Заповеди блаженства
Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное
Блажени плачущии, яко тии утешатся
Блажени кротцыи, яко тии наследят землю
Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся
Блажени милостивии, яко тии помиловани будут
Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят
Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся
Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное.
Блажени есте, егда поносят вам, и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех
В ветхозаветных заповедях о любви к Богу и к ближнему было дано откровение об основе истинной жизни, но внутреннее содержание этой жизни не было еще полностью открыто человечеству. В Новом Завете истинная духовная жизнь полностью раскрывается как совершенная Божественная любовь. Она явилась в лице Иисуса Христа - Самого Бога, ставшего человеком, в Его жизни и в Его учении, а потом, после сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы, жизнь эта, силой Духа Божия, вселилась в сердца христиан, пребывающих в основанной в этот день Церкви.
Божество, соединившись с человечеством, соединило человечество с Божеством. По словам святого Иринея Лионского, новое общение человека с Богом имело своим последствием усыновление человека Богом. Через страдания Иисуса Христа сняты с человечества все грехи, вся ответственность за них, но самое главное: из нравственной смерти люди возведены к истинно-нравственной и вечной жизни.
Возможность получить блага подлинно нравственной жизни дана Христом для всех без исключения людей. Важно подчеркнуть, что эти блага никому не навязываются насильно. Ими может пользоваться всякий, кто пожелает быть в общении с Иисусом Христом, то есть кто постарается исполнить Его заповеди и кто живёт в Церкви и питается ее святыми Таинствами.
В этой связи архимандрит Софроний (Сахаров) пишет так:
«Заповеди Христа по существу суть самооткровение Бога. Выраженные в земных словах, они кажутся нам релятивными, но того, кто соблюдает их должным образом, они поставляют на грань между относительным и безусловным, конечным и беспредельным, детерминированным и самовластным. Следование сим ненасильственным повелениям (выделено мною - В.П.) далеко превосходит наши тварные силы. Необходимо, чтобы Сам Он, открывшийся нам Вседержитель, Своим действенным вселением внутрь нас возносил нас в свойственную Ему сферу безотносительного, никем и ничем необусловленного Бытия: Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Ин. 15: 5)». («Видеть Бога как Он есть», стр. 69)
Каждый член Христовой Церкви – «ветвь лозы-Христа» - или Тела Христова, в душе которого, по обетованию Спасителя, живёт Святой Дух, получает, при условии непрерывного личного усилия, способность к нравственному совершенствованию, во исполнение завета Христа: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5: 48). Этот идеал становится вполне реальным для всякого церковного христианина, как только он начинает «стяжать Святого Духа», Который всему научает, во всём утешает, во всем помогает и направляет, и все «радотостворит»,по замечательному слову преп. Серафима Саровского.
В евангельском законе - законе духа и свободы, - не только даны теоретические решения нравственных вопросов, в нем дан живой Образец совершенной нравственности - в Лице и жизни Спасителя. Нравственная личность Христа была конечной целью жизни всего древнего мира, особенно же людей, живших по закону Моисееву, вся нравственная сила которых заключалась в надежде на Христа, как Спасителя мира. Христос есть альфа и омега - начало и конечная цель каждого подлинного христианина. Христос для того и пришёл в мир, чтобы привести нас к Своему Отцу. Так возлюбил Бог мир, - читаем мы в Евангелии от Иоанна, - что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб но имел жизнь вечную (Ин. 3: 16).
Мы сказали, что блага духовной жизни во Христе и нравственное совершенствование никому не навязываются насильно, подаются тому, кто их ищет, при условии личного усилия. Тот, кто ищет, кто прилагает усилие, обязательно найдет, по неложному обещанию Спасителя, сказавшего в Нагорной проповеди: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и, когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7-7:11).
Святые Отцы Церкви много писали о роли человеческих усилий в исполнении заповедей Божиих. Вот, в частности, что пишет по этому поводу русский духовный писатель 19 в. святитель Феофан Затворник в предисловии книги «Невидимая брань»:
«Покаявшийся предаёт себя Богу на служение; и тотчас начинает служить Ему хождением в заповедях Его и в воле Его. Заповеди не тяжки, но много препятствий встречает исполнение их во внешних обстоятельствах трудящегося и особенно во внутренних его склонностях и навыках. Труженик сам всё действует, хотя с помощью Божией, отдавая себя преданности в волю Божию, или преданием себя вседействию Божию».
Преп. Феодор Едесский пишет, что соблюдение заповедей в первую очередь приносит нам пользу: «Заповеди Христовы соблюдая, мы ничего тем не доставляя Ему, ни в чём не нуждающемуся, и всех благ Подателю, но самим себе благодетельствуем, заслуживая себе жизнь вечную и наслаждение неизреченных благ».
Преп. Симеон Новый Богослов пишет, что Бог от нас ничего не требует, кроме того, чтобы мы не грешили: «Но это не есть исполнение Закона, - пишет далее преп. Симеон, - а только ненарушимое хранение образа и горнего достоинства, в коих стоя по естеству и нося светло-осиянную одежду Духа, мы пребываем в Боге и Он в нас, бываем по благодати богами и сынами Божиими, знаменуемся светом познания Бога, по слову: Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи (Пс. 4: 7)».
«Когда кто, деятельно трудясь в исполнении заповедей, - пишет преп. Никита Стифат, - внезапно исполнится радостью неизглаголанною и неизреченною, так что и сам изменится дивным некиим и невыразимым изменением, и, как бы совлекшись бремени телесного, забудет о пище, сне и других потребах естества: тогда да ведает, что есть Божие ему посещение, производящее в подвизающихся животворное умертвие и вводящее их чрез то в состояние бесплотных. Такой блаженной жизни виновница есть смирение; питательница и матерь - святое умиление; другиня и сестра - созерцание Божественного света; престол - бесстрастие; конец - Пресвятая Троица - Бог».
Иноки Каллист и Игнатии считают, что надо быть готовым жертвовать всем ради исполнения заповедей Божиих: «Надлежит ведать то, - пишут они, - что за заповеди живодательные и за веру Господа нашего Иисуса Христа должны мы, когда потребует время, охотно погубить и самую душу свою, то есть не пощадить и самой жизни своей, как сие Сам Господь говорит: Кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мк. 8: 35).
Как явствует из этих высказываний, евангельский нравственный закон не есть сухая религиозно-нравственная система, а живая благодатная сила, благовестие о спасении и вечном блаженстве в Царстве Небесном. Но что такое блаженство? Это совершенное счастье, к которому стремятся все люди.
В чем же счастье человека? Люди по разному понимают счастье. Одни видят счастье в знаниях и талантах, другие в красоте, славе, богатстве, власти над людьми, в почете и уважении к себе окружающих, в любви, в семейной жизни и так далее. Иногда люди и достигают такого счастья, но оно кратковременно и призрачно. Богатый может потерять свое богатство, здоровый неожиданно заболеть, свободный попасть в тюрьму, умный внезапно лишиться разума и так далее. Всякое такое счастье непрочно и потому не подлинно. Истинное счастье должно быть непреходящим, вечным.
По учению Христа, счастье - это Царствие Божие. Быть счастливым, значит быть членом Царства Божия, жить с Богом. Царство Божие начинается здесь, на земле, теперь, а продолжается и вполне осуществляется на небе, в вечности. Счастью в Царстве Небесном нет конца. Его никто не может отнять у человека и оно не зависит уже ни от каких случайностей. Оно есть блаженство, то есть, совершенное благо, добро, красота и вечная любовь.
Отец Церкви четвертого века Григорий Нисский так определяет понятие блаженства:
«Блаженство есть совокупность и полнота всего, что есть благо и что желается, как благо, без единого недостатка, лишения и препятствия, - и продолжает, - последователи Христа не только ждут блаженства, как будущего, но оно присуще их душе, как настоящее, поскольку в них присутствует Сам Христос».
Блаженством можно назвать еще преисполненное высшей радости неизреченно счастливое состояние, когда дух человека возвышается так, что перестаёт зависеть от всего, что могло бы помешать такому состоянию. По слову апостола Павла: ...не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2: 9).
Блаженное состояние неразрывно связано с близостью к Богу. Более того, оно целиком зависит от этой близости. В пятом стихе 114-го псалма мы читаем: Блажен кого Ты избрал и приблизил, чтоб он жил во дворах Твоих. В 15-ом псалме псалмопевец уверяет нас в том, что ...полнота радостей пред лицом Твоим, блаженство в деснице Твоей во век (11 ст). Блаженство - приобретение достигших Царства Божия, ибо, по слову Христову, Царство Божие внутри вас есть. Таким образом, началом блаженства верующий может насладиться еще в земной жизни.
«Душевное спокойствие и сладость, чувствуемые нами по временам в храме Божием есть задаток той бесконечной сладости, которую будут ощущать вечно созерцающие неизреченную доброту лица Божия», - учит святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Христианская жизнь заключается не в одних только чувствах и неопределенных порывах, а должна выражаться в конкретных добрых делах. Такова воля Божия, таков Его замысел о человеке. Чтобы научить нас в чем состоит воля Божия, без исполнения которой не будет услышана молитва, Христос предлагает девять кратких поучений, - «Заповеди Блаженства», в которых указаны добродетели, награждаемые блаженством.
Все Евангелие указывает путь к достижению вечного блаженства, но особенно сосредоточено Божественное Откровение и блаженство вечной жизни в Нагорной проповеди Спасителя. Нагорная Проповедь Спасителя изложена в 5-ой, 6-ой, и 7-ой главах Евангелия от Матфея. Часть Нагорной Проповеди приведена в 6-ой главе Евангелия от Луки. Центральное место Нагорной проповеди Христа занимают девять Заповедей Блаженства, в которых начертан путь духовного обновления. По аналогии с заповедями Моисея, они носят название Заповедей Христа. Но в отличие от древних Десяти Заповедей, которые были написаны на каменных плитах (скрижалях) и усваивались внешним изучением, Новозаветные Заповеди Блаженства пишутся Духом Святым на самих скрижалях верующих сердец. Вот эти заповеди:
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.
Одна из духовных особенностей современного человека состоит в том, что он ищет пути возвращения к отвергнутым и забытым истинам христианского понимания жизни и, одновременно, останавливается в недоумении перед основными истинами христианского откровения. Нагорная проповедь, Заповеди Блаженства, для многих наших современников звучат, как небесная музыка, как то, именно то, чего ищет человеческая душа. Еще раз повторяю: Заповеди Блаженства - не принуждение, но призыв. В них указаны лучшие пути к достижению вечного блаженства и важнейшие христианские добродетели в порядке их высоты - смирение, покаяние, кротость, жажда правды, милосердие, чистота сердца, миротворчество, страдание за истину и мученичество за Веру.
Истины Заповедей Блаженства прекрасны и святы. Ощутить начатки блаженства можно лишь углубляясь в их изучение. Тому, кто готов так подойти к Заповедям Блаженства, да и вообще ко всему Священному Писанию, Христос оставил такое обетование: Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его (Лк. 11: 28).
© Прот. Виктор Потапов, 1993