Ирина Иванова

Великий Пост начинается Великим покаянным каноном святого Андрея Критского - это покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой. Моя жизни показана мне, как часть той великой борьбы между Богом и силами тьмы, которые восстают на него.

С чего начну я оплакивать
Окаянные дела моей жизни
Какое начало положу я,
Христос, нынешнему рыданию?

Нам надо понять, что грехопадение - это моя личная история. Слова Канона призывают меня к ответу, говорят они о событиях прошлого, но смысл их вечен, поскольку каждая человеческая душа проходит тем же путем испытаний, стоит перед выбором. Канон являет нам грех, грех не как естественную слабость, а как падение человека с неизмеримой духовной высоты, отказ от своего высокого призвания. Постный путь начинается с возврата к тому миру, где ве говорит о Боге, находит настоящие измерения своей жизни и, найдя их, кается.

Покаяние - начало и условие подлинной христианской жизни. Первое слово Христа, когда Он начал проповедовать, было: Покайтесь (Мф. 4:17). Великий Пост - настоящая школа покаяния, в которой каждый человек должен ежегодно учиться углублять свою веру, пересматривать свою жизнь, и насколько это возможно, ее изменять. Пост - это духовное путешествие, а цель его - Пасха. Пасха - переход в Царствие Божие, превращение величайшей из трагедий в окончательную победу: "Смертию смерть поправ". Все Отцы и подвижники учат, что истинный пост бывает, когда человек воздерживается от зла. Святому Макарию Великому однажды сам искуситель сказал: "Я не силен против тебя, Макарий. Все, что ты делаешь, и я делаю. Ты постишься, а я совсем не ем. Ты бодрствуешь, а я совсем не сплю. Одним только побеждаешь меня". "Чем же?" - спросил Макарий. "Смирением, - ответил диавол, - вто почему я не силен против тебя". Отсюда видно, что нельзя возлагать все надежды на один телесный пост.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин пишет: "Один телесный пост не может быть достаточным к совершенству сердца и чистоте тела, если не будет соединен с ним и пост душевный. Ибо и душа имеет свою вредную пищу. Отяжеленная ею, душа и без избытка телесной пищи впадает в сладострастие. Злословие есть вредная пища для души, и притом приятная. Гнев есть также пища ее, хотя вовсе не легкая, ибо часто питает ее неприятной и отравляющей пищей. Зависть - пища души, которая растлевает ее ядовитыми соками, мучит ее бедную чужим успехом. Тщеславие - пища ее, которая на время услаждает душу, а потом опустошает, лишает всякой добродетели, оставляет бесплодной, так что не только губит заслуги, но еще и навлекает на себя большее наказание".

Великий Пост - это попытка вновь утвердить должные отношения с окружающими нас людьми. Люди - гораздо важнее, чем ограничения в пище. Св. апостол Павел настаивает: "Пища не приближает нас к Богу" (1 Кор. 8:8). Люди стоят на первом месте, а за ними следуют правила об ограничении в пище. Пост без любви - пост демонов, воздержание от пищи бессмысленно, если оно не способствует восстановлению отношений.

Истинный пост не цель, а средство - смирить свою плоть и очиститься от грехов. Пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Без молитвы и покаяния, без воздержания от страстей и пороков, искоренения злых дел, прощения обид, воздержания от супружеской жизни, исключения увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора, пост становится всего лишь диетой.