одними словами, а самым делом — переменой образа жизни, как это мы видим на примере преп. Марии Египетской.
Увы! как далек от всего этого, от такого спасительного умонастроения современный человек, зачастую весь валяющийся в смрадном нравственном болоте самых низменных страстей и похотей, и, тем не менее, держащийся о себе самого высокого мнения, горделиво «с высоты своего величия» поглядывающий на других людей и требующий себе от них всяческого внимания, уважения и даже преклонения, ожесточаясь и озлобляясь, когда этого не встречает. И уж не дай Бог, если он возомнит себя к тому же «судией» других и если одержим мстительностью: суд его будет немилостивым, а мстительность — безпощадной!
Безпросветный животный эгоизм и неудержимая звериная злоба таких людей воистину не знает пределов.
Вот такие-то именно настроения вследствие полного отхода от пути истинно-христианской жизни, пути «узкого» и «тесного», требующего самоограничения и самоотречения, во имя исполнения заповедей Христовых, и погубили нашу Родину-Россию, бывшую некогда, несмотря на все греховные падения русских людей, Святой Русью, ибо, если и были грехи, то было и истинное покаяние, которого теперь нет. Решаемся сказать это «нет» потому, что, если бы такое настоящее покаяние теперь было бы, то была бы опять и Россия, ибо неложен Бог, обещавший, ради десяти праведников, пощадить погрязшие в нечестии и разврате города Содом и Гоморру.
Источник: Архиепископ Аверкий. Великий пост и сущность христианства. Киев.: Православный благовестник, 2004.