2023 год богат юбилейными датами. Немало было в этом году и 150-летий. Широко отмеченные в нашем городе 150-летия Рахманинова и Шаляпина почти заслонили 150-летие человека, жизнь которого была в духовном значении особенно значимой именно для нашего города, хотя духовный свет его подвига, несомненно, простирает свои лучи на всю нашу Церковь и всю нашу страну.

150-летие со дня рождения митрополита Вениамина отмечалось еще весной, 30 апреля, и совпало с Неделей Жен-мироносиц. Но, поскольку в Церкви не принято отмечать Дни рождения (исключения сделаны только для Господа, Богородицы, Иоанна Предтечи и отчасти Святителя Николая), поскольку подлинным днем рождения христианина признается день его перехода в вечность, то закономерно, что главные юбилейные торжества были приурочены ко дню мученической кончины Святителя и иже с ним убиенных священномученика Архимандрита Сергия и мучеников Юрия и Иоанна, отмечаемому 13 августа.

В прошлом году отмечалось 100-летие их мученической кончины, которая была отмечена очень широко с участием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Хорошо, что и в этом году,году 150-летия со дня рождения Святителя, хотя, несколько скромнее ,его память была все же достаточно широко отмечена. День памяти Святителя начался с Божественной Литургии в Исаакиевском соборе, которую возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий в сослужении митрополита Волгоградского и Камышинского Феодора, епископа Ардатовского и Атяшевского Вениамина(Мордовская митрополия), епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава, епископа Плесецкого и Каргопольского Александра(Архангельская митрополия), епископа Петергофского Силуана и сонма священнослужителей Петербургской митрополии. .Исаакиевский собор был выбран для проведения памятной Литургии не случайно. Он был кафедральным в те годы, когда митрополит Вениамин управлял Петроградской епархией.

Торжественное служение митрополита Варсонофия в этот день в Исаакиевском соборе, как бы символизировало возвращение Святителя Вениамина на свою кафедру, к своей пастве. За причастным стихом в исполнение богослужебного хора Исаакиевского собора под управлением Льва Дунаева прозвучал тропарь священномученику Вениамину на музыку известного петербургского композитора Михаила Малевича. Проповедь перед причастием о жизненном подвиге митрополита Вениамина произнес клирик Исаакиевского собора протоиерей Иоанн Вейго.

По завершении Литургии к молящимся в соборе обратился митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Он остановился на трагических обстоятельствах, приведших к петроградскому процессу священнослужителей и мученической кончине митрополита Вениамина и его сподвижников. Владыка подчеркнул что, несмотря на свою трагическую кончину Святитель Вениамин жив, был и остается молитвенником и предстателем за свою паству, за наш град, за всю российскую землю, и мы тоже должны молиться ему, чтобы времена безбожия никогда более не повторились в нашей стране.

Владыка наградил Знаком Священномученика Вениамина директора ГМП "Исаакиевский собор" Юрия Мудрова, активистов Общества ревнителей памяти Священномученика Вениамина Владимира Лыпаря, Любовь Ивановскую и Александра Рютина. Молящимся в храме были розданы иконки Святителя и буклеты с его жизнеописанием.

День памяти Священномученика Вениамина был продолжен в Концертном зале Академической капеллы, где была исполнена оратория-похвала известного петербургского композитора Михаила Малевича"Страдалец до Голгофы", на текст Любови Ивановской.Зал Капеллы был переполнен,в ложе находились митрополит Феодор, епископы Вениамин Мстислав, Александр и Силуан.

Приветствие митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия огласил епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав. Приветствие губернатора Санкт-Петербурга А.Д.Беглова огласил руководитель отдела по связи с религиозными организациями В. Г. Иванов.

Произведение Михаила Малевича было впервые с большим успехом исполнено год назад на памятном вечере в Большом зале филармонии, где 100 лет назад происходил печальной памяти процесс над петроградскими священнослужителями. Многие тогда отмечали высокие художественные достоинства оратории и выражали желание вновь услышать ее. И, слава Богу, что исполнение, несмотря на все трудности собрания столь большого исполнительского коллектива в разгар отпускного времени, состоялось.

Ораторию Михаила Малевича можно назвать музыкальной иконой Священномученика Вениамина. С первых тактов оратории ощущаешь, что имеешь дело с духовной музыкой. Уже оркестровое вступление пронизано интонациями, которые своим духом чем-то отличаются от духа даже самой серьезной светской музыки.

Что-то трагическое и в тоже время необыкновенно величественное, превосходящее все земное слышится в них. И кажется, что не случайно в заглавии оратории звучит слово "Голгофа". Название оратории "Страдалец до Голгофы", несмотря на его кажущуюся странность, следует признать очень удачным. Это выражение употребил в своем письме близкий по духу к Святителю Вениамину один из основателей Александро-Невского братства будущий Священномученик Иннокентий Тихонов. Выражение это, очевидно, содержит аллюзию на всем православным известный текст из Послания апостола Филиппийцам, читаемый в богородичные праздники-"послушлив быв даже до смерти, и смерти Крестныя" (Флп.,2, 8).

Тем самым подвиг Святителя, верного последователя Христова, сближается с подвигом самого Спасителя. И, действительно, вся жизнь Святителя была незримым страданием. Он имел удивительно чуткое, доброе сердце, вмещавшее в себя скорби множества людей, приходившим к нему за советом, утешением, поддержкой. Он умел поддержать столь многих, потому что близко принимал к сердцу их скорби. Но это было бы невозможно, если бы он не устремлял всегда свой мысленный взор на Голгофу, не черпал в страдании Единственного Страдальца утешение в многоразличных скорбях своих собственных и своей паствы. Он как бы духовно проходил своей жизнью путь на Голгофу, и как Господь смирил Себя до смерти Крестной, так и святитель в конце своего страдальческого жизненного пути как бы взошёл на Голгофу, потому что подготовлял себя к этому всей предшествующей жизнью. И заключительный этап этого восхождения рисует средствами музыки и художественного слова оратория "Страдалец до Голгофы".

Очень важное значение имеет текст оратории, составленный Любовью Ивановской, внучкой протоиерея Петра Ивановского, которому было адресовано пронзительное предсмертное письмо Владыки Вениамина, чудом дошедшее до нашего времени. Декламация этого письма, на которую накладывается удивительно точно передающее его дух музыкальное сопровождение, является смысловой, духовной кульминацией оратории.

Очень удачно использован в оратории текст замечательной проповеди Первоиерарха Русской Православной церкви за рубежом митрополита Анастасия Грибановского о подвиге новомучеников. Чтение фрагментов этой проповеди под оркестровый "иссон" вводит нас в таинственный мир мученического подвига, в котором действуют совсем другие законы, непонятные и неприемлемые миром сим. Очень хорошо, что всем присутствующим на концерте были розданы буклеты с текстом оратории, потому что музыка Михаила Малевича это прежде всего прекрасная иллюстрация текста оратории, позволяющая глубже пережить всю пронзительность трагедии беззаконного судилища.

Духовная оратория – это во многом новый жанр для русской музыки,связанный с возрождением духовной и церковной жизни в нашем отечестве. Хотя в 19 веке в этом жанре были написаны произведения А. Рубинштейна и Н.Зарембы, но они, представлявшие в значительной степени подражание ораториям Мендельсона, были вскоре забыты. Кантаты Танеева,из которых вторая, "По прочтении псалма" по своим масштабам вполне может быть названа ораторией, тоже в значительной степени вдохновоялись западной музыкой Очень масштабное яркое, до нашего времени, возможно, неоцененное произведение написал перед самой революцией А. Кастальский - "Братское поминовение героев, павших в Великой войне", ораторию-реквием на литургические тексты Православной, Католической и Англиканской церквей, своего рода предтечу Военного реквиема Бриттена.

Но возродителем, а отчасти и создателем жанра духовной оратории следует считать митрополита Илариона Алфеева, который в своих произведениях, и прежде всего в лучшем из них - оратории "Страсти по Матфею" соединил то, что казалось безнадежно разошедшимся - западную гармоническую музыку и старинные стили русского церковного пения, музыку духовную и музыку светскую, которая в своих лучших образцах тоже по-своему, духовна, свидетельствует о главном и высоком.

За прошедшие 15 лет жанр духовной оратории или кантаты или даже оперы, т. е. Жанр светского по стилю музыкального произведения на духовные тексты или на сюжеты из Священной истории, развился. Можно назвать произведения П. Карманова, Г. Ханеданьяна, А. Микиты, В. Малаховской и некоторых других. Среди них оратория М. Малевича занимает особое место. С одной стороны, она примыкает ближе всего к оратории митрополита Илариона "Страсти по Матфею". Многое в этих двух произведениях видится созвучным, но это не подражание, а следствие подобия духовной сущности содержания - там путь на Голгофу, добровольно избранный Спасителем, а здесь тоже добровольно избранное шествие к мученичеству за Христа и Его Церковь.

С другой стороны в оратории явственно ощущаются интонации музыки Д.Шостаковича,великого музыкального летописца трагических событий, постигших нашу страну в 20 веке. Этот сплав делает ораторию Малевича самостоятельным, оригинальным произведением, не имеющим прямых аналогов в русской музыке. Подобный евангельскому лаконизм текста усиливает впечатление, создаваемое музыкой. Это не художественное описание подвига Владыки, а именно его икона.

В текст проповеди митрополита Анастасия очень органично вплетаются отрывки апостольских посланий таких, как фрагмент из Послания к Евреям - 11, 37-40, читаемый в дни общей памяти святых, превосходно вокализированный диаконом Александром Андреевым. "Да не без нас совершенство приимут" - мощно подхватывает хор последние слова этого впечатляющего чтения-пения.

От характеристики мученического подвига текст переходит к подвигу митрополита Вениамину. Ведь он лишь один из мучеников при всей специфичности его подвига, и все что характерно для мучеников, приложимо и к нему. "Среди этой дружины зрим тебя, Священномученика Вениамине... - возвещает своим мощным басом протодиакон Сергий Шалберов, участие которого в проекте есть одна из самых удачных находок.

Далее следует вокализ, чем-то напоминающий старорусские заплачки. Это церковный народ скорбит о участи своего Архипастыря. Чтец читает краткую духовную историю жизни митрополита, мечтавшего еще в юности поревновать мученикам, и Господь исполнил желание его сердца. Поэтому никакие усилия не могли изъять митрополита из рук нечестивых,ибо он страдал по собственному желанию и воле Божией. Драматичная оркестровая фреска с мощным звучанием всей духовой группы являет арест Владыки его непоколебимую решимость и великое смятение, которое объяло церковный народ.

Звучит последнее слово подсудимого Владыки - "Я не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре, жизнь или смерть, -но что бы вы не провозгласили в нем, я с одинаковым благоговением обращу свои очи горе, возложу на себя крестное знамение и скажу; Слава Тебе, Господи Боже, за все".

Хор как бы в неком покаянном восторге поет Трисвятое. Но мучители не вразумились этим величием спокойствия и мудрости Владыки. "Древний приговор" повинен есть смерти" - был произнесен", - мощно возвещает протодиакон.

Но между произнесением приговора и его исполнением промыслительео прошло некоторое время, в которое Владыка имел возможность наставлять своих пасомых в письмах. Вероятно, такое письмо было не одно, но Владыка из опасения за безопасность своих адресатов, просил их по прочтении уничтожать. И только родственники протоиерея Петра Ивановского нашли в себе мужество сохранить в память о Владыке его предсмертное письмо, обнаружение которого было в течение десятилетий чревато самыми серьезными неприятностями для хранивших его.

Внучка протоиерея, Любовь Александровна Ивановская, выражая хранившуюся в семье благодарную память о Владыке, стала автором идеи и составителем текста оратории. И прекрасно, что текст предсмертного письма, уникальный документ, раскрывающий нам внутренний духовный облик Владыки, о котором мы знаем больше с внешней, официальной стороны, стал смысловой кульминацией оратории. Прекрасно, с глубоким проникновением в смысл письма, в его, если так можно выразиться, радостный трагизм, прочитал его и в этот и в прошлый раз иерей Сергий Чекоданов.

Прекрасны написанные Михаилом Малевичем интерлюдии, выделяющие смысловые разделы письма, и само музыкальное сопровождение декламаций. Замечательна хоровая интерлюдия, в которой пропеваются слова, составляющие духовную квинтэссенцию письма - "Христос наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда хорошо". Пение этих слов сопровождает дальнейшее чтение письма. После слов "Теперь время суда" - врывается, быть может, самая трагическая музыкальная тема оратории. Напряжение музыки постепенно ослабляется, ее течение становится более спокойным при чтении заключительного раздела письма, в котором Владыка наставляет о. Петра, как он должен вести себя в тех условиях, в которых он оказался.

Величественно звучит хоровое резюме письма, точнее то действие Владыки, которое стало следствием мыслей выраженных в письме: - "Радостно шел ты на крест, отвергнув последнее искушение "пожалеть себя для Церкви". - "Ты достиг меры мужей совершенных! "-громогласно возвещает протодиакон.

После чтения из проповеди митрополита Анастасия о том, какой славы сподобился Владыка за свои страдания, эти слова мощно подхватывает хор. Затем следует чтение о казни митрополита и его сподвижников, за чем следует трагическая тема с соло виолончели, постепенно просветляющееся при чтении о славе мучеников - Ты смертью купил себе вечную жизнь" - "Адамантово мужество страстотерпцев оправдало Церковь перед лицом мира!".

Музыка чем-то напоминает здесь колыбельную, что отнюдь не неуместно, вспомним, что и Страсти по Матфею Баха завершаются по сути дела колыбельною почившему во гробе Христу. Затем следует торжественная кульминация оратории - чтение протодиаконом несколько перефразированных слов из Послания к Римлянам, смысл которых в том, что нет силы, которая может оторвать христианина от Любви Божией. (Рим.8, 38-39)

Чтение заключительных похвал мученикам как бы тонет в мощном звучании хора, исповедующего смысл и суть подвига мучеников - "радуйся, собор крепкий и терпеливый... Через вас прославляется Христос, Иже вчера, днесь, Той же и во веки (Евр.13, 8).

После этого грандиозного, мощного финала, чем-то напоминающего финальные разделы симфоний Шостаковича, что неудивительно, если вспомнить, что автор воспитанник Ленинградской композиторской школы, следует своего рода катарсис, снятие напряжения - написанный Михаилом Малевичем тропарь Священномученику Вениамину, заставляющему нас вспомнить, что мы на церковном мероприятии, благословленном священноначалием, и саму ораторию можно отнести к паралитургическому жанру.

Но тропари праздникам и святым в уставных богослужениях, как правило сопровождаются богородичными тропарями. Богородичные завершают все богослужения, за исключением Господских двунадесятых праздников. И здесь промыслительно для завершения оратории был найден уникальный документ, ноты песнопения Богородице Дево, радуйся, написанные прямо в зале суда проходившим по делу митрополита Вениамина старостой Консерваторской церкви, известным русским композитором Сергеем Ляпуновым. Так смыкаются времена, и мы становимся, как бы соучастниками трагических событий, проходивших более 100 лет назад.

Михаил Малевич написал, как нам представляется очень удачный контрапункт, прелюдию к песнопению и отредактировал сам его нотный текст, в котором содержались ошибки, допущенные композитором из-за переживаемого им волнения. Песнопение Ляпунова в редакции Малевича вполне могло бы завершить вечер, однако, по благословению священноначалия, его завершили обиходные величания Священномученику Вениамину, новомученикам и исповедеикам Российским и тропарь Кресту "Спаси люди твоя.., уже звучавший в оратории с музыкой Малевича.

В целом исполнение оратории "Страдалец до Голгофы" 13 августа 2023 года в зале Академической капеллы можно признать большой удачей авторов и всего коллектива исполнителей. Трудно даже сказать, какое исполнение было более удачным, прошлогоднее или нынешнее. Коллектив исполнителей довольно существенно изменился, но не изменилось главное - превосходная музыка Михаила Малевича и превосходный текст, составленный Любовью Ивановской.

Кажется, что меньший зал Капеллы сделал музыку Малевича, более концентрированной и в чем-то более выразительной. Превосходно справились со своей задачей ведущие Сергей Курышев и Ангелина Неволина. Как единое целое звучал хор, и трудно, не зная, (а автор этих строк не знал) было подумать, что это хор, состоящий из трёх разных самостоятельных коллективов, а не единый коллектив.

Игра по преимуществу молодежного оркестра, кажется, несколько уступала прошлогодней игре филармонического оркестра, но некоторые недостатки, которые можно было заметить были не столь велики, чтобы умалить превосходные достоинства музыки Михаила Малевича.

На взгляд автора этих строк более сильное затемнение зала в прошлом году более отвечало содержанию оратории, которое сродно "темным " страстным богослужениям. Кажется, был более удачным и видеоряд, хотя, понятно, что на этот счет могут быть разные мнения.

Думается, что второе исполнение оратории "Страдалец до Голгофы", прошедшее в переполненном зале Капеллы и вновь очень тепло встреченное слушателями подтвердило ее достоинства. Митрополит Вениамин вполне достоин того, чтобы память его торжественно бы прославлялось в нашем городе ежегодно. И оратория Михаила Малевича, думается, вполне достойна того, чтобы ежегодно украшать это торжество.

Артемий Гилянов